«Аллигатор» показал зубы

В среду в Арсеньеве на авиационном заводе «Прогресс» состоялось торжественное мероприятие, посвящённое началу серийного производства нового боевого ударного двухместного вертолёта «Ка-52», получившего прозвище «Аллигатор».

31 окт. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2431 от 31 окт. 2008
26894600189e9f07da5f203a73b0150d.jpg

В среду в Арсеньеве на авиационном заводе «Прогресс» состоялось торжественное мероприятие, посвящённое началу серийного производства нового боевого ударного двухместного вертолёта «Ка-52», получившего прозвище «Аллигатор».

Гостям «Прогресса» показали производственные цеха предприятия, в которых собирают спортивные самолёты «Як-54», а также вертолёты «Ка-50» («Чёрная акула») и «Ка-52» («Аллигатор»). Вниманию зрителей был представлен групповой прыжок парашютистов Арсеньевского авиационно-технического клуба. Сразу после их приземления над лётным полем пронеслись два спортивных самолёта «Як-54», пилотируемые абсолютным чемпионом мира и Европы по воздушной акробатике Михаилом Мамистовым и чемпионом России Олегом Шполянским. Затем над полем появился вертолёт «Чёрная акула». Он показал несколько боевых разворотов, полёты боком и кормой, плоский разворот – когда машина без крена поворачивает в сторону, сохраняя при этом прежнее направление движения. Такой маневр может создать в реальном бою определённые преимущества для вертолёта, возможно, позволит ему выжить в сложных условиях боя. В заключение «Ка-50» продемонстрировал маневр, который называется «воронка»: вертолёт перемещается по кругу таким образом, что его нос всегда смотрит в центр воображаемого круга.

В своём выступлении генеральный директор ОАО ААК «Прогресс» Юрий Денисенко сообщил, что «Аллигатора» на предприятии ждали много лет: «Только в конце прошлого года поступил заказ на его производство. Много времени ушло на подготовку, на работу со смежниками. Но все трудности уже позади. Сейчас мы с гордостью заявляем, что вертолёт пошёл в серию, он будет поступать на вооружение российской армии. В настоящее время мы имеем заказ на серию из порядка 30 машин, которые будем производить в течение четырёх лет». Непосредственно перед демонстрацией «Аллигатора» слово взял генеральный конструктор ОКБ «Камов» Герой России Сергей Михеев: «Вертолёт с соосной схемой винта обладает неоспоримыми преимуществами перед вертолётами классической схемы по маневренности и тяговооружённости. Машина превосходно чувствует себя в горах, что подтверждено боевыми испытаниями, которые мы провели в сложных условиях Чечни. Вертолёт уникален. Мы смогли реализовать концепцию «командирской машины», когда в группе нескольких боевых вертолётов один занимается поиском противника, – это «Ка-52», а другие уничтожают цели, подсказанные им. Мы планируем использовать «Ка-52» совместно с вертолётами «Ка-50». Тем не менее «Аллигатор» и сам способен уничтожать любые цели, так как оснащён всем комплексом вооружения, который установлен на предыдущей модели – «Ка-50». Безусловно, «Ка-52» может применяться самостоятельно».

После речи отца этих винтокрылых машин над полем появился и сам виновник торжества. Окрашенный в сине-серые камуфляжные цвета, вертолёт смотрелся весьма устрашающе. Машина закладывала в небе виражи ничуть не хуже своего одноместного собрата «Ка-50».

«Производственный цикл постройки вертолёта составляет около года, – рассказал руководитель проекта и заместитель генерального директора предприятия Яким Янаков. – За это время мы собираем саму конструкцию будущего вертолёта, затем начинаем заниматься его внутренностями. Приборы и оборудование, двигатели и редуктор, вооружение и средства спасения – всё это мы получаем от предприятий-смежников и устанавливаем внутри аппарата. Затем машина испытывается – проверяется всё оборудование. Только после этого вертолёт доставляется на аэродром и начинает летать».

