Наследники капитана Флинта

«...Обычно они появляются под покровом темноты – ночью или в сумерках, изредка – в густом тумане. Активно используют трудности судоходства в узких извилистых проливах, а также в акваториях, усеянных мелкими разбросанными островками. Как только судно замед

28 окт. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2428 от 28 окт. 2008
9d1a1730ab6d4f5db847cc8268cad50e.jpg Для начала – небольшая цитата:

«...Обычно они появляются под покровом темноты – ночью или в сумерках, изредка – в густом тумане. Активно используют трудности судоходства в узких извилистых проливах, а также в акваториях, усеянных мелкими разбросанными островками. Как только судно замедляет ход, а всё внимание вахтенных штурманов и матросов сосредотачивается на соблюдении правил судоходства в сложных условиях, из мглы на большой скорости и с разных сторон вылетают несколько (с одного плавсредства атакуют редко) скоростных лодок или катеров, и современные флибустьеры под аккомпанемент уже не мушкетных выстрелов, а автоматных очередей стремительно берут очередную «жертву» на абордаж. Всё это происходит не в излюбленном пиратами ХVII века Карибском море, а в наши дни в Юго-Восточной Азии… К сожалению, это не прихоть разыгравшейся фантазии и не желание «подогреть» очередной жареный материал – об этом изо дня в день пишет вся мировая пресса, а в первую очередь газеты и журналы стран прилегающего бассейна. Пираты южных морей – тема в последнее время устойчиво-постоянная, а значит, заслуживающая самого пристального внимания»...

Цитата эта взята из опубликованной более десятка лет назад в нашей же газете «Владивосток» статьи, посвящённой проблеме борьбы с пиратством.

Что же изменилось за годы, прошедшие с середины 90-х? В районе Филиппин, Индонезии, Малайзии, Вьетнама, а главное, в Малаккском проливе близ Сингапура, где пролегает одна из главных морских артерий, усилиями прилегающих государств и всего мирового сообщества удалось навести относительный, хотя и не окончательный порядок (см. статистику пиратских нападений за девять месяцев текущего года).

Однако информация, похожая на сводку с полей сражений, никуда не делась из теле– и радиоэфира, со страниц печатных СМИ. Просто главные боевые действия сместились от ЮВА на пару тысяч морских миль к западу – в район Аденского залива и побережья Сомали. Что касается остальных изменений, то все они, к сожалению, в худшую сторону. Статистика (причём включающая в себя, похоже, далеко не все события) нападений растёт с удручающей динамикой, вооружение пиратов – как транспортное, так и огнестрельное – существенно улучшилось, и атакуют они теперь не в узкостях, а в открытом море, едва ли не любую цель и в любое время суток, не дожидаясь спасительной для них в прежние годы темноты. Одновременно растёт количество захваченных судов и грузов (а соответственно, и членов экипажей), растут и финансовые аппетиты пиратов, выражаясь в цифрах со всё большим количеством нолей.

~~Справка «В»
Аденский залив расположен между Аравийским полуостровом и восточной оконечностью Африки, полуостровом Африканский Рог, длина залива 920 миль, ширина 300 миль. Залив является единственным маршрутом следования судов в Суэцкий канал и из Суэцкого канала; тем самым тот, кто контролирует залив, полностью контролирует канал. В сутки заливом проходит порядка 250 судов ( т.е. более 10 в час). Угроза судоходству в заливе является угрозой судоходству в Суэцком канале, а он наряду с Малаккским проливом и Панамским каналом является одной из главнейших транспортных артерий мира. Суэцким каналом проходит около 10% всей мировой нефти и практически все предназначенные для Европы ( в т.ч. России) товары азиатского производства. ~~

Сплошной раздрай

Проблема сложна и многослойна. Одна из её граней состоит в том, что Сомали, да и весь Африканский Рог вот уже несколько лет раздирают гражданские войны и внутренние противоречия. Твёрдой власти здесь нет уже добрых четверть века, а значит, выросло целое поколение, этой власти в принципе не признающее. Зато оружия после гражданских войн у населения на руках более чем достаточно. Вместе с тем найти постоянную работу (как источник хоть какого-то дохода) здесь так же сложно, как воду в пустыне, что тоже толкает людей к флибустьерскому промыслу.

