Какую радиостанцию вы слушаете?

Электронные версии
Экономика, финансы

Интервью с директором завода “Звезда” накануне его очередной командировки в Москву

Интервью с директором завода “Звезда” накануне его очередной командировки в Москву

Интервью с директором завода “Звезда” накануне его очередной командировки в Москву

/font>

- Валерий Александрович, на какой вопрос вы бы не хотели отвечать?

- Когда на заводе будут деньги?.. Потому что ответа на него я не знаю. Неоднократно получая заверения в правительстве России о выделении денег, порой даже зная номер “платежки”, дату ее отправления, я сразу говорил об этом коллективу. Но обещанные деньги надолго задерживались в пути. Вот и на этот раз Москва обещала в сентябре пополнить заводскую кассу, а денег до сих пор нет. И сегодня я с болью в сердце вынужден отказывать в материальной помощи заводчанам, едва изыскивая деньги на приобретение лекарств и похороны.

Правительство официально признало долги перед госпредприятиями. На их сумму уже произведены материальные ценности, теперь вопрос, где взять денежную массу, которая не привела бы к росту инфляции. Нам на сумму долгов будут выдавать денежные “суррогаты”, заменяющие наличные деньги. Для них предусмотрен замкнутый цикл: из бюджета уходят, в бюджет и возвращаются. Но зарплату бумажными зачетами не выплатишь.

Выскажу свою точку зрения на решение данной проблемы. Необходимо посчитать долги государства по заработной плате перед его гражданами, напечатать на эту сумму дензнаков и выплатить деньги. При этом инфляция не увеличится. Деньги вернутся в бюджет в виде платы в соцстрах, медстрах, подоходных налогов и так далее. Не думаю, что люди кинутся на рынок за иностранным ширпотребом, в первую очередь они поспешат оплатить долги за электроэнергию, коммунальные услуги, а следовательно, погасятся задолженности перед шахтерами, энергетиками, коммунальщиками... Но на распечатку дензнаков надеяться не приходится: кнопка печатного станка заблокирована Международным валютным фондом - иначе не будут выделяться иностранные кредиты, которые мы, кстати, благополучно “съедаем”, практически не доводя их до вложения в развитие производства.

А тем временем долг перед заводом “Звезда” за оборонный заказ вырос до 160 миллиардов, и не только со стороны правительства. АО “Восток”, например, задолжало 22 миллиарда рублей, воинская часть - 2,5 и так далее. Из названной суммы 60 миллиардов приходится на погашение задолженности по зарплате. Теперь предстоит очередная командировка в Москву.

- Что самое неприятное во время поездки в столицу?

- Поза просителя. Постоянно надо доказывать, что правительство не выполняет своих обязательств перед заказчиком, а он - перед предприятиями-исполнителями. Когда у заказчика появляются средства, в коридорах московской власти начинается дикая суматоха: гордые и свободолюбивые директора немедленно превращаются в рабов-просителей. И не дай бог кому-нибудь из них косо посмотреть на нужного чиновника, слово не так сказать - тут же получит от ворот поворот. Честно скажу, каждому директору приходится унижаться.

Второй искренне неприятный момент - чувство нищего. Чтобы решить вопросы, надо “дать на лапу” некоторым чиновникам. А что? Тихоокеанские рыбьи “хвосты” уже не в моде: в магазинах все в полном ассортименте. Пока в цене настоящий “Уссурийский бальзам” приморского фирменного производства. Еще можно пригласить власть имущего в ресторан, естественно, за свой счет. Но с наших заводских авансов не особенно разгуляешься.

- В какую сумму обходится заводу командировка директора в Москву?

- Около 4 миллионов рублей - на авиабилеты в экономклассе, по 22 тысячи в день - командировочные.

- Ваши командировки в Москву “доброжелатели” напрямую связывают со строительством коттеджа, открытием частных магазинов.

- Сегодня коттедж под столицей стоит столько, сколько мне не заработать за 2-3 жизни. Нет у меня и торговых точек. И даже в мыслях не было создавать что-то подобное. Живу я у матери с братом в 2-комнатной квартире в пригороде Москвы, в 40 минутах езды на электричке. Понравились мне своей оригинальностью и слухи о том, что однажды меня в Москве прямо у трапа самолета окольцевали наручниками якобы за финансовые нарушения.

- Был такой “звон”: мол, за “прокручивание” в банке в личных целях заводских денег.

- Если я сообщаю на завод, что получил деньги, это не означает, что мне их выдали наличными или предоставили чек. Это значит, что несколько московских чиновников подписали обычные официальные бумаги, направленные в банк-отправитель, который дает телеграмму в расчетно-кассовый центр о зачислении указанной суммы на счет “Звезды” с последующим переводом ее на наш счет в большекаменском филиале Сбербанка. Раньше прохождение денег и их расходование на предприятии контролировали только банк и горфинотдел, сегодня ряды надзорных организаций пополнили казначейство, налоговая инспекция и полиция, различные фонды - Пенсионный, медстраха, занятости населения и еще 8-10 организаций, имеющих право проверять финансовую деятельность завода. С учетом того, что исполнительных листов за задержку зарплаты и расчета при увольнении уже накопилось на сумму почти в 40 миллиардов рублей, деньги поступают на счет народного суда, который их и распределяет.

- Валерий Александрович, долги завода уже не растут так резко в связи с уходом 2/3 заводчан в неоплачиваемые отпуска или в вынужденные отпуска с оплатой 2/3 окладов. Такая крайняя мера вызвана тем, что на госзаказ этого года отведено всего 30 процентов от полной мощности завода.

- Да и эта цифра теперь только в устных заверениях правительства. Постановление по госзаказу подписано 5 мая, а в конце мая премьер-министр В. Черномырдин заявил о секвестрировании бюджета и - соответственно - госзаказа. В связи с этим наш основной заказчик - ВМФ еще ни одного договора не оформил: все ждет, когда Госдума примет секвестр. Несмотря на сложности, представители “Звезды” работают в Москве, оформляют договоры, согласовывая их с необходимыми организациями.

- В связи с конверсией на заводе образовался производственный вакуум в 70 процентов. Другими словами, люди не обеспечены работой.

- Заключен российско-японский договор на строительство краболова-кальмаролова. К его реализации приступим после решения финансовых вопросов. Заключен контракт на строительство второго ПТР-500. Есть в перспективе контракт с Австралией на строительство серии тунцеловов. Не прекращаем работу с продвижением одного из словацких проектов универсального сухогруза. Перспективы у завода есть. Но до них нужно дожить, преодолев тяжелые времена.

- Сохранить завод труднее, чем сократить штат, оставив людей под 30 процентов госзаказа, или перевести завод в режим перегрузочного порта. Не так ли?

- Естественно, самый легкий выход: “ужаться” в штатном расписании до тех производственных мощностей, которые сейчас действуют на заводе. Но для меня “Звезда” - это живой организм. Я сравниваю ее с человеком, которому резко урезали минимум, необходимый для поддержания физического и морального состояния. В результате он становится дистрофиком. Я не имею права доводить завод до такого состояния. И одним росчерком пера перевести заводчан в очередь безработных тоже не имею права.

Если говорить о том, сколько человек надо сократить, чтобы оставить только обеспечивающих 30-процентный заказ, то здесь нельзя проводить прямую пропорцию. И рабочие, и ИТР заняты на заказе неполный год: кто-то, в силу своей профессии и очередности проведения ремонтных работ на АПЛ, выполняет основную работу в начале года, кто-то в конце, и на это ему требуется 2-3 месяца. Но это не значит, что на оставшиеся месяцы года его надо “положить на полку”. Необходим постоянный тренинг. Рабочий, чтобы не терять высокую квалификацию, до и после выполнения своего объема работ на ремонтируемой АПЛ делает любую работу по своей профессии. Так же ИТР - без постоянного совершенства, изучения документов он растеряет знания.

- Можно неожиданный вопрос? У вас в кабинете висит портрет Ленина...

- Это не просто портрет, это тонкая профессиональная работа - подарок “Дальзавода” в честь давнего 20-летия “Звезды”, о чем свидетельствует дарственная надпись. Как бы сегодня политологи ни оскверняли имя Ленина, но россияне в течение 70 лет формировались именно на ленинской идеологии. Люди в своих убеждениях не меняются так быстро, как идеология правительства. Не потому ли так бурно прогрессирует церковь: у страны отняли идеал в образе Ленина, ей нужен другой. Человеку свойственно во что-то верить. Вспомните, как верили в коммунизм старшее и среднее поколения. Но эту веру успешно похоронили, хотя никто не доказал, что идеи коммунизма вредны. Любую идею можно извратить. Я сам был коммунистом, а теперь не принадлежу ни к какой партии, за исключением одной - завод “Звезда”.

- И в завершение подскажите, на какой вопрос вам хотелось бы ответить?

- Куда нам столько денег и на что мы их будем тратить?! Как во времена развитого социализма, когда в ноябре-декабре собирались администрация, партком, профком завода “Звезда” и коллегиальным решением определяли, на что потратить щедро выделенные правительством и не освоенные до конца года “лишние” деньги? Думаю, мы все же доживем до подобного “нелегкого” вопроса...

Автор : Нина КОЛЕСНИЧЕНКО, “Владивосток”

В этом номере:
Трамвай врезался в “Золотой Рог”

Ранним утром в понедельник в самом центре Владивостока произошла необычная авария - трамвай на полной скорости сошел с рельсов на повороте с Алеутской на Светланскую и врезался в здание гостинично-торгового комплекса “Золотой Рог”.

Международный конфликт на капустном поле

Трагически закончились выходные дни для одного из российских граждан. С диагнозом проникающее ножевое ранение груди, резаные раны голени, сильная кровопотеря и шок он доставлен в больницу в Михайловском районе.

“Пар” из воинского эшелона

Тревожное сообщение поступило в 2.30 ночи 13 октября с железнодорожной станции Уссурийск. Там в воинском эшелоне начал “пускать пар” вагон с перекисью водорода, предназначенный для одной из войсковых частей.

По распадкам Седанки прошелся пал

Сильный низовой пожар был зафиксирован в воскресенье в 22.30 в пригороде Владивостока от станции Седанка в сторону горы Острой. Горели жухлая трава, кустарник и замшелые пни по сопкам и распадкам.

Олимпийцы стартуют в Приморье

Во Владивостоке в течение нескольких дней находился первый вице-президент Национального олимпийского комитета России Владимир Логинов. Визит носил рабочий характер. Чиновник НОКа встречался с представителями спортивной общественности и властных структур, знакомился со спортивными сооружениями и базами Владивостока. Дело в том, что спортсооружения планируется использовать для подготовки и акклиматизации олимпийцев России.

Последние номера