Прибывший в Арсеньев заместитель начальника управления Генерального штаба Вооружённых сил РФ Герой России Николай Костечко так отозвался о новом вертолёте: «Мы всегда высказывались за то, чтобы «Ка-50» пошёл в войска. Ту же позицию мы занимаем и в отношении нового вертолёта. Машина нужна нам как для выполнения специальных задач, так и для проведения войсковых операций. Вертолёт потрясающе хорошо летает в горах, что даёт нашим горным подразделениям неоспоримые преимущества в бою, о чём убедительно заявил «Ка-50» во время его боевых испытаний в Чечне. Новая машина обладает теми же маневренными характеристиками».

Начало серийного производства «Аллигатора» должно благоприятно отразиться не только на заводе «Прогресс» и его работниках, но и на всём Арсеньеве, который, по большому счёту, и был основан благодаря заводу.

От редакции

Разумеется, начало серийного производства «Аллигатора» в Арсеньеве – событие выдающееся. Однако и тут есть своя немалая ложка дёгтя.

Ту же «Чёрную акулу», ещё советскую разработку, из-за известных событий в стране взяли на вооружение российской армии только в 1995 году. Были выпущены лишь считанные единицы этих машин, после чего производство «Ка-50» на целые годы заморозили и возобновили только два года назад – тоже в крайне небольших масштабах. Долгие годы не могло начаться и производство двухместного потомка «Акулы» – «Аллигатора», первый полёт которого состоялся ещё в 1997 году. Эта медлительность не лучшим образом отразилась не только на боевых действиях федеральных сил в Чечне в период проведения контртеррористической операции, но и на недавних событиях в Южной Осетии. Небезызвестный полковник Владимир Квачков (видный теоретик и практик спецназа), разбирая «маленькую победоносную войну» с Грузией, заявил о «целенаправленном организационном и техническом разгроме армейской авиации, без которой невозможны современные боевые действия, и вызванном этим отсутствии в составе армейской авиации хотя бы одного вертолётного полка «Ка-50» («Ка-52»), способного действовать и поражать цели ночью. Знаменитая «Чёрная акула» так и не стала боевым средством российской армии, её уже не могут показать даже на парадах».

То, что наконец начат выпуск «Аллигаторов», – хорошо. Но стоит ли говорить о подлинном возрождении вертолётостроения в Приморье и долгожданном триумфе камовских машин – большой вопрос. Гендиректор «Прогресса» Юрий Денисенко сообщил, что сейчас имеется заказ на производство 30 «Аллигаторов» в течение четырёх ближайших лет. Это немного по сравнению с объёмами производства на «Прогрессе» в лучшие для предприятия советские годы, когда в год завод мог выпускать по 170 и больше вертолётов «Ми-24». Более того, это немного и по сравнению с только что озвученными планами производства вертолёта «Ми-28Н» («Ночной охотник») на Ростовском вертолётном заводе – основного конкурента «Аллигатора». По данным «Российской газеты», с 2009 года «Роствертол» намерен приступить к массовому выпуску «охотников» по гособоронзаказу. Минобороны планирует закупить 300 таких машин, первая партия составит 50 вертолётов. Как сообщают СМИ, именно «Ми-28Н» станет основным ударным вертолётом российских ВВС, тогда как камовские машины будут выпускаться в сравнительно небольших количествах и поступать в армейские спецподразделения. Недаром в апреле 2007 года первый вице-премьер Сергей Иванов, посетивший Приморье, заявил в ответ на вопрос о будущем «Прогресса», что «жить исключительно за счёт гособоронзаказа бесперспективно… Так не бывает и быть не должно», и в Арсеньеве надо развивать «гражданское авиастроение».

И всё-таки начало выпуска новых боевых машин, бесспорно, настоящий прогресс для «Прогресса». Новые надежды предприятия связаны с общероссийским холдингом «Вертолёты России» («дочка» корпорации «Оборонпром»), в состав которого недавно был включён завод «Прогресс».

Автор: Подготовил Алексей СУКОНКИН