Из рода сильных женщин

Юная Томочка, хрупкая девочка из небольшого посёлка Тальменка на Алтае, в мечтах рисовала себе карьеру юриста. И после школы уехала поступать в юридический… И в принципе свою мечту она осуществила. Но много лет спустя…

19 сент. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2407 от 19 сент. 2008
814e7652c3537c6c185b954b7c444154.jpg


Юная Томочка, хрупкая девочка из небольшого посёлка Тальменка на Алтае, в мечтах рисовала себе карьеру юриста. И после школы уехала поступать в юридический… И в принципе свою мечту она осуществила. Но много лет спустя…

- В тот год на юридический поступить не удалось, - рассказывает Тамара Бокиевец, заместитель главы администрации Владивостока. – Несмотря на то, что у меня был хороший аттестат и я успешно сдала экзамены, по конкурсу не прошла. При зачислении приоритетом пользовались абитуриенты, имеющие трудовой стаж, и мальчишки, вернувшиеся из Афганистана. Я уехала домой, год работала, а потом поступила в Новосибирский институт торговли на учётно-экономический факультет. И по распределению попала в закрытый тогда ещё город Владивосток. Город выбрала сама, так как распределялась в первой десятке…

- Как же девочка из степного края решилась поехать на другой конец страны – к морю?

- А дело в том, что во время учёбы мы ездили со стройотрядом на Камчатку, на рыбообработку. Мне понравились и Дальний Восток, и море, и люди… Думала, поработаю – и вернусь лет через пять домой. А получилось – осталась навсегда…

- Когда вы поняли, что Владивосток – это ваше?

- Когда вышла замуж за коренного владивостокца, который не представлял жизни без моря, родила ребёнка. Я очень скучала по маме, она дорабатывала до пенсии… А когда мне потребовалась помощь, она сразу же приехала.

Учиться, учиться и учиться!

Через год после приезда во Владивосток Тамаре Александровне предложили пойти по комсомольской линии – работать в Первореченском райкоме.

- Я всегда была активисткой, мне нравилась комсомольская жизнь, - улыбается Тамара Бокиевец. – Кроме того, моя работа – ревизор в крайпотребсоюзе – была кочевой, всё время в крае, в командировках. А уже хотелось вить гнездо – я человек домашний… Вот так и стала секретарём комсомольской организации Владивостокского кооперативного техникума.

…А дальше жизнь привела Тамару в Водоканал. Там – и это, не скрывает моя собеседница, было самым главным доводом «за» - давали служебное жильё. Так молодой ревизор, комсомольский вожак стала мастером Водоканала.

- Слесари, рабочая косточка – и вы, молодая, по сути, ещё зелёная…

- Сложности, конечно, были… Мои подчинённые очень удивлялись, когда я говорила: «Будьте добры, езжайте, пожалуйста, по такому-то адресу, нам поступила заявка…». И какое-то время не понимали, - смеётся Тамара Александровна. – Но потом мы нашли общий язык, моя бригада меня никогда не подводила. Когда люди чувствуют, что им доверяют, они лучше работают.

В Водоканале Тамара Бокиевец проработала 13 лет, дойдя до должности заместителя генерального директора по финансам. Именно тогда возникла необходимость получить второе высшее образование…

Да-да, читатель, юридическое. Поступив в Санкт-Петербургский университет профсоюзов, Тамара Бокиевец успешно училась, совмещая учёбу с работой, ведением дома…

- Времени, конечно, не хватало. И я бы не справилась, если бы не мама, - рассказывает она. – И на последнем курсе, когда надо было ехать в Питер защищать диплом, мама тяжело заболела и умерла. Поехать на защиту я не смогла…

Тот, кто пережил потерю самого близкого и родного человека, знает, каково это… Тамаре Александровне стало казаться, что всё потеряло смысл, что даже поддержка мужа и сына не даст ей справиться и с учёбой, и с работой, и с семейными обязанностями…

- К нам в гости пришла моя подруга… Посмотрела на меня и сказала: «Тома, твоей маме не понравилось бы, что ты всё бросила на полдороге. Ты же никогда такой не была!». И я взяла себя в руки. Знаете, думаю так: мама умерла, но это не значит, что её нет, она просто перестала быть со мной рядом…

Перевелась во ВГУЭС, Институт права, сдала сессию, защитилась. Так вот и стала дипломированным юристом… Мечта сбылась!

- Какие дороги привели вас в кабинет заместителя мэра?

- Работа в службе главного федерального инспектора по Приморскому краю была первой, можно сказать, полностью чиновничьей должностью. Здесь, кстати, очень пригодилось моё второе высшее. Я такой человек – не могу что-то делать, не зная, не вникнув в суть… Я поняла, что мне не хватает знаний в области управления, и, вы не поверите, поступила в ДВГУ на специальность «Государственное муниципальное управление». Уже два года отучилась… Да, получаю третье высшее.

А потом Игорь Сергеевич, с которым мы были знакомы и раньше, предложил мне эту работу. Я подумала и решила, что если мне доверяют, значит, нужно соглашаться. Я курирую административно-территориальные управления, по сути – городское хозяйство во всех его проявлениях – от санитарии до праздников; транспорт, жильё…

- Не самый лёгкий участок…

- Там, где легко, было бы неинтересно. Да, сейчас особенно остры транспортные проблемы: перевозчики, раздражённые льготниками; льготники, обозлённые на перевозчиков… Есть свои трудности в области жилья – город давно уже сам ничего не строит, а решения судов о расселении ветхого фонда нужно исполнять…

- Теперь у вас множество подчинённых…

- Моим воспитанием занимались бабушка и мама, которые в своё время занимали весьма крупные посты. Бабушка в войну руководила хлебозаводом, можете себе представить степень ответственности? Мама руководила предприятием в посёлке. Я видела, как они относятся к людям, как разговаривают. Мама всегда мне говорила: если ты хочешь, чтобы тебя слушали, говори тихо. Поэтому для меня неприемлемы повышенные тона, особенно когда нужно добиться результата. Меня учили ценить время – своё и чужое, быть пунктуальной.

- Наверное, самое сложное – общаться с людьми, которые видят в вас последнюю надежду…

- ...И приходят иногда даже не пожаловаться, а просто чтобы их выслушали, раздражёнными, даже злыми. Даже свои личные проблемы стараются выплеснуть на окружающих… Да, эта обязанность – одна из самых морально тяжёлых…

- И как же вы восстанавливаетесь, как отдыхаете?

- В семье. Дома, чтобы уютно, комфортно… На природу уезжать времени нет, к сожалению, эти три месяца были авральными. Сейчас появляются результаты, например, маршрут № 32, к госпиталю ветеранов. Для перевозчика этот социальный маршрут невыгоден, но мы смогли договориться! Думаю, это первая ласточка, дальше будет лучше.

Да, отдыхаю дома. А ещё люблю читать. Увы, в последнее время хватает времени только на специальную литературу. В частности, посвящённую проблемам перевозок, тому, как наладить в городе работу транспорта. Я даже подумала, а не поступить ли ещё учиться, на автотранспортное (смеётся)? Подавая документы, скажу: «Я просто любопытная!» (смеётся). Если серьёзно, приходится заниматься самообразованием. Прежде чем спросить с человека, я должна знать, как спросить, и понимать, что он мне отвечает…

- В вашей семье – сильные женщины…

- Но, возвращаясь домой, и мама, и бабушка становились хорошими жёнами. Никто