Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Культура, история

Такая короткая длинная жизнь

О таких людях, как Вадим Иванович Абоносимов, надо писать книги и снимать фильмы, их именами называть пароходы и звёзды. Когда-нибудь это обязательно случится – когда обществу понадобятся иные ценности, изменятся нравы, а корыстолюбие, власть денег, обм
Такая короткая длинная жизнь

О таких людях, как Вадим Иванович Абоносимов, надо писать книги и снимать фильмы, их именами называть пароходы и звёзды.

Когда-нибудь это обязательно случится – когда обществу понадобятся иные ценности, изменятся нравы, а корыстолюбие, власть денег, обман ближнего и наркотики перестанут занимать умы и сердца людей.

Тогда, дойдя до точки кипения, устав от чернухи и крови, заполонившие экраны и жизнь, мы будем искать другие примеры – героизма, мужества, человечности и служения Отчизне. И обратим свои взоры к тем, кто своей судьбой доказал, что есть в жизни вещи поважнее карьеры и богатства.

Как после выдоха жизненно необходим вдох, после падения – взлёт, так и после десятилетий нравственного унижения обязательно должно быть возрождение духа. Без него наивно и смешно надеяться на процветание и возрождение России.

Замороженный


Ледовому капитану Вадиму Ивановичу Абоносимову накануне исполнилось 80 лет. Вот такая длинная, насыщенная до краёв Арктикой и ледоколами жизнь за его плечами. И такая короткая, потому что ещё столько жизненных сил, помноженных на опыт, и много хочется ещё сделать, но говорят: «Возраст, увы… ».

А начался этот путь в начале 30-х годов, когда сибирский мальчишка Вадим Абоносимов в далёком от моря Кызыле, что стоит на берегу Енисея, играл со своими сверстниками в Папанина, Кренкеля, Шмидта, челюскинцев. Несколько поколений российских мальчишек выросло на этих героических примерах, которые помогали им и в голодное военное детство, и в трудные минуты взрослой жизни.

В 1946 году Вадим поехал в далёкий Ленинград, где окончил Высшее арктическое морское училище, а затем получил назначение на Дальний Восток, о котором давно мечтал.

В 1952 году ушёл в свой первый арктический рейс на ледоколе «В.Молотов». Потом были другие ледоколы, иногда пересаживался на пароходы, но судьба вновь разворачивала его лицом к Арктике, будто говорила: «Курс верный. Так держать!».

Он и не сбивался с курса, прикипел душой к Арктике на всю жизнь. Стал самым молодым в пароходстве ледовым капитаном, пройдя школу мастерства у таких асов, как капитаны Хлебников и Готский. Был въедливым в мелочах и настырным, требовал от экипажа полной самоотдачи, но и сам валился с ног от усталости, считая, что капитан должен стоять на мостике все 24 часа.

Его называли «безаварийным», «окаянным», «замороженным», о чём Вадим Иванович сейчас с удовольствием вспоминает. И всё же в кадрах ДВМП была очередь в экипаж к капитану Абоносимову, хотя на других таких же ледоколах были свободные места. Потому что кроме морских «подколок» в его адрес за Абоносимовым закрепилась репутация честного и человечного капитана.

Может, поэтому те, кто ходил с ним в Арктику – боцманы, радисты, штурманы и механики, вспоминают о нём до сих пор с теплотой и любовью.

А что касается его помощников, которые сами стали потом капитанами, то они с гордостью называют Вадима Ивановича своим Учителем.

Ну а у самого капитана Абоносимова есть два любимых ледокола – «Ленинград» и «Адмирал Макаров», которым он отдал не просто годы тяжёлой работы во льдах, а частицу своего сердца. Картины с их изображением висят у него дома, согревая и радуя душу капитана.

Арктика, любовь моя

…С Вадимом Ивановичем мы познакомились лет 20 назад, когда его дочь привела на радиостанцию «Тихий океан» своего малолетнего сына Вадьку поздравить деда с днём рождения. Дед – Вадим Иванович - находился в то время в Арктике, а по возвращении не поленился позвонить на радио и поблагодарить молодую журналистку (меня то есть) за работу. Такой маленький штрих к характеру Абоносимова. Потом было много других интервью и статей с участием капитана, но его первый урок признательности и уважения к чужому труду хорошо запомнился.

Несколько лет назад на борту ледокола «Адмирал Макаров» мне удалось собрать сразу четырёх капитанов: Вадим Иванович Абоносимов и Виктор Константинович Ковальчук на нём вместе когда-то ходили в Арктику, Геннадий Иванович Антохин, штатный капитан «Адмирала Макарова», только что ушёл в законный отпуск, передав ледокол капитану Анатолию Михайловичу Коваленко.

Абоносимов не был на ледоколе несколько лет, и надо было видеть эту встречу! Улыбка не сходила с лица Вадима Ивановича, он поглаживал планширь, заглядывал в только ему ведомые закоулки на ледоколе, тихонько говорил ему какие-то ласковые слова - словом, вёл себя, как отец после долгой разлуки с любимым сыном.

Более молодое поколение капитанов – Антохин и Ковальчук смотрели на своего Учителя с пониманием и любовью, а капитан Коваленко разрывался между необходимостью встречать ревизоров, которые – вот незадача!- тоже пришли на ледокол, и жгучим желанием пообщаться в такой замечательной капитанской компании, каждый из участников которой, можно сказать, легенда ледокольного флота.

Вспомнили тогда многое: и гибель судов, и смешные морские байки, и как Ковальчук утёр нос американцам, а Антохин в 1985 году совершил невозможное, освободив на «Владивостоке» из ледового плена в Антарктике дизель-электроход «Михаил Сомов», и шутки остроумного капитана-наставника Инюшкина, и как нежно заботился о всяких зверушках суровый Холоденко.

Виктор Ковальчук тихим спокойным голосом рассказывал такие детали «не для прессы» из «южной» полярки, что мурашки по коже бегали. Высокий и плотный Геннадий Антохин так вприсядку изображал пингвинов, что слезу вышибал от смеха. А Вадим Абоносимов вспоминал героическое прошлое Макарова – человека и ледокола.

Вспомнилось, как работали в тяжелейшую Арктику 1983 года – аж «кровь с морды», как у «Макарова» 64 раза рвались «усы» от чрезмерного напряжения - а это стальные тросы в руку толщиной, которые пришлось потом сращивать команде на ветру и морозе…Как погибла «Нина Сагайдак», как спасли от верной гибели «Колю Мяготина», получившего серьёзные повреждения. Полярка была суровой, но они выстояли, выдюжили, победили. За неё капитану Абоносимову через 3 года вручили второй орден Ленина и Золотую Звезду Героя.

Их любимая и суровая профессия ледокольщика уникальная, по статистике, их несравненно меньше в мире, чем космонавтов. А наши капитаны-ледокольщики не раз доказывали в сложных условиях ледовой проводки, что они – лучшие в мире. Впрочем, не только капитаны. Например, таких надёжных и классных ледовых специалистов, как гидролог Шаталин, боцман Говоров (ледокольное прозвище Маршал) или начальник радиостанции Резниченко, днём с огнём не сыскать!

…Для капитана Абоносимова и его учеников Арктика – и судьба, и любовь, и боль. Так случилось, что на многие годы их уникальный опыт и знания оказались ненужными – от мощного ледокольного флота остались рожки да ножки, от миллионов тонн грузов, которые когда-то доставляли наши суда на север, остались одни воспоминания, и только в последние два-три года правительство вспомнило про Арктику в связи с богатствами её шельфа.

Что касается Вадима Ивановича, то последние 15 лет работы в ДВМП он возглавлял профсоюз моряков. И оставался всегда таким же, как был в Арктике – ершистым, говорящим в глаза начальству правду-матку, деятельным в отстаивании интересов простого человека. За это его уважали и до сих пор говорят «спасибо» моряки, за это же начальство не больно жаловало. Ну разве такое прощается – взял Абоносимов и выложил все проблемы на большом совещании с участием президента Горбачёва, хотя договаривались же с ним, что будет читать свою «хорошую» речь по заверенной парткомом бумажке!..

Ну откуда у него это? Да всё оттуда – с Севера, где не будет мастерства и дисциплины, не сделаешь проводку, не будет доброжелательности - экипаж от тебя отвернётся, не будет самоотверженности в работе – вообще ни черта не сделаешь и людей вдобавок погубишь.

«Вот эта формула – работать так, как если бы всё зависело только от тебя, - наиболее точно характеризует главную черту тех, кто связал свою жизнь с Севером, - пишет в своей последней книге «За Полярной звездой» Вадим Абоносимов. - Часто думаю о своих друзьях-товарищах, с кем жизнь сводила в долгой работе или коротких встречах, но они почему-то оставили след в твоей душе. А значит, были нужны и важны для тебя.

И если жизнь – не те дни, что прошли, а те, что запомнились, то что уж говорить о людях, с которыми столкнула тебя судьба…И чем дальше отходят от нас сами события, тем сильнее изумление перед такими людьми и перед собственной жизнью, которая подарила мне такие встречи…».

Вадиму Ивановичу Абоносимову исполнилось вчера 80. Когда ему стукнет 100 лет, вполне возможно, что из своего окна, которое выходит на бухту Золотой Рог, он увидит гордый красавец ледокол со своим именем на борту – «Капитан Вадим Абоносимов».

И это будет один из счастливых дней его замечательной жизни.

Автор : Татьяна НАДЕИНА

comments powered by Disqus
В этом номере:
Превед, Медведев!
Превед, Медведев!

Первого визита Дмитрия Медведева в качестве президента РФ на Дальний Восток в начале текущей недели ждали сразу как минимум в пяти регионах ДВФО. Большую часть ожиданий глава государства добросовестно удовлетворил, последовательно побывав во вторник, сред

Флаг России поднять!
Флаг России поднять!

Последний раз репортаж под таким названием публиковался на страницах «В» 7 лет назад, когда судоходная корпорация «РИМСКО» приобрела три танкера и, как только они пришли во Владивосток, провела церемонию перефлагирования: вместо «удобных» иностранных флаг

Бюджет-2009 прошёл «нулевое» чтение

На минувшей неделе Законодательное собрание Приморского края (ЗС ПК) провёло первую из процедур, связанных с принятием краевого бюджета на следующий 2009 год. Так называемое «нулевое» чтение прошло в рамках заседания профильного комитета по бюджетно-налог

На штурм высоких технологий
На штурм высоких технологий

Накануне празднования Дня машиностроителя Приморский край посетила заместитель председателя общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России» Нелли Пиковская. Она побывала на приморских машиностроительных предприятиях и встретилась с

Руководство Росбанка: о кризисе и не только

На минувшей неделе состоялся визит во Владивосток руководителей ОАО АКБ «РОСБАНК», в рамках которого прошли рабочая встреча с губернатором Приморского края Сергеем Дарькиным и совещание директоров подразделений сети Росбанка на Дальнем Востоке. После сове

Последние номера