Соединение с Кореей. А заодно – с Транссибом

От приморской железнодорожной станции Хасан на самом юге края до северокорейской станции Туманган – всего несколько километров. Поезду с российскими гостями потребовалось не больше пятнадцати минут для того, чтобы преодолеть расстояние между ними и оказат

7 окт. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2416 от 7 окт. 2008

От приморской железнодорожной станции Хасан на самом юге края до северокорейской станции Туманган – всего несколько километров. Поезду с российскими гостями потребовалось не больше пятнадцати минут для того, чтобы преодолеть расстояние между ними и оказаться около перрона уже по ту сторону границы.

Представительная делегация прибыла в Туманган по особому случаю – на праздничные мероприятия, посвящённые началу реконструкции железной дороги от Хасана до северокорейского порта Раджин и модернизации самого порта.

Долгожданное для обеих стран событие состоялось в прошедшую субботу. В честь него около Дома дружбы между Россией и КНДР, построенного несколько лет назад недалеко от вокзала станции Туманган, прошёл многолюдный торжественный митинг. А на железнодорожном полотне мощным путеукладчиком было уложено первое звено необычного пути – совмещённой колеи, одновременно соответствующей по ширине как российским, так и корейским стандартам. Теперь будет производиться замена старых рельсов и шпал на новые дальше в сторону Раджина на участке протяжённостью 54 километра. Кроме непосредственно укладки совмещённой колеи будут реконструированы 10 станций, 3 тоннеля, более 40 мостов и других сооружений.

Президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир ЯКУНИН дал такой прогноз: «Мы ожидаем, что уже следующей осенью по этому пути повезём контейнеры, перегруженные с судов на железнодорожный транспорт в порту Раджин». Владимир Иванович подтвердил, что речь идёт не о строительстве, а о модернизации участка железной дороги между Хасаном и Раджином: «Колея в принципе существует, поэтому нам не придётся в полном объёме осуществлять земляные и другие работы. Предстоят замена верхнего строения пути и серьёзная работа на многих сооружениях. Поскольку ширина корейской колеи – 143,5, а нашей – 152,5 сантиметра, кладутся четыре нитки рельсов. Это даст нам возможность везти грузы, не переставляя на составах колёсный парк».

Самый важный первый шаг

Если посмотреть на карту, то станет ясно: участок дороги от нашей границы до Раджина хоть и небольшой, но принципиально важный. С него начинаются железнодорожные пути по КНДР, а потом и по Республике Корея – Транскорейская магистраль, стыкующаяся в районе Хасана с российской сетью железных дорог и Транссибом.

Железнодорожное сообщение по полуострову было прервано в 1953 году. И лишь спустя полвека – летом 2003 года завершилось строительство отсутствовавшего между Югом и Севером участка дороги протяжённостью 24 километра в демилитаризованной зоне между двумя странами. В прошлом году здесь были организованы пробные пробеги поездов. Таким образом состоялось соединение Транскорейской магистрали, которое, правда, можно назвать пока лишь символическим. Теперь очередь за модернизацией в соответствии с современными требованиями железной дороги, пролегающей по восточному побережью полуострова в Северной Корее.

Все выступающие на митинге выражали надежду, что реализация проекта, которому даётся старт, станет началом этой большой работы. «Нынешний проект называется пилотным, потому что он является лишь частью глобальной программы «Восстановление Транскорейской железнодорожной магистрали, – прокомментировал Владимир Якунин. – Кстати, готовность принять участие в ней уже высказали немецкие, словацкие, итальянские, южнокорейские железнодорожники. Проект – взаимовыгодный, к тому же он будет способствовать развитию промышленного потенциала и социально-экономической сферы КНДР».

Добавлю, что в рамках проекта рассматривается возможность реконструкции железной дороги от порта Раджин до границы с Китаем. Это позволило бы привлечь сюда китайские грузы.

Коридор дружбы

– Чего больше в этом проекте – политики или экономики? – задали журналисты вопрос заместителю министра иностранных дел Российской Федерации Алексею БОРОДАВКИНУ, который участвовал в торжественной церемонии на станции Туманган. По оценке Алексея Николаевича, и те, и другие преимущества очевидны: «Проект выходит далеко за рамки только экономики. Он становится символом российско-корейской дружбы и сотрудничества на Корейском полуострове. Особую значимость этому факту придаёт то, что буквально через несколько дней мы будем отмечать 60-летие установления дипломатических отношений между нашими странами. Железнодорожники двух стран приготовили к памятной дате хороший подарок. Кроме того, это важный шаг в плане интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион, превращения России, её Дальнего Востока и, в частности, Приморского края в интегрированную часть АТР. Проект хорошо проработан с экономической, технической и финансовой стороны».

По информации Алексея Бородавкина, в ходе недавнего визита в Россию президента Республики Корея обсуждались вопросы роста товарооборота между двумя странами, говорилось о том, что он может вырасти уже в ближайшие десятилетия до 30-40 миллиардов рублей. «Для обслуживания такого товарооборота нужна новая железнодорожная и портовая инфраструктура», – аргументировал своё мнение заместитель министра.

«Транспортным коридором дружбы, вносящим вклад в экономическое развитие и подъём благосостояния наших стран» назвал проект министр железных дорог КНДР ЧОН Гиль Су. По его оценке, в перспективе он, несомненно, станет надёжным международным транспортным звеном, обеспечивающим транзитные грузовые перевозки между странами Европы и Азии.

Конкуренция морю

Сразу же за российской границей начинаются возделываемые северокорейцами поля – ни пяди земли в этой стране не пустует. На станции Туманган находится небольшой посёлок. Нам удалось прогуляться в районе ухоженной привокзальной площади и заглянуть на вокзал, где мы обнаружили магазинчик сувениров.

А вот поделиться собственными впечатлениями от порта Раджин, к сожалению, не получится – поездка туда не состоялась. Поэтому придётся ограничиться информацией, полученной от официальных лиц.

Презентацию проекта по строительству в Раджине контейнерного терминала представил начальник морского порта ПЭ Хон Чер. Он рассказал, что строительство развернётся на третьем причале и прилегающем к нему участке (всего совместному российско-северокорейскому предприятию принадлежат 20 гектаров территории порта). Одновременно на новом причале смогут обрабатываться три судна. Строительство контейнерного терминала предусматривает возведение всех необходимых сопутствующих объектов.

По расчётам железнодорожников, благодаря модернизации порта в Раджине и реконструкции участка железной дороги до Хасана на данный маршрут будут «переключены с моря» десятки, а потом и сотни тысяч контейнеров в год. Этому будут способствовать надёжность и скорость доставки грузов. Ведь из стран АТР до Европы контейнеры «доберутся», по приведённым данным, за две недели вместо 45 суток морского пути.

– А как приморские порты отреагируют на то, что у них появится конкурент?

На этот вопрос, заданный на пресс-конференции губернатору Приморского края Сергею ДАРЬКИНУ, он ответил так:

– Наши порты защищены, потому что каждый год наблюдается стабильный рост грузопереработок. И открытие этого маршрута не повлияет на их грузооборот.

Владимир Якунин добавил:

– Всем известно, что возможности по перевалке грузов в наших портах, честно говоря, недостаточны. А в данном случае речь идёт о дополнительном грузопотоке. Кроме того, портовикам будет полезным задуматься, сколько стоят их услуги. Ведь это и есть конкуренция. Ещё добавлю: достигнуто соглашение, что порт Раджин будет открыт для зарубежных флагов.

Как пообещали организаторы проекта, на станциях Хасан и Туманган будут упрощены таможенные и пограничные формальности, что позволит избежать преград при движении грузов.

А сможем ли мы в конце концов на поезде съездить в тур по Корейскому полуострову, попасть в Южную Корею? Приморцы давно мечтают о таком варианте, поскольку самолётом добираться туда очень дорого, несмотря на то что мы – соседи. Нас заверили однозначно: сможем. Когда вот только… Сейчас всё будет зависеть от того, насколько успешным окажется новый проект.

Автор: Надежда БРАЖИНА