Бренд как тренд

Benetton, Tatum, Savage, Navigare… Владивосток наводнили известные во всём мире бренды. За последние три года новых магазинов известных марок и во Владивостоке, и в других точках Приморского края открылось не меньше ста. И эта тенденция будет продолжаться

17 окт. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2423 от 17 окт. 2008
df6f87542f130c14c5689a6e7ca7601a.jpg


Benetton, Tatum, Savage, Navigare… Владивосток наводнили известные во всём мире бренды. За последние три года новых магазинов известных марок и во Владивостоке, и в других точках Приморского края открылось не меньше ста.

И эта тенденция будет продолжаться ещё некоторое время. По мнению специалистов, рынок ритейла брендов для среднего класса ещё далёк от насыщения.

Моно и мульти

Вообще известные марки во Владивостоке стали появляться ещё в начале 2000-х годов. Но тогда общество было ещё чётко поделено на очень богатых и очень бедных, поэтому во Владивосток начали приходить знаменитые мировые бренды хай-класса: Gucci, Chanel, Chloe и другие. Бедные слои населения продолжали посещать рынок на Спортивной и Второй Речке. Продавалась дорогая одежда в основном в мультибрендовых магазинах, то есть там, где представлено несколько марок. Монобрендовые – с одной маркой – стали появляться позже и представлены более дешёвыми марками для среднего класса, как правило, по франшизе. К таким магазинам относится и Mango, открывшийся во Владивостоке три года назад.

- Открывать магазин тогда было нестрашно: люди были готовы к появлению нового бренда, тем более наш уже знали и ждали его появления на рынке, - говорит директор магазина Mango Евгения Замотаева. - Магазин ещё строился, но вывеска уже была размещена, туда стучались, пытались зайти.

Пример появления этого магазина характерен для многих остальных. Как правило, в Москве создаётся представительство компании, которое по франшизе позволяет открыть магазин в регионах, предъявляя соответствующие требования. Для Mango это были требования по площади, соответствующему мерчендайзингу.

Мультибрендовые магазины работают несколько иначе. Желающие затеять такой бизнес связываются с представителями каждой марки, которую они хотят представлять, а последние приезжают на место и смотрят, подходит ли этой марке данный магазин, достоин ли он её представлять.

Против Китая

Теперь о качестве. Близость с Китаем постоянно ввергает приморцев в сомнения о качестве товаров. Если мы ещё доверяем маркам средней ценовой категории, то топовым – не всегда…

- Для сомневающихся на ценниках указаны координаты фабрики, - рассказывает руководитель магазина VIP Persona Ольга Козуб. - Можно позвонить по указанным телефонам или зайти на указанный сайт в Интернете и убедиться, например, является ли магазин VIP Persona эксклюзивным представителем марки Mоschino. То есть теоретически каждый покупатель может проверить подлинность происхождения той или иной вещи. Мы работаем так, как работает вся система мирового цивилизованного бизнеса индустрии моды. И подобные гарантии должны быть в каждом магазине, торгующем первыми линиями известных домов моды. Также у нас есть сертификаты качества, где подтверждено, что товары действительно сделаны под определённой и указанной на этикетке маркой и соответствуют международному ГОСТу. Однако из-за того, что наша страна до сих пор не в ВТО, российский модный бизнес проигрывает. Всё в нём устроено не совсем правильно. Например, помимо международных стандартов мы должны следовать и своим, внутренним.

- У нас другая проблема, - рассказывает Евгения Замотаева. - Люди с удивлением обнаруживают на бирке правдивую информацию о том, что вещь сделана в Китае. И приходится объяснять, что вещь действительно сшита в Китае, так как заводы расположены по всему миру и одна модель может быть сшита и в Китае, и в Индии, и во Вьетнаме. При этом сырьё - испанское, а персонал и оборудование – той страны, где находится фабрика. Однако эта фабрика соответствует предъявленным Mango стандартам.

Паетки для приморочек

Разные подходы у формирования представленных коллекций в магазинах среднего класса и топовых марок.

Например, во всех магазинах Mango в стране можно будет встретить один и тот же товар по одним и тем же ценам в одно время. И всё-таки приморские особенности как-то учтены…

- Сентябрь в Приморье очень тёплый, а в Новосибирске, к примеру, уже холодно, - рассказывает Евгения Замотаева. – В Испании есть специальный департамент, который контролирует все поставки (распределение коллекций). Мы отправляем туда свои пожелания, и уже запас на следующий год отшивается, обращая внимание на пожелания из разных городов. В Приморье, например, очень любят паетки, всё очень яркое, золотое. И на шоу-румах (место, где показывается будущая коллекция. – Прим. авт.), куда отправляются менеджеры из центрального офиса, знают об этом и заказывают коллекцию для нас именно с таким креном. Есть, конечно, какая-то база – общая линия, ну а детали могут варьироваться в зависимости от предпочтений в данном городе.

- То, что показывается на подиумах, – это высокая мода, это произведения искусства, - рассказывает Ольга Козуб. - А произведения искусства очень дорогие. То, чем занимаемся мы, - называется pret-a-porte. В системе, в которой работает наш магазин, есть специальные люди – баеры. Они едут в Италию и там выбирают вещи из коллекции для определённого магазина. Потому как у нас таких специалистов нет, руководители магазина сами себе баеры. За полгода до появления очередной коллекции мы выезжаем на выставки, смотрим, что модно, какие марки будут наиболее привлекательными для нашего города. Также в шоу-румах модели представляют очередную коллекцию. Присутствующие бренд-менеджеры рассказывают о модных направлениях, о тенденциях.

Затем мы делаем заказ и уезжаем. С собой ничего не привозим. Например, на осенне-зимний сезон мы делали заказ ещё в середине весны. Уже на месте мы снова просматриваем портфель заказа. Подтверждаем. И нам отвечают: в конце апреля-начале мая будьте готовы внести 30-процентную предоплату. Это называется участие в программах фабрик. Последние закупают материалы на наши деньги, фурнитуру и запускают производство. И по мере готовности присылают коллекцию нам. То есть мы её получаем частями. Бывает, сначала приходит верх – блуза или жакет, а потом юбка. Это не всегда удобно, но это происходит из-за сложной логистической цепочки.

Sale! Sale! Sale!

И теперь о самом интересном – о системе скидок. Приморские модницы уже вкусили это благо современного шопинга и каждый раз ждут с нетерпением начала распродаж.

- У нас всё классически – есть летняя и зимняя распродажи, которые стартуют ближе к концу сезона, - говорит Евгения Замотаева. - Они проходят в три этапа. Первый этап – скидки в 30 процентов, второй этап – в 50 процентов, третий этап – в 70 процентов. Сколько длится каждый этап – я не могу сказать, это коммерческая тайна. Постоянных клиентов, тех, кто заполняет у нас анкету, наши менеджеры предупреждают заранее о начале распродаж. Кроме того, покупательницы могут прийти до открытия магазина во время скидок и самыми первыми что-то приобрести. Также существуют какие-то специальные разовые акции, которые не носят периодический характер. У нас как-то была акция, когда магазин работал всю ночь и клиенты с радостью приходили даже в поздние часы и покупали одежду.

- Понимаете, важно не просто закупить товар, нужно грамотно его представить, - продолжает Ольга Козуб. - Такому товару необходим грамотный мерчендайзинг, от которого во многом зависит успех бизнеса. Когда освобождается место под новую коллекцию, тогда у нас и рождаются скидки. Это всё заложено в бизнес-плане и всё просчитано. То есть не просто так на пустом месте возникают распродажи. В нашем магазине есть специальная комната, куда помещается товар со скидками. Любой покупатель может её посетить и приобрести понравившуюся вещь. Как правило, эта комната редко пустует, так что всегда есть возможность приобрести топовую модель со скидкой. При этом у нас пустые подсобки - товар не должен залёживаться. Все вещи представлены в торговом зале или специальной скидочной комнате.

Так что во Владивостоке уже сейчас хватает брендовых магазинов – на любой кошелёк, вкус и стиль. И это отнюдь не предел. Говорят, когда-то на смену китайским рынкам придёт цивилизованная брендовая торговля. Всё-таки сервис и комфорт приятных магазинов возьмут верх. Так что будем ждать окончательного наступления лучших времён приморской торговли.

Автор: Татьяна Куликова Анатольевна