Артемий Троицкий: Музыка – это грустная история

Искусствовед, рок-журналист, музыкальный критик, основатель и главный редактор русской версии журнала Playboy, автор книг, связанных с историей рок-музыки. Это далеко не всё, чем известен Артемий ТРОИЦКИЙ. Вот уже во второй раз эта без преувеличения леген

23 сент. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2408 от 23 сент. 2008
8fd2020d8b7e1730d7b8201f52769133.jpg


Искусствовед, рок-журналист, музыкальный критик, основатель и главный редактор русской версии журнала Playboy, автор книг, связанных с историей рок-музыки.

Это далеко не всё, чем известен Артемий ТРОИЦКИЙ. Вот уже во второй раз эта без преувеличения легендарная фигура приезжает во Владивосток. В апреле он представлял выставку современного искусства «Будущее зависит от тебя», которая прошла в музее им. Арсеньева. В рамках шестого кинофестиваля Pacific Meridian с 12 по 19 сентября в галерее современного искусства «Арка» прошла выставка «У каждой картины своя история». В экспозиции представлены работы из частной коллекции Троицкого – рисунки и графика Александра ДЖИКИИ, Андрея РОЙТЕРА, Никиты АЛЕКСЕЕВА.

- Очень точное название у выставки. Например, «Предсмертные рисунки» Никиты Алексеева и вправду были написаны, когда он был на волосок от смерти – его очень сильно скрутило. Буквально. Он ходил весь сгорбленный. Но ему удалось выкарабкаться, и он сейчас снова активно работает.

«Мумий Тролль» - лучшая рок-группа за 15 лет

- Как вы относитесь к тому, что современные музыкальные группы озвучивают старые немые фильмы?

- Очень спокойно. Я, конечно, не в восторге от этого, но и особого протеста нет. Можно есть мясо с гарниром или без – это ваш собственный выбор. Так и здесь – можете смотреть оригинал, можете - озвученную версию. Идея принадлежит самим музыкантам, им интересно работать со старыми кинофильмами. Некоторые фильмы особенно полюбились музыкантам и озвучивались по нескольку раз. Например, лента Дзиги ВЕРТОВА «Человек с кинокамерой». Конечно, всегда найдутся гиперактивные потомки, которые будут против прикосновения к наследию великих предков. Но ведь никто не запретит музыкантам это делать, правда? Даже если вы купили такой озвученный DVD, а хотите посмотреть оригинал – отключите звук, и получится то же самое.

- Вы стали автором книги о рок-музыке. Как вы считаете, пошли ли последние 25-30 лет на пользу рок-музыке и стране в целом?

- Стране… Как вам сказать. Пошли, но не во всём. Если говорить о музыке... Это многослойная проблема. Не только в России, но и на Западе ничего не меняется. Сейчас можно прийти в тоску, если посмотреть, что происходит в западной рок-музыке, некогда очень сильной. Печально, что «золотые деньки» прошли, музыка утратила стержневое значение в мировой контркультуре. Можно так сказать: «Не было более важного из искусств».

Если же говорить о российской рок-музыке, проблема усугубляется ещё и тем, что класс рокеров советской формации был во многом вдохновлён борьбой с существующим государственным строем. Нам нравилось играть с ними в кошки-мышки. В конце концов мы их и свалили, как Давид Голиафа. А потом сами растерялись: а что дальше-то делать?

Я вообще считаю, что ваш «Мумий Тролль» - лучшая рок-группа за последние 15 лет. Последний их альбом – просто чудо.

Интересная новая музыка есть. И во Владивостоке, думаю, много молодых хороших групп. Есть Интернет, по которому можно распространять музыку. А помнится, ещё в 1988 году «Мумий Тролль» прислал мне свою запись. Я тогда помог, их песню начали крутить по радио.

Перспективные ребята – группа «Барто», у них недавно одноимённый альбом вышел, группа «Вивисектор» хороша, есть и журфаковская группа «Общежитие», у них альбом «Я проснулась» неплохой. Хорошая музыка есть. Только найти её сложно. Если раньше записи ВЫСОЦКОГО, МАКАРЕВИЧА переписывались, были малодоступны, то теперь молодёжь стала ленивая, ей даже сложно залезть в Интернет и поискать новые группы. Естественно, ведь есть «Фабрика звёзд», Иосиф КОБЗОН, Дима БИЛАН и всё остальное дерьмо – стоит только телек включить, и вот они!

- Вот вы сказали, молодёжь обленилась…

- Мы сейчас живём в обществе, перегруженном информацией. Да мы всем перегружены – дурным воздухом, продуктами. Люди живут в состоянии безумного стресса, у них нет времени подумать. Нет ничего такого, что бы помогло им фильтровать информацию. Людям хватает того, что им предлагают, того, что ближе лежит. И понять их можно – если вокруг всего столько, как разобраться, что хорошо, а что плохо.

~~Цитата
«Всякие новые рок-группы типа Tokio на самом деле абсолютно бездарные ребята, которые недалеко ушли в своём развитии от Димы Билана и певицы Саши. Все они имеют так называемых продюсеров, кукловодов, убивающих в этих ребятах всякие интенции на предмет шага вправо и шага влево. Сегодняшний рок — это попса с электрогитарами…».~~

По звёздным дорожкам не ходок

- Вы – культуртрегер. Сейчас таких раз-два – и обчёлся…

- Ну не скажите. Культуртрегеров сейчас хватает. Другое дело, в той сфере, в которой я работаю, их мало. А в литературе, театре, кино, классической музыке масса специалистов. Они делают замечательную работу – без них и кинофестивалей бы не было. Например, вашего.

Я считаю, у вас очень серьёзный фестиваль. У вас крутят экспериментальное кино, короткометражные фильмы. Я только что из ГУМа, видел там отличный видеоарт-проект. А ведь можно было сделать «попсовую клюкву». Как на том же московском кинофестивале. Там одни звёздные дорожки, лобзания МИХАЛКОВА с КУСТУРИЦЕЙ, премьеры с СОБЧАК. И я уверен, в коммерческом отношении фестиваль бы от этого выиграл. Но это не имеет отношения к кинематографу – это гламур, попса. Я вот по звёздной дорожке вообще ходить не собираюсь.

- Складывается иногда впечатление, что режиссёры сегодня снимают фильмы, которые они сами бы не смотрели, руководители агентств привозят музыкантов, которых сами бы слушать не стали.

- Есть у меня, например, концертное агентство. Сначала я привозил только те группы, на которые пошёл бы сам. Для меня было важным поделиться с людьми, вне зависимости от того, сколько человек это соберёт.

Но в последние годы я привожу и тех музыкантов, на концерты которых сам бы не пошёл. Сегодняшние Deep Purple, Nazareth, которые часто, я знаю, и во Владивосток приезжают, – это замшелая пародия. Я к этому не хочу иметь отношения. Но я понимаю, что в компании работают сотрудники и глубокий андеграунд их едва ли прокормит. Во многом это – вопрос мотивации.

- Вам не кажется, что рок-музыка – это возрастное? В какие-то годы музыканты были хороши, но вот сейчас…

- Это грустная история.

- Кормушка?

- Ну да. А что ещё?

Где оно, счастье?

- Сейчас все активно ищут национальную идею. А в чём она, по-вашему? В деньгах ли счастье?

- Сейчас очень многие находятся в заблуждениях. Путают деньги и счастье, страну и государство. Я патриот России, но наше свинское государство в гробу видал. Так же и веру в высшую сущность - Бога путают с религией, с попами-грабителями.

- Поколение XX века можно охарактеризовать словами: секс, наркотики, рок-н-ролл. А «трио 2000-х» какое, по-вашему?

- Ммм… Интернет, мобильники, таблетки.

P.S. По звёздной дорожке Артемий Троицкий всё же прошёлся…

Автор: Валерия Федоренко Павловна