Маленькие люди в чёрном. Чехов с точки зрения абсурда

«А чего они все такие странные, в чёрном?» - первое, что ударило мне в голову, лишь только мы вошли в зал. Собственно, слово «странно» засело в мыслях, как только я впервые услышала название нового спектакля театра молодёжи – «Психопаты», премьера которог

6 нояб. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2432 от 6 нояб. 2008
24515dd42f5114a97d042f9f704fbfbd.jpg

«А чего они все такие странные, в чёрном?» - первое, что ударило мне в голову, лишь только мы вошли в зал. Собственно, слово «странно» засело в мыслях, как только я впервые услышала название нового спектакля театра молодёжи – «Психопаты», премьера которого состоялась в субботу.

Постановка представляет собою несколько небольших зарисовок по рассказам Антона Павловича ЧЕХОВА. Молодой режиссёр Ирина ТЕЙТ сама сделала инсценировку.

- Было непросто работать с текстами Чехова, - признаётся она. – Это же классик - нельзя ни переврать, ни досказать, ни извратить. Я использовала аж 14 рассказов Чехова - очень захотелось объединить их в одну историю.

- А почему название такое?

- «Психопаты» – один из рассказов, отражённых в пьесе. Я считаю, в нашей сегодняшней жизни состояние психопатии стало обычным, - говорит Ирина Тейт. - И не потому что мы такие, а потому что жизнь такая.

Массовка в «Психопатах» не просто живёт своей жизнью. Это полноценный герой, который, собственно, и двигает всё повествование вперёд. Почти греческая трагедия, где хор (читай: народ) подчёркивает очень важные, а иногда и ключевые моменты философии самого автора.

Есть в пьесе любовь, есть политика. Досталось и прессе – Антон Павлович знал особенности редакционной работы не понаслышке, сам был видным журналистом своего времени. Чехов, а вслед за ним и авторы спектакля, смеются над человеческими слабостями. «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть», - утверждает писатель. Пожалуй, эту пьесу можно считать своеобразным зеркалом общества. Тем самым зеркалом, на которое «неча пенять…».

Минимум цветов – лишь чёрный и белый. Минимум декораций. Роль «предметов» исполняют сами актёры. Вот и оказывается, что скамейки в саду, деревья и кусты – живые и действуют, помогая или мешая героям.

Ключевой образ пьесы – образ «маленького человека». Ему, такому, казалось бы, слабому, приходится противостоять редактору газеты, в которой он работает, бороться за свою любовь, делать главный в жизни выбор.

Люди-часы отсчитывают время. И вот через 10 лет «маленький человек» Егор ГВОЗДИКОВ тащит за своей изрядно пополневшей и «постервевшей» женой огромный чемодан. Спотыкается, но тащит. И… не находит себе места в больших часах, где помещаются все герои «Психопатов».

- Основная проблема пьесы - проблема выбора, - объясняет Ирина. - Морального, нравственного. Она постоянно встаёт перед героем: как он хочет жить, что для него важно в жизни. Моральный выбор ставит перед нами жизнь каждый день.

- Пьеса сложна. Почему именно в театре молодёжи её поставили – молодому зрителю, наверное, будет непросто понять и оценить проблематику спектакля?

- Нам просто хотелось взглянуть на Чехова со своей точки зрения. В школе все изучали рассказы и пьесы этого писателя. И едва ли школьники находят в Антоне Павловиче что-то незаурядное – так, скучные рассказики. На самом же деле в нём скрыто очень и очень многое. Он ведь предтеча театра абсурда, основатель жанра трагикомедии – новатор. Мы смотрим на него с таких позиций.

Автор: Маргарита МАВРИЧЕВА