Подарили рубль

На этой неделе бензин подешевел на рубль. Радоваться надо? Отнюдь. В Америке – одном из крупнейших импортёров углеводородов – со времён падения мировых цен на нефть бензин подешевел в переводе на российский стандарт литр/рубль на восемь - десять рублей.

24 окт. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2427 от 24 окт. 2008

На этой неделе бензин подешевел на рубль. Радоваться надо? Отнюдь. В Америке – одном из крупнейших импортёров углеводородов – со времён падения мировых цен на нефть бензин подешевел в переводе на российский стандарт литр/рубль на восемь - десять рублей.

Вот в России всегда при случае упомянут, что наша страна давно на рыночных рельсах и ценообразование практически на все товары и услуги происходит в условиях конкуренции. Но это при случае и в основном с высоких официальных трибун. Что в реальности? Тот же пример с бензином. Как в теории рыночной экономики всё должно происходить? Подешевело сырьё. Один из многих производителей обязательно снизит стоимость продукции, оставив долю прибыли в цене той же. К нему потянутся покупатели, уйдут от того, кто не желает вовремя и правильно реагировать на рынок. В итоге цены снижают все.

Кто-то скажет, но ведь именно так и произошло с ценами на бензин… Так-то оно так, но… Всё-таки в чистом виде это произошло в той самой пресловутой Америке, и значительное падение цены на нефть так же значительно сказалось на цене на бензин. Что у нас? Летом начинается падение цен на нефть. Июль, август, сентябрь, октябрь… Наши нефтяные переработчики тише воды, ниже травы. На такое явное игнорирование снижения нефтяных цен озлобился президент Медведев, который в принципе вообще не должен лезть в экономику, в ценообразование на частных предприятиях. Сказал «фас!» и «натравил» на них ФАС – Федеральную антимонопольную службу. Та тут же отыскала сговор (то есть нефтяники междусобойчиком решили цены не опускать), предписала устранить нарушение. Нарушение устранено – получите рубль.

Вообще Федеральная антимонопольная служба, призванная стоять на страже основ рыночной экономики, - удивительная структура. Она следит за заказами, тендерами и конкурсами всех ветвей власти. Следит за тем, чтобы производители не сговаривались по поводу цены товара. Ставит на контроль тех, кто занимает на рынке долю свыше 35 процентов. Да много ещё чем занимается. Странно вот только, почему в основном из-под палки?

Помню, два года назад проводили пресс-конференцию Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю, посвящённую 15-летию ведомства. Тогда его глава Владимир Таланцев говорил, что в управлении очень интересуются, почему цены на бензин в России превысили стоимость топлива в США, которые являются, как говорилось выше, импортёрами нефти. Антимонопольщики тогда предлагали ввести государственное регулирование цен на бензин, будучи уверенными, что тогда они снизятся. Прошло два года, как говорится… Правда, под давлением совершенно иных факторов людям подарили рубль с литра.

Лирическое отступление. На другой уже «прессухе» «В» задал вопрос руководителю всё того же приморского ФАСа: почему цена билета по направлению Москва – Стамбул в разы(!) дешевле цены билета с примерно таким же расстоянием Владивосток – Ниигата? Суть ответа была такова: рынок открыт. На него может прийти любая авиакомпания и предложить такой же рейс с билетами по тем ценам, которые она посчитает для себя приемлемыми. Они могут быть ниже существующих. Сейчас монополии на рынке авиаперевозок нет. Так что цена складывается из соотношения спроса и предложения. Примерно такие же ответы касались и рынка недвижимости. И рынка хлебобулочных изделий. И так далее.

Так вот, пользуясь случаем, хочу обратиться к президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, озаботьтесь, пожалуйста, вопросом ценообразования в авиакомпаниях. Ведь, действительно, не совсем понятно, как из Дании можно прилететь в Таиланд на отдых за 700 долларов, а нам из Владивостока не меньше чем за 1000? А ведь за 1000 долларов японец может полететь на отдых в Испанию через Лондон… Вы не раз говорили о дотациях из федерального бюджета на компенсацию авиакомпаниям за перевозку дальневосточников в центральную Россию. Но почему за рубежом цена может быть ниже, а у нас нет?..

Впрочем, вернёмся к нашим баранам. А суть этих баранов в том, что, к сожалению, объявленная 17 лет назад рыночная экономика так и не стала таковой. Не реагирует российский рынок на какие-то объективные изменения. Всё мы ждём, как царь-батька пожурит, отругает да порядок наведёт.

Автор: Татьяна Куликова Анатольевна