Администрация Владивостока заинтересует педагогов. А педагоги – школьников

О том, что в 2009 году бюджетники должны перейти на новую систему оплаты труда, знают все. Но как это будет в конкретной отрасли, что изменится - вот что на самом деле волнует людей. С 1 ноября директора владивостокских школ станут получать зарплату по но

28 окт. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2428 от 28 окт. 2008
657bc4495604ab6eebf9d451bbb85b0c.jpg


О том, что в 2009 году бюджетники должны перейти на новую систему оплаты труда, знают все. Но как это будет в конкретной отрасли, что изменится - вот что на самом деле волнует людей.

С 1 ноября директора владивостокских школ станут получать зарплату по новой схеме, а к 1 сентября 2009 года изменения коснутся всех работников образования. О том, что собой представляет эта система и на что она нацелена, рассказали журналистам Константин МЕЖОНОВ, заместитель главы администрации Владивостока, и Лариса КАРПАЧЁВА, начальник управления по работе с муниципальными учреждениями образования.

- Заработная плата должна быть сориентирована на повышение результативности и эффективности, на конечный результат, - сказал Константин Анатольевич. – Разработка этой системы была одной из наших приоритетных задач многие месяцы. Над этой системой, над тем, как она будет функционировать, работали в министерстве образования и науки, здесь, на месте, над ней трудились юристы, финансисты, профсоюзы, собственно представители школ, специалисты отдела образования. Консультации в рабочих группах шли всё лето, замечу, что работа продолжается до сих пор. Мы учли все рекомендации Минобразования, опыт тех регионов, где уже перешли на новую форму оплаты…

Почему решили начать переход именно с директоров? К сожалению, во Владивостоке проблема с кадрами – работать директором никто не хочет. Если мы предлагаем, к примеру, молодому перспективному педагогу, завучу возглавить школу, как правило, он отказывается. В том числе и потому, что средняя заработная плата директора школы меньше, чем у педагогов той же школы! Значит, директор вынужден набирать учебные часы, чтобы получать достойные деньги, – и сколько времени у него будет уходить на организаторскую и административную работу, если он ведёт, к примеру, 20 часов еженедельно?

Чтобы изменить ситуацию к лучшему, мы решили: средняя зарплата директора образовательного учреждения должна быть равна средней зарплате педагога. Базовая, заметьте. А дальше на эту зарплату будут начисляться коэффициенты – в зависимости от множества показателей: от числа учеников до качества образования в конкретной школе. Здесь будет учитываться всё: показатели по результатам единого государственного экзамена, количество участников и победителей олимпиад разного уровня, реализация приоритетного национального проекта «Образование», пропуски уроков учениками без уважительных причин, детская заболеваемость, детская преступность и многое другое. То есть в тех школах, где качество образования высокое, где думают о здоровом образе жизни, проводят профилактические программы, дети посещают кружки и секции, зарплата директора будет выше. Почему? Потому что она будет выше и у педагога! Директор будет кровно заинтересован в этом и в том, чтобы результативность работы школы была высокой. Станет выгодно иметь полноценные классы – численностью 25 учащихся в каждом. В перспективе между школами возможна даже конкуренция за привлечение учащихся – такая же, как, например, в высших учебных заведениях.

- Константин Анатольевич, а может сложиться такая ситуация: допустим, учителя в школе каждый имеет по две ставки, зарплата у них высокая – значит и директор будет жить неплохо?

- Мы предусмотрели сдерживающий фактор: директор будет поощряться за то, чтобы средняя нагрузка учителя была не больше 24 часов в неделю. И сам директор будет ограничен – он может вести не более 9 часов в неделю, то есть полставки. Думаю, что зарплата директора, полученная по итогам ноября, будет в среднем больше на 15-17 процентов.

Когда директора школ по такой системе поработают три-четыре месяца, поймут её – начнётся перевод всего педагогического состава. Минобр рекомендует нам переход на систему «ученико-час». То есть каждый преподаватель должен иметь свою, конкретную стоимость этого показателя. В зависимости от того, насколько качественную образовательную услугу он оказывает ребёнку.

Педагог будет действительно заинтересован в том, чтобы ученики посещали его уроки, а значит – чтобы на уроках было интересно! В этом главный смысл системы «ученико-часа». Ибо тот педагог, у которого дети участвуют в олимпиадах, побеждают, с интересом ходят на уроки, тот педагог, который сам принимает участие в различных проектах, будет получать больше, чем его коллега, имеющий ту же категорию, стаж и то же количество часов, но не имеющий всех вышеназванных показателей.

- Если в одной школе – 250 учеников, а в другой – 1000, значит ли это, что педагоги маленькой школы будут по умолчанию получать меньше, чем в большой?

- Нет, не значит. Конечно, коэффициент за количество учеников в школе будет в большой школе выше, чем в маленькой, но этот коэффициент – далеко не единственный, понимаете?

- А как будут начисляться эти коэффициенты, кто будет это делать и как будет контролироваться процесс? Не возникнет ли, скажем так, почвы для злоупотреблений?

- Система будет прозрачной. Например, по директорам школ: мы оцениваем работу школы в целом, создаётся комиссия с участием, между прочим, профсоюзов, которая занимается мониторингом. Количество учеников, победители олимпиад, заболеваемость – это объективные показатели. Точно так же директора школ должны вести мониторинг внутри своих коллективов, привлекая всё те же профсоюзы.

Для учреждений дополнительного образования и начального образования разрабатываются свои критерии повышающих коэффициентов – например, сохранение контингента, чтобы ребята ходили в секции в течение всего года; участие в смотрах и соревнованиях…

- Педагоги, как известно, народ консервативный. Не ожидаете ли вы некоего недовольства новой системой?

- Замечу, что в итоге большинство директоров будут получать больше, чем сегодня. Сохранение как минимум имеющегося сегодня уровня зарплаты гарантировано, это записано в КЗОТе. А с 1 августа 2009 года будет повышена оплата труда всем бюджетникам, - сказала Лариса Карпачёва. – Конечно, мы знаем, что опасения у педагогов есть. Поэтому постоянно ведём разъяснительную работу с педагогами, объясняем, в чём суть системы, изучаем документы. Думаю, недовольства не будет. Школа должна начать работать эффективнее, качественнее, и новая система оплаты труда призвана это простимулировать!

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