Другая грань проблемы – абсолютная неготовность разрозненного мирового сообщества к её разрешению. США и страны НАТО, увязшие в Ираке и Афганистане, отнюдь не горят желанием направлять свои силы ещё и в Аденский залив. (Двадцать лет назад, кстати, американцы уже пытались навести в Сомали порядок; бежали с плачем.) А других стран, способных снарядить и организовать дальнюю военно-морскую экспедицию, не так уж много. Вот и Россия, пытающаяся в последнее время играть своими военно-морскими мускулами, сумела направить в проблемную зону лишь один корабль ВМС – «Неустрашимый», который на днях прибыл в район патрулирования. Собираются слать или уже выслали свои корабли для борьбы с пиратством Малайзия (у последней, кстати, немалый опыт), Индия, Республика Корея, рассматривает этот вопрос и Япония.

Разродилось и НАТО, направившее в залив целую эскадру из семи кораблей – эсминцы из США и Италии, фрегаты из Германии, Греции, Англии, Турции, вспомогательные суда. Отдельное соединение кораблей обещает прислать в декабре ЕС (не путать с НАТО) – три боевых корабля плюс транспорт-снабженец и ещё несколько кораблей наблюдения.


Однако как все эти силы будут между собой взаимодействовать, совершенно не понятно. Абсолютно не факт, что представители российских или, скажем, индийских ВМС наперегонки кинутся выполнять натовские распоряжения. Более того, как сообщают иностранные СМИ, разговоры об антипиратской миссии натовского соединения могут оказаться не совсем верными – корабли, как ожидается, будут заниматься учениями и визитами в страны Персидского залива, ну и попутно «антипиратской миссией», хотя что это такое, не совсем понятно. Патрулировать будут, обеспечивать прохождение судов конвоями? Не секрет, что в НАТО и сами пока толком этого не знают, в чём честно признались. В настоящее время лишь разрабатываются как способы ведения антипиратских действий, так и обсуждаются их последствия – к примеру, один из самых больных вопросов: что делать с перехваченными в море пиратами? И как вообще конкретно с ними бороться?

Здесь ощутимо мешает отсутствие единого законодательства. Так, на сегодня фактически одна лишь Франция настаивает на жёстких военных мерах. Эта страна смело применяет и свои собственные законы в тех случаях, когда речь идёт о судах либо под французским флагом, либо французских судовладельцев, либо с гражданами Франции на борту. Франция стала самой «силовой» нацией в борьбе с сомалийскими пиратами, осуществив за последнее время две успешные военные операции. Поэтому она и настаивает на необходимости установить чёткие правила действий, что можно и чего нельзя, а заодно – что делать с захваченными в плен пиратами. Случаев суда и последующего тюремного заключения крайне мало, два года тому назад 10 пиратов осудили и посадили в Кении, в этом году шесть пиратов, захваченных спецназом, доставили во Францию, судили и также приговорили к тюремному сроку.

Тем временем в НАТО сообщили, что командование блока работает в тесном контакте с Евросоюзом, и в декабре соединение кораблей ЕС должно сменить соединение кораблей НАТО – то есть получается, что всё это будет не вместе, а посменно – корабли НАТО и корабли ЕС. При этом некоторые депутаты Европарламента уже выступили против посылки в Аденский залив соединения под флагом ЕС под тем предлогом, что в данном случае ЕС и НАТО пытаются заниматься одним и тем же делом и мешают друг другу. Кроме того, напоминают эти депутаты, и другие страны направили или направляют в залив свои корабли. Поэтому, мол, корабли ЕС будут там только помехой.

В общем, похоже, отмечает российский эксперт Михаил ВОЙТЕНКО, мы имеем очередную демонстрацию полной неспособности мирового сообщества действовать сообща и адекватно реагировать на общую для всех угрозу.

