«Ку!» – сказал Владимир Спиваков

Концерт знаменитых «Виртуозов Москвы», прошедший во Владивостоке в минувшие выходные, открыл юбилейный тур коллектива по России и Европе. Вслед за Владивостоком музыканты посетили Хабаровск и Южно-Сахалинск, затем в списке значатся Анадырь, Якутск и Магад

8 окт. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2417 от 8 окт. 2008
ec5d9975c446c40fcdc8c1c25d97d267.jpg


Концерт знаменитых «Виртуозов Москвы», прошедший во Владивостоке в минувшие выходные, открыл юбилейный тур коллектива по России и Европе. Вслед за Владивостоком музыканты посетили Хабаровск и Южно-Сахалинск, затем в списке значатся Анадырь, Якутск и Магадан.

– Юбилейными концертами мы уже охватили Канаду и Америку, – сказал Владимир Теодорович, – и в апреле вновь поеду туда, но уже со вторым моим коллективом – Национальным филармоническим оркестром. Мой французский импресарио просто плакал: я отменил почти 50 концертов на Западе, чтобы проехать с «Виртуозами» по России, потому что этот коллектив родился здесь, он любим в России больше, чем где бы то ни было…

Октябрь для нас сложный месяц: открыли сезон, потом я играл концерт ШОСТАКОВИЧА памяти Давида ОЙСТРАХА, что потребовало много душевных и физических сил, потом улетел с Национальным оркестром в Калининград на фестиваль «Крещендо» Дениса МАЦУЕВА. Мы играли в соборе, где похоронен Иммануил КАНТ. Кстати, меня с Кантом помимо эстетических принципов – мы оба удивляемся двум вещам: звёздам на небе и нравственным законам внутри человека – объединяет и то, что мы оба – почётные доктора МГУ.

А ведь концерт во Владивостоке мог и не состояться. В аэропорту Калининграда случилось ЧП: «Боинг» приземлился без шасси. Все рейсы были задержаны на 12 часов.

– Вместо семи утра самолёт улетел в полдень. Мы едва-едва успели по московским пробкам добраться из одного аэропорта до Савёловского вокзала, чтобы на электричке умчаться в другой аэропорт, – рассказывал маэстро, – не успел заехать домой… И то опоздал, из-за меня рейс на Владивосток задержали на полчаса… Бессонная ночь в самолёте…

Вот так – почти сутки в дороге, не слишком отдохнувший Владимир СПИВАКОВ (и его «Виртуозы») играл в переполненном зале театра имени Горького. В глубине сцены, за оркестром, были поставлены стулья для студентов музыкального факультета академии искусств и музыкального училища – почти 200 человек, там же разместилась практически вся «скрипичная профессура» – Феликс КАЛЬМАН, Леонид ВАЙМАН, Александр БОРГАРДТ. И как играл! Публика с одинаковым восторгом принимала МОЦАРТА, РОССИНИ, ПЬЯЦЦОЛЛУ, а уж сочинение Гии КАНЧЕЛИЯ «Маленькая Данелиада», в котором звучали темы из фильма «Кин-дза-дза» и музыканты периодически говорили: «Ку!» – вызвало гром аплодисментов. Бисировал зал столько, сколько мог – и столько же «Виртуозы Москвы» и их неутомимый дирижёр играли на бис.

Между прочим, много лет назад Владимир Теодорович был во Владивостоке с сольным концертом.

– И на Сахалине тоже, – вспоминает музыкант. – Даже в газете «Правда» опубликовали снимок: я стою с какой-то рыбой в руках. И подпись издевательская: мол, шепнула ему золотая рыбка: «Поезжай-ка в Испанию»… Мы тогда как раз на три года по контракту уезжали в эту страну… А город ваш помню. Удивительной красоты виды!

Примерно полтора года назад мы с дирекцией коллектива обсуждали маршрут юбилейного турне. Хотелось попасть на краешек земли, начать ход вместе с солнцем… Между прочим, вы знаете, что, например, в Анадырь никогда (вы подумайте!) не приезжали оркестры?! Мы – первые! Миссия у нас такая – первопроходцев, что ли… Вот и Национальный оркестр тоже – недавно мы играли в Кисловодске, так там со времён МРАВИНСКОГО не было гостевых оркестров, в Новороссийске тоже.

– Вы часто даёте концерты в горячих точках…

– Это нормально. Это сопричастность человеческая. В Евангелии написано: любовь милосердствует. Это значит, что мы должны разделять горе и боль с людьми страдающими, ведь разделённая боль – половина боли, а разделённая радость – двойная радость.

– У вас есть благотворительный фонд. Как вы выбираете стипендиатов?

– Они сами как-то слетаются… Не могу охватить всю работу фонда, ведь за 14 лет около 10 тысяч детей получили помощь, одному такое не под силу. У нас есть комиссия, но дети сами слетаются… Птицы летят туда, где тепло, верно?

– На что-то помимо музыки у вас время остаётся?

– Да. На книжки, театр и музеи.

– Музыковеды так сформулировали кредо вашего ансамбля: просвещение, наслаждение, увеселение…

– Это не музыковеды, а какая-то молодая поросль кусающихся критиков. У меня кредо проще: нести свет. Увеселение? Почему нет? Музыка – самое главное и прекрасное. То, что может выразить музыка, не может выразить слово. Это людям и утешение, и возвышение души, и раскрытие лучших качеств. На наших концертах плачут… Это как прийти в храм – приобщиться к вечному, заглянуть в себя, отойти от суеты жизненной и что-то понять. Музыка – островок надежды, покоя, веры и любви… Это и утешение, и познание мира. Она говорит о вечном. ПАСКАЛЬ очень здорово сказал: человечество – это один человек, живущий вечно.

Владимир Теодорович не погрешил против истины. После концерта – корреспондент «В» слышал собственными ушами! – зрители поздравляли друг друга, не хотели расходиться…

– БАШМЕТА вживую слышала. Спивакова слышала. Умирать не надо! – сказал кто-то в толпе, выходящей из театра имени Горького. Что добавить?

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