Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Экономика, финансы

Энергетический террор?

Наведение порядка в приморской энергетике грозит благоденствию людей, ловивших “рыбку” в мутных кризисных “водах”. С таким убеждением вернулся из Приморья первый заместитель министра топлива и энергетики Сергей Кириенко.

Наведение порядка в приморской энергетике грозит благоденствию людей, ловивших “рыбку” в мутных кризисных “водах”. С таким убеждением вернулся из Приморья первый заместитель министра топлива и энергетики Сергей Кириенко.

- Никаких объективных причин для сентябрьского кризиса энергоснабжения в Приморье не было, - говорит он. - Платежи шли, запасы топлива создавались. Уровень сбора средств в энергетический комплекс (ТЭК) края вырос до 128 миллиардов рублей в сентябре, считая зачеты и перечисления как из федерального, так и из краевого бюджета. Для сравнения: в июле эта сумма равнялась 22,8, а в августе - 42 миллиардам. В то время как уровень в 110 млрд. уже покрывает надобность не только в зарплате и топливе, но даже и в ремонте оборудования.

Июньские решения комиссии Минтопэнерго выполняются краевыми властями, хотя и с промедлением, и не без нажима из Москвы. Однако забастовки угольщиков разрезов “Павловский” и “Лучегорский-2” все-таки вспыхнули в сентябре, отбросив процесс оздоровления на месяц-полтора назад. И это наводит на мысль об умелом “подполье” и особых лобби-группировках в краевой энергетике.

Саботаж? Судите сами. Момент для забастовок и волны отключений выбрали удобный - в сентябре, когда финансовое положение приморского ТЭК пошло на поправку, когда потекли федеральные инвестиции в дешевый уголь “Лучегорского-2”. Но одновременно фирма “Энергия Востока”, которая пыталась удержать за собой выгоднейший разрез, проиграла суд. А забастовщики поставили условия: не передавать разрез в состав компании “ЛуТЭК” (“Лучегорский-2” плюс Приморская ГРЭС), которая только и может спасти край дешевой энергией. Ведь разрез дает уголь по 60 тысяч рублей за тонну, а не за 120 тысяч. И слава богу, “ЛуТЭК” удалось отстоять.

Павловский разрез забастовал из-за отсутствия дизельного топлива, но выяснилось, что состав с горючим несколько дней простоял, дожидаясь решения местного начальства. Создается впечатление, что руководство “Приморскугля” (а именно оно и передавало лицензию на самый рентабельный разрез частной фирме) не заинтересовано в том, чтобы снабдить Приморскую станцию недорогим топливом. Это впечатление только усиливалось, когда С. Кириенко рассказал нам, как затягивалось выполнение июньских решений комиссии. “Дальэнерго” должно было еще в июне выставить на открытые торги свою дебиторскую задолженность и получить живые деньги для расчетов с угольщиками, удержав их от забастовки. Однако устроило аукцион лишь в сентябре, “уведомив” всех желающих участвовать в нем за день до торгов. А попросту говоря - сымитировало конкурс. В итоге расчеты за уголь задержались на 2 месяца, и стачка вспыхнула всего из-за 10 миллиардов рублей.

- Или это халатность, или нежелание, - считает заместитель министра. - Очевидно, конкурсы невыгодны сложившемуся вокруг энергетики кругу фирм-посредников, которые прежде кормились на операциях с долгами.

Но странности на этом не заканчиваются. Мэрия Владивостока на 2 с лишним месяца задержала передачу сбора платы за энергию из рук муниципальных подстанций в руки “Дальэнерго”, тоже внеся лепту в провоцирование неплатежей и забастовок. 2 месяца срывалось решение и о том, что и краевые, и городские власти обеспечат ежемесячную плату за потребителей, которые финансируются из их бюджетов. Губернаторство вышло на 40 миллиардов в месяц только в сентябре, а мэрия Владивостока просто сорвала задание: вместо 20 ежемесячных миллиардов в сентябре энергетике перечислено только 8,9 миллиарда (0 - в июле, 10 млрд. - в августе). Чтобы погасить забастовку на Павловском разрезе, у мэра В. Черепкова пришлось выбивать эти 10 миллиардов.

Вот почему горняки взбунтовались: уголь они 2 месяца отправляли на энергостанции бесплатно. Вопреки строгому условию энергетические долги краевого и владивостокского бюджета выросли (с 861 и 408 миллиардов “рэ” - до 960 и 460 млрд. соответственно). А когда электричество из-за стачек пришлось выключать, вместе с неплательщиками “обесточивались” и те, кто платит, и те, кого отключать нельзя, - больницы, военные объекты. Иными словами, последствия этого умело усугублялись ради возмущения народных масс.

С. Кириенко говорил об “иждивенчестве руководителей приморского ТЭКа”, которые привыкли к особому вниманию к себе Москвы и которые наловчились использовать кризисы как средство добывать деньги из федерального бюджета. Из Приморья несутся требования снизить тарифы вдвое за счет дотаций из федерального бюджета? Центр не будет оплачивать бесхозяйственность:

- Снизив выработку электричества почти вдвое, “Дальэнерго” почти в полтора раза увеличило штат работников!

Иными словами, помимо объективных причин опасных потрясений в Приморье есть субъективные: дельцы, которым кризис и неплатежи выгодны. За уже примелькавшимися фигурами губернатора и мэра Владивостока виднеется иная сила. (Ведь “Дальэнерго” подчиняется и не краю, и не Минтопэнерго РФ, а РАО “ЕЭС России”, а “Приморскуголь” - “Росуглю”.) Ей наплевать на нужды государства, и она идет на энергетический террор.

И все-таки объективные истоки остаются. Из-за обвала оборонной индустрии в Приморье образовалось перепроизводство энергии. И для снижения тарифов без загрузки производства придется закрывать половину здешних станций. Хотя, как заметил С. Кириенко, дорогое электричество уже губит конкурентоспособность местной промышленности. И сегодня едва ли не единственным способом загрузить мощности (а следовательно, и снизить затраты) остается достройка линии через границу и продажа киловатт-часов в Китай. Остаются еще проблемы убыточных шахт и “лишних” шахтеров.

“Висят” на приморской энергетике неплатежи бюджетов: федерального, краевого, владивостокского. Не имея средств, центр выпускает облигации, чтобы расплатиться со своими долгами. Делегации Минтопэнерго удалось убедить губернаторство и мэрию краевой столицы подписать постановления о выпуске таких же облигаций и по своим долгам.

Выздоровление Приморья сулит быть трудным. И долгим. Ведь оно только началось.

Автор : “Российская газета”

comments powered by Disqus
В этом номере:
Трамвай врезался в “Золотой Рог”

Ранним утром в понедельник в самом центре Владивостока произошла необычная авария - трамвай на полной скорости сошел с рельсов на повороте с Алеутской на Светланскую и врезался в здание гостинично-торгового комплекса “Золотой Рог”.

Международный конфликт на капустном поле

Трагически закончились выходные дни для одного из российских граждан. С диагнозом проникающее ножевое ранение груди, резаные раны голени, сильная кровопотеря и шок он доставлен в больницу в Михайловском районе.

“Пар” из воинского эшелона

Тревожное сообщение поступило в 2.30 ночи 13 октября с железнодорожной станции Уссурийск. Там в воинском эшелоне начал “пускать пар” вагон с перекисью водорода, предназначенный для одной из войсковых частей.

По распадкам Седанки прошелся пал

Сильный низовой пожар был зафиксирован в воскресенье в 22.30 в пригороде Владивостока от станции Седанка в сторону горы Острой. Горели жухлая трава, кустарник и замшелые пни по сопкам и распадкам.

Олимпийцы стартуют в Приморье

Во Владивостоке в течение нескольких дней находился первый вице-президент Национального олимпийского комитета России Владимир Логинов. Визит носил рабочий характер. Чиновник НОКа встречался с представителями спортивной общественности и властных структур, знакомился со спортивными сооружениями и базами Владивостока. Дело в том, что спортсооружения планируется использовать для подготовки и акклиматизации олимпийцев России.

Последние номера