Пираты могут немного расслабиться, их бизнес прекратится ещё не скоро...

Дальневосточники в опасных водах

На этом месте досужий местный читатель, пожалуй, может раздражённо воскликнуть: «Да нам-то, живущим на Дальнем Востоке, какое до всего этого дело? Навели порядок в Юго-Восточной Азии – ну и слава богу…». Дело, однако, есть, и причём самое прямое. В доказательство можно легко привести как минимум три аргумента.

Прежде всего самый первый тревожный звоночек для нас, дальневосточников, прозвучал минувшей зимой, когда 1 февраля этого года сомалийские пираты захватили ледовый буксир «Свитцер Корсаков» с четырьмя россиянами на борту. Сахалинские моряки Николай БЕРЕЗОВСКИЙ, Алексей ЛИЧКУНОВ, Пётр СИМОЧКИН и Евгений КОМКОВ довольно долго находились в плену; угрожая убить моряков, пираты требовали выкуп в несколько миллионов долларов. Путём долгих и сложных переговоров экипаж и судно удалось освободить, точнее, выкупить за 700 тысяч долларов.

Другой момент состоит в том, что из-за острой нехватки в мировом судоходстве кадров комсостава (по самым осторожным оценкам, дефицит измеряется сегодня цифрой в несколько десятков тысяч рабочих мест) и благодаря активной работе крюинговых (набирающих экипажи) агентств огромное число наших земляков работает сегодня во многих иностранных судоходных компаниях, активно оперирующих флотом по всему миру. Наши моряки с их профессиональной выучкой ценились всегда. И не случайно практически в каждом сообщении об очередном пиратском захвате следует информация о том, что в составе экипажа – один или несколько россиян. Более подробно, как правило, не сообщают, но всякий раз очень велика вероятность того, что семьи этих россиян живут во Владивостоке или в Находке.

И, наконец, третий аргумент. Трижды в неделю наша газета публикует позиции судов ведущих судоходных компаний бассейна – ОАО «ДВМП», ОАО «ПМП» и ЗАО «РИМСКО». Из этих сводок чётко следует, что суда первых двух компаний регулярно, а третьей эпизодически появляются в Аденском заливе.

Мы связались с этими компаниями.

Как нам сообщили в ОАО «ДВМП», здесь внимательнейшим образом следят за развитием событий у сомалийского побережья. И циркулярные радиограммы на суда компании уходят из Владивостока с завидной регулярностью. Вот, к примеру, одна из них:

«ПРОДОЛЖАЮТСЯ ПИРАТСКИЕ НАПАДЕНИЯ НА ТОРГОВЫЕ СУДА В АДЕНСКОМ ЗАЛИВЕ.ТАК, 29 АВГУСТА ОКОЛО ДВУХ ЧАСОВ ДНЯ В 15 МИЛЯХ ОТ ПОБЕРЕЖЬЯ ЙЕМЕНА ЗАХВАЧЕН ТАНКЕР-ХИМОВОЗ BUNGA MELATI, 3 СЕНТЯБРЯ В 13 МИЛЯХ ОТ ПОБЕРЕЖЬЯ ЙЕМЕНА ЗАХВАЧЕН СУХОГРУЗ AL MANSOURAH, 4 СЕНТЯБРЯ ЗАХВАЧЕНА ПАРУСНАЯ ЯХТА CARRE DAS ДЛИНОЙ 16 МЕТРОВ. ПО ИМЕЮЩИМСЯ СВЕДЕНИЯМ, В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЯХТА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ НАПАДЕНИЙ НА ДРУГИЕ СУДА, НА БУКСИРЕ ЯХТЫ ОБЫЧНО НАХОДИТСЯ НЕБОЛЬШАЯ ШЛЮПКА С ДВУМЯ МОЩНЫМИ ПОДВЕСНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ, В ШЛЮПКЕ ОБЫЧНО НАХОДЯТСЯ 5-7 СИЛЬНО ВООРУЖЁННЫХ ПИРАТОВ, И ИМЕННО ШЛЮПКА ОСУЩЕСТВЛЯЕТ НАПАДЕНИЕ И ЗАХВАТ СУДНА. ПРИ ПЛАВАНИИ В АДЕНСКОМ ЗАЛИВЕ ПРОШУ СТРОГО ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ КОРИДОРА БЕЗОПАСНОСТИ И НАШИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ СОГЛАСНО ЦИРКУЛЯРАМ ОТ 22.04.08 И ОТ 01.09.08. ОБЕСПЕЧЬТЕ УСИЛЕННУЮ ВАХТУ ДНЁМ И НОЧЬЮ НА ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ОПАСНОГО РАЙОНА, ОРГАНИЗУЙТЕ НАБЛЮДЕНИЕ СОГЛАСНО ПРАВИЛУ 6 МППСС-72».

А буквально на днях из службы безопасности мореплавания ОАО «Дальневосточное морское пароходство» ушёл на флот очередной циркуляр:

«ПРИМИТЕ К РУКОВОДСТВУ, ЧТО КОМАНДУЮЩИЙ 5-М ОПЕРАТИВНЫМ ФЛОТОМ ВМС США ДЛЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПИРАТСКИМ ДЕЙСТВИЯМ УСТАНОВИЛ В АДЕНСКОМ ЗАЛИВЕ КОРИДОР БЕЗОПАСНОСТИ – MARITIME SECURITY PATROL AREA (MSPA), ОГРАНИЧЕННЫЙ КООРДИНАТАМИ: (следует указание координат). КОРИДОР ПОСТОЯННО ПАТРУЛИРУЕТСЯ КОРАБЛЯМИ И ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ СИЛ КОАЛИЦИИ, КОМАНДУЮЩИМ КОТОРЫМИ НАЗНАЧЕН КОМАНДОР ВМС КАНАДЫ БОБ ДЕВИДСОН. ПРИ ПЛАВАНИИ СТРОГО ПРИДЕРЖИВАЙТЕСЬ ОБЪЯВЛЕННОГО КОРИДОРА, А ВОСТОЧНЕЕ ЕГО – МАРШРУТОВ, УКАЗАННЫХ В НАШИХ ПРЕДЫДУЩИХ РАДИОГРАММАХ».

В ЗАО «РИМСКО» нам сообщили, что, хотя суда компании не часто выполняют рейсовые задания у сомалийского побережья, ситуация тщательно отслеживается и анализируется, а все оперативные радиограммы и сообщения, приходящие из федерального агентства «Росморфлот», немедленно дублируются циркулярами на каждое судно, вне зависимости от района мореплавания.

В ОАО «ПМП» сообщать какие-либо подробности нам отказались, ссылаясь на исключительную секретность данной информации (в чём она состоит, правда, понять трудно), однако подчеркнули, что каждый экипаж руководствуется в своей работе положениями международной конвенции по охране судов и портовых сооружений (ОСПС); согласно требованиям конвенции на каждом судне есть соответствующий сертификат международного образца и лицо (как правило, 2-й помощник капитана), ответственное за его исполнение.

…Другой вопрос: защитят ли сертификаты, пусть даже и международные, от пулемётов и гранатомётов; да-да, в последнее время пираты всё активнее применяют и это оружие. Так, к примеру, недавно был зафиксирован случай, когда при атаке танкера из гранатомётов произошло загрязнение окружающей среды.

Впрочем, об окружающей среде сейчас думают меньше всего. Куда важнее обеспечить сохранность человеческих жизней и безопасность международного судоходства в ключевом для мирового мореплавания районе.

Посчитаем денежки

Озаботились сложившейся ситуацией и страховщики, которые по определению в мировом судоходном процессе являются одной из главных действующих сторон. На днях в столице мирового морского страхования Лондоне под эгидой Ллойда прошёл посвящённый возникшей проблеме семинар, на котором было сообщено, что глава Ллойда лорд ЛИВИН создаёт группу, призванную помогать в освобождении захваченных судов и бороться с ростом стоимости выкупа. Год назад пираты требовали в среднем 500000 долларов за судно; в этом году требования пиратов выросли с 1 до 8 миллионов. По данным ллойдовского страховщика Hiscox, в этом году пираты получат порядка 50 миллионов наличными в виде выкупов. Другая страховая компания – Holman участвовала в нескольких переговорах, при этом компания «была поражена отсутствием интереса и реакции со стороны правительств заинтересованных государств и полным отсутствием помощи как от государств, так и организаций, имеющих отношение к судоходству». Отрасли, считают в Holman, необходимо оказывать давление на правительства своих стран, чтобы переломить ситуацию и отношение к захваченным судам и экипажам. За последние отпущенные пиратами суда они требовали 20 миллионов долларов, получили порядка 10.

Угроза растёт, считают в Ллойде. Пираты становятся всё более жадными и действуют все более рискованно, в конце концов рано или поздно, но дойдёт до жертв среди экипажей. При этом вызывает удивление тот факт, что если страховщики корпуса покрывают убытки от выплаты выкупа, то страховщики военных рисков остаются в стороне. Некоторые андеррайтеры (страховщики) грузов добровольно соглашаются помочь с убытками. При этом одна из самых сложных операций при захвате судна – доставка выкупа, ведь в настоящее время практически все выплачиваемые выкупы доставляются непосредственно пиратам, а не через третьи страны, как было недавно. Другая трудность состоит ещё и в том, что многие банки (особенно в условиях финансового кризиса) не желают выдавать огромные наличные для выкупа.

…Неужели же у мирового сообщества не остаётся иного выхода, кроме как поджать в бессилии лапки и на блюдечке с голубой каёмочкой регулярно передавать пиратам гигантские суммы? Ситуация напоминает ту, что гротескно описана в «Тараканище» Корнея ЧУКОВСКОГО: «…звери задрожали, в обморок упали».

Эффективности не видно

Способы борьбы с сомалийскими корсарами, конечно, есть. Эксперты выделяют три из них, однако подчёркивают, что четвёртого, который был бы реально эффективен, не существует.

Первый, он же действующий в настоящее время. Корабли патрулируют определённый участок в заливе, открывая огонь по пиратам только тогда, когда они непосредственно атакуют проходящие коммерческие суда. При этом исходя из имеющегося немалого опыта известно, что корабли открывают главным образом предупредительный огонь, крайне редко стреляя непосредственно по пиратам. Как бы то ни было, но это патрулирование спасло от захвата уже не одно судно. Чем больше кораблей на патрулировании, тем больше судов они спасут, но пиратов им не вытеснить, они всё равно будут захватывать то или иное неосторожное судно.

Второй способ более агрессивен. Корабли и вертолёты с кораблей открывают огонь на поражение, независимо от того, нападают пираты на судно или просто курсируют взад-вперёд в ожидании добычи. Ошибка практически исключается, даже если оружие пираты спрятали – в Аденском заливе ну никак не встретишь небольшую лодку, битком набитую здоровенными мужиками, вышедшими прогуляться или половить рыбки. Однако при этом надо быть готовыми к истерикам в мировых СМИ и возмущению общественности, а также к тому, что пираты начнут брать на борт в качестве живого щита женщин и детей. Таким образом, борьба с пиратами превратится в мучительную борьбу с москитами с помощью револьвера, при постоянных упрёках и протестах общественности, обвиняющих военных в излишнем насилии.

Третий – самый радикальный. Бить по гнёздам – высаживаться на берег и убивать или брать в плен столько пиратов, сколько представится возможным. Уничтожать пиратские суда и лодки, а также вооружение. Но этот способ и самый опасный – для стороны, которая таким образом начнёт борьбу с пиратством. Будут гибнуть мирные люди и их имущество. Военных немедленно обвинят в жестокости и преступлениях против человечности. Мировая общественность обвинит «агрессора» во всех смертных грехах, и в конечном счёте дерзнувшего бороться с пиратством в его гнезде обвинят в грязных планах по захвату Сомали. НАТО, имея опыт Югославии, Ирака, Афганистана, на такой шаг гарантированно не пойдёт. А других реальных сил, похоже, просто нет.

Поэтому надеяться, что концентрация в заливе боевых кораблей (а их там в ближайшее время будет порядка 20) покончит с пиратами, значит, предаваться наивным иллюзиям.

Именно поэтому сегодня эксперты вполне обоснованно обсуждают варианты дальнейшего развития событий. И вот, что представляется в их рассуждениях наиболее интересным.

Не ходи по тёмным закоулкам

Если исходить из сухой статистики, то сомалийское пиратство – не такая уж и угроза. Судите сами – Суэцким каналом, и значит, Аденским заливом, проходит до 10% всего мирового судоходства, в пересчёте на сутки это порядка 250 судов, в год – более 90000 судов. На текущий момент в этом году пираты захватили в Аденском заливе 32 судна, то есть процент захватов ничтожный по сравнению с общим транзитом. В настоящее время судовладельцы и операторы платят за проход Аденским заливом больше, чем в среднем за рейс – приходится забывать об экономии топлива, на всякий случай оформляется соответствующая страховка плюс двойные зарплаты экипажам по договорам с ITF (Международная федерация моряков). Но все эти дополнительные расходы длятся всего двое суток, время прохождения Аденским заливом. Не так это и много.

Т.е. исходя из статистики опасаться нечего. Однако ж судовладельцы опасаются – до бессонницы и попыток сделать всё, чтобы обезопасить свои суда или ещё лучше – избежать прохода заливом. Ведь по той же статистике, вероятность попасться в лапы уличным отморозкам в тёмном закоулке ночью очень мала, ну не больше 1-2 процентов; однако большинство людей по этим закоулкам ночью предпочитает не шляться. Точно так же обстоят дела и с судоходством. Необязательно повысить процент захвата судов до хотя бы 10, чтобы судовладельцы забыли дорогу к Аденскому заливу. Но если захватят хотя бы один океанский контейнеровоз, то многие судовладельцы направят суда в обход, вокруг Африки. При этом надо учесть, что судовладельцам-то это только на руку, тем более в условиях спада, кризиса и очень низких ставок при переизбытке тоннажа. Чем больше тонно-миль, тем для судовладельцев и рынка ставок лучше. Был бы предлог, а он вот, искать не надо. Шлёпает себе пароход вдоль Африки, счётчик тикает, денежки бегут, плыть по океанам в обход куда безопаснее, чем петлять среди многочисленных навигационных опасностей Красным морем, Суэцким каналом, Средиземным морем, Гибралтаром… А платит за всё это счастье грузовладелец, вот пусть он пиратов и проклинает, и призывает всех на борьбу с ними, если ему это кажется дорого. Правда, после грузовладельца платить за всё в конце концов будем мы – покупатели этих самых грузов.

У сомалийского пиратства, опасаются эксперты, есть и будущее, и перспективы. Ключевая же опасность состоит в том, что к сомалийцам могут начать подтягиваться иностранцы – профессиональные преступники, авантюристы, наёмники и т.п. Да и террористы, глядишь, проснутся. Более того, считает тот же Михаил Войтенко, сомалийцы пока не понимают, на какую «жилу» они наткнулись, и можно сказать, работают по мелочи. Они совершенно не трогают грузы и их стоимость, а ведь можно брать выкуп и за груз под угрозой его уничтожения. Но они не стоят на месте, они бурно эволюционируют. Ещё год назад им и в голову не приходило атаковать среди бела дня всё подряд, а сейчас они не пропускают ни одной цели, если есть возможность её захватить, и величина судна и его скорость их уже не останавливают. При этом складывается впечатление, что контейнеровозы они пытаются атаковать уже не просто так, не как случайную цель, а целенаправленно. Ведь на них грузы, которые в отличие от руды или сырой нефти, или стального листа, можно разворовать и распродать, а их стоимость – говоря об океанском контейнеровозе, который везёт до 10 тысяч 20-футовых контейнеров, составляет умопомрачительные сотни миллионов, если не миллиарды долларов.

Вся Сомали вместе с её очередным переходным правительством столько не стоит.

Вместо послесловия

Не секрет, что нынешний всплеск интереса к положению дел в Аденском заливе связан с недавним захватом пиратами украинского судна Faina. Пикантность ситуации состоит в том, что на борту судна находятся 33 танка Т-72, комплексы ПВО и другое вооружение, которое Украина в обход международных санкций пыталась продать в раздираемый гражданской войной Судан. В течение последних недель судно окружено боевыми кораблями ВМС США, которые, однако, сделать ничего не могут, так как пираты предупредили, что в случае попытки штурма немедленно взорвут теплоход вместе с собой, экипажем и грузом. Пираты изначально требовали выкуп в размере 8 миллионов долларов, однако, судя по последним сообщениям информагентств, требуемая сумма постоянно растёт. Украинское правительство, оказавшееся заложником собственной жадности и глупости, от участия в переговорах практически самоустранилось.

Ситуация последних дней развивается весьма динамично. 19 октября по требованию американцев пираты выстроили на верхней палубе весь пленный экипаж, демонстрируя тем самым, что все пленники живы и здоровы – за исключением капитана, который скончался от острого сердечного приступа сразу после захвата. Однако уже в конце минувшей недели пираты выступили с жёстким заявлением о том, что расстреляют пленников, если не получат выкуп в течение суток. Ясно, что в этот раз они откровенно блефовали, прекрасно понимая, что за такой срок никто такую сумму физически доставить не сможет. Но ясно и другое – нервы у всех участников драмы (и пиратов, и заложников, и американцев) находятся на пределе, и что нам принесёт завтрашний день – предсказать невозможно…

При подготовке текста частично использованы материалы «Морского бюллетеня»

~~Пиратство-2008 в цифрах
Последняя статистика, представленная Международным морским бюро (International Maritime Bureau – IMB), расположенным в Куала-Лумпур, Малайзия), показала резкий рост пиратства по итогам третьего квартала, за счёт главным образом Аденского залива. Всего за 9 месяцев IMB зарегистрировано 199 случаев нападений на суда, из них 53 пришлось на 1-й квартал, 63 – на 2-й и 83 – на 3-й. Всего было 115 высадок пиратов на суда, 32 судна было захвачено, по 23 судам открывался огонь из огнестрельного оружия. В заложниках у пиратов оказался 581 моряк, 9 моряков пираты увели с собой, 9 моряков были убиты, 7 пропали без вести – предположительно погибли.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось всё – насилие при нападениях и применение оружия, число захваченных в плен моряков, суммы выкупов. На первом месте – самая горячая точка Мирового океана Аденский залив и воды вблизи побережья Сомали, 63 случая всех зафиксированных нападений. На 12 сентября – дату подготовки отчёта – в плену у сомалийских пиратов находились 12 судов и более 250 моряков.

Глава IMB Поттенгал МУКУНДАН считает, что сбить волну пиратства в Аденском заливе можно, начав охоту на суда-базы пиратов, о которых известно достаточно много, и именно на этом должны сосредоточить свои усилия корабли различных стран, направленные для борьбы с пиратством в этот регион. Из 63 зафиксированных нападений 51 приходится на Аденский залив, остальные 12 на воды вблизи восточного побережья Сомали. Все чаще суда обстреливаются не только из автоматического оружия, но и из гранатомётов.

На втором месте после Сомали стоит Нигерия – 24 случая нападений, из них по меньшей мере 20 приходится на район Лагоса. При этом IMB подчёркивает, что фиксируется далеко не всё количество нападений в этом регионе, реальность значительно хуже.

На третьем месте – Индонезия, 23 нападения, практически все, за исключением двух, мелкие кражи. Нападения не сконцентрированы так, как они сконцентрированы в Сомали и Нигерии, и разбросаны по всем водам архипелага – в целом можно с удовлетворением отметить, что борьба властей Индонезии с пиратством дала хорошие, видимые результаты. ~~

Автор: Андрей Островский Вадимович