Лучшие учителя России – во Владивостоке

На День учителя около 137 педагогов Приморья будут ломать головы, куда потратить 100 тысяч, которые они выиграли, поучаствовав в приоритетном национальном проекте «Образование». Каждый из них получил звание «Лучший учитель» 2008 года.

2 окт. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2414 от 2 окт. 2008

На День учителя около 137 педагогов Приморья будут ломать головы, куда потратить 100 тысяч, которые они выиграли, поучаствовав в приоритетном национальном проекте «Образование». Каждый из них получил звание «Лучший учитель» 2008 года.

Спасибо нацпроекту за мультимедийные учебники

В муниципальном общеобразовательном учреждении лицее № 41 в этом году их три.

- У нас 14 преподавателей, которые в разные годы получили звание «Лучший учитель». Мы участвуем в проекте «Образование» и два года подряд получали денежное поощрение в размере одного миллиона рублей, - делится успехами заместитель директора по воспитательной работе Елена ПЕТРЕНКО.

Елена Владимировна показала новое оборудование – компьютеры и мультимедийные учебники, которые закупили для школы на выигранные деньги.

А вот и человек, который среди учителей всей России оказался одним из достойнейших. Елена АВИЛОВА преподаёт русский язык и литературу.

- Видя то, как ребята на моих уроках работают, как они влюбляются в русский язык, сочла возможным поучаствовать в конкурсе, - улыбается она.

Елена Александровна – педагог с 20-летним стажем, улыбчивая и энергичная женщина. Самой большой своей заслугой считает то, что её воспитанники нередко выбирают профессии, связанные с её предметом. А те, кто решил пойти по другому пути, на всю жизнь сохраняют трепетное отношение к родной речи. Для того чтобы поучаствовать в национальном проекте, она собрала целый пакет документов, среди которых нужно было составить аналитическую справку на 10 листах.

- Я вспоминала свой потрясающий гуманитарный класс, который выпустился в 2001 году. У нас лицей научной направленности, а это был единственный за всю историю гуманитарный класс. Эти дети были победителями городских и краевых олимпиад. Одна из учениц этого класса, Анастасия ЛЁВУШКИНА, участвовала во всероссийской олимпиаде в Рязани. Сейчас она преподаёт в вузе, - рассказывает Елена Авилова.

Рука - продолжение мысли

Кроме того, её окрылил успех прошлого года. В 2007 группа её шестиклассников заняла третье место в дистанционной викторине, которую проводил воронежский университет. Эта викторина была очень похожая на олимпиаду. Единственное отличие – конкурсы проходили по Интернету, поэтому можно было смело пользоваться шпаргалками.

- Если бы у нас не завис на последнем конкурсе Интернет, может, мы были бы первые в России, - говорит Елена Александровна.

Однако к новым методам обучения и внедрению компьютера в сознание школьников она относится настороженно.

- Я придерживаюсь традиционных методов обучения с помощью указки и мела, - заявляет один из лучших учителей этого года, - с моей точки зрения, самое главное – позиция учителя, его искренняя заинтересованность в том, чтобы был результат.

Больше всего удивляет учителя русского языка, когда на урок приходит ребёнок и заявляет:

- Я не написал сказку, потому что у меня сломался принтер.

- Написал! Это значит, написал рукой. Я слышала от одного мудрого человека, что рука – это продолжение мысли.

Кстати, сейчас очень громко говорится о 100 тысячах, которые получают лучшие учителя, однако, как отметила Елена Авилова, 13 тысяч государство удержало в качестве налога. А это больше её месячной зарплаты.

Пять лет её ученики лучшие

Ещё один педагог, получивший денежное поощрение, – Ольга СЛАВГОРОДСКАЯ, учитель истории и обществознания. Мы застали её в классе готовящейся к уроку. Она казалась очень серьёзной и сдержанной.

- Я участвую в проекте впервые, - говорит Ольга Сергеевна, - нам нужно было показать свою результативность как минимум за три года.

Учителей оценивали за урочную и внеурочную деятельность, воспитательную и методическую работу. По всем направлениям Ольга Сергеевна показала блестящие результаты.

- У меня был замечательный ученик, сейчас он студент третьего курса исторического факультета, он три года занимал первые места в городской олимпиаде - в 9-м, 10-м и 11-м классах. А в 2006 году участвовал во всероссийской олимпиаде в Саратове. Сейчас у меня 9-й класс. Поэтому будем растить новых победителей, - говорит Ольга Славгородская.

Она считает, что хороший учитель должен хорошо знать свой предмет, уметь находить подход к детям, уметь привлекать их к научной и исследовательской работе. Чем она систематически и занимается.

- Моя задача – дать знание. Многие недовольны, что сейчас я сильно загружаю их. Но после того как поступают в университет - приходят, говорят «Спасибо». Говорят, что поняли – я так много требовала не напрасно, - замечает Ольга Сергеевна.

Читать и пересказывать необходимо

С пятого класса она и её коллега приучают детей к научной работе. Сначала на школьном уровне, потом ребята выходят на городской и краевой. Например, в прошлом году Ольга Славгородская и её ученики участвовали в городской конференции, которую проводит ДВГУ.

- Те ребята, которые этим занимаются, понимают, зачем им это надо. Они будут поступать на специальности, где необходимо знание истории. У них появится опыт создания научно-исследовательской работы, создания презентаций, - говорит Ольга Славгородская.

В лицее она работает 12 лет, последние пять-шесть лет активно внедряет новые методики – использование информационных технологий: мультимедийных учебников, хрестоматий, создание презентаций. Однако Ольга Славгородская согласна: одним видеоматериалом не обойдёшься – нужно заставлять детей читать, а читают они сейчас очень мало.

- Несмотря на то, что у некоторых мои методы вызывают не совсем приятную реакцию, я требую, чтобы дети читали учебники и пересказывали близко к тексту. Ученик должен научиться говорить, логически мыслить, развить свою речь. В будущем от этого будет зависеть его успешность в учёбе и в жизни, - аргументирует Ольга Славгородская.

Автор: Анастасия Попова