Каждая ветка может стать икебаной

Уэно-сенсей, знаменитый мастер школы «Сагагорю» (в Японии немало школ икебаны, «Сагагорю» в буквальном переводе – «Школа императора Сага»), истинный подвижник. Мастер считает, что икебана давно уже стала интернациональным искусством и именно она может объ

17 окт. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2423 от 17 окт. 2008
8ca9f1ddf29c21f30ae311f708c41711.jpg

- По дороге из аэропорта мы восхищались каждую минуту. Какие яркие, какие сочные краски! Нам захотелось создать композицию, в которой бы отразилась как владивостокская осень, так и связи между нашими городами-побратимами, - сказал Косю Уэно, мастер искусства икебаны из Ниигаты, один из ведущих мастеров школы «Сагагорю», прибывший в город нашенский для проведения ставших уже традиционными семинаров по икебане. И вместе с помощниками и соратниками создал композицию одновременно яркую и нежную, чем-то напоминающую двух человек, протянувших друг другу руки… Ветки дерева, георгины, зелёные листья – удивительная всё же профессия у мастеров икебаны: создавать красоту из красоты!

Уэно-сенсей, знаменитый мастер школы «Сагагорю» (в Японии немало школ икебаны, «Сагагорю» в буквальном переводе – «Школа императора Сага»), истинный подвижник. Мастер считает, что икебана давно уже стала интернациональным искусством и именно она может объединить людей разных наций, культур и вероисповеданий, может представлять японскую культуру и традиции Страны восходящего солнца: ведь язык прекрасного в переводе не нуждается, и даже если человек не знает глубокой философской символики икебаны, он всё равно способен оценить красоту композиции из веток, цветов, листьев…

Во Владивосток Уэно-сенсей приезжает уже шестой раз. Международному проекту по изучению икебаны, который был организован Японским центром несколько лет назад, он уделяет большое внимание. Каждый приезд мастер проводит демонстрации и семинары – как для новичков, так и для «продвинутых». А ещё в этом году 60 флористов из Владивостока Уэно-сенсей пригласил на международную выставку икебаны в Ниигату. Побывавшие на этом грандиозном празднике цветов рассказывали: ничего подобного видеть не доводилось!

- Икебана никогда не стояла на месте, - говорит Уэно-сенсей. - Она развивалась вместе с жизнью людей, менялась и получала что-то новое вместе с тем, как менялась жизнь в Японии, отражала происходящее в обществе. Существовали модные тенденции, которые умирали – или становились традицией… И задача сегодняшних мастеров – совместить сохранение традиций с развитием новых стилей. Это совсем не просто.

В зале гостиницы «Экватор», где проходила демонстрация и встреча Уэно-сенсея с флористами и любителями японской культуры, собрались в большей степени женщины. Что поделать – в России искусством флористики, икебаны чаще занимаются женщины. Может быть, потому, что женщина в нашей стране – хранительница очага и красоты?

- Икебана в большей степени мужское или женское искусство?

- Более 600 лет назад икебаной занимались аристократы, слуги сёгуна, украшая дворцы. Разумеется, чаще всего это были мужчины – так уж сложилось. Один из главных принципов икебаны – это отношение к жизни как к великой ценности. Этот принцип был очень близок к философии самураев, среди которых, как вы понимаете, прекрасного пола не было. Женщины стали заниматься этим искусством гораздо позже, уже в эпоху Эдо. Тогда икебана стала более массовым искусством. Сегодня женщины – известные мастера икебаны, и их композициям свойственны как лаконичность, так и эмоциональность – ведь в каждой работе автор прежде всего отражает своё настроение, некую идею… Кстати, моя супруга – также мастер икебаны, она приехала во Владивосток вместе со мной… Она – истинный профессионал!

Вместе с Уэно-сенсеем мастера икебаны на первой же демонстрации создали не только большую и яркую композицию, посвящённую Ниигате и Владивостоку, но и показали, как минималистично и философично может быть это искусство. Из веток клёна получилась композиция столь же страстная, как и сам осенний клён. Из зелёных листьев, чем-то похожих на осоку, сенсей сделал очень простую композицию, в которой, кажется, навсегда застыл пролетевший над рекой ветер… Посетовал: тяжело работать с русским материалом. Рассказал: любая сухая ветка может стать основой композиции, если мастер увидит в ней и некую идею, и красоту. И пояснил: ветка, устремлённая вверх, символизирует небо; ветка средней длины – человек, а самые невысокие – земля. В любой композиции обязательно должны быть ветки разной длины. Ибо главная мысль любой икебаны – единство человека и природы. А помощники мастера показали, как выражается в икебане идея абсолютной свободы - например, для этого все составляющие композиции должны быть направлены в разные стороны…

- Красота понятна всем, но икебана – это ведь не только красота?

- Да, в основе этого искусства лежит глубокая философия. Мы не просто украшаем пространство, мы пытаемся понять, что такое пространство… Растения умирают и рождаются, так же, как люди. Мы продлеваем им жизнь. И пытаемся постичь суть жизни…

Главное в нашем искусстве – вложить в композицию смысл.

- В России считают, что все японские искусства полезны для здоровья. Например, оригами помогает пожилым людям сохранять ясность ума, у детей развивает мелкую моторику. А есть ли такой «оздоровительно-практический аспект» у икебаны?

- Она позволяет сблизиться с природой, почувствовать себя с окружающей средой, миром одним целым. И трудно даже представить, какую силу это может тебе дать. Искусством икебаны занимаются и те, кому уже за 90, уверен, это потому, что они наполнены особой энергией природы. Кроме того, каждый, кто постигает смысл икебаны, задумывается о вопросах экологии, о проблемах Земли и ноосферы, о том, что всё в мире взаимосвязано и что человек – всего лишь часть огромного целого…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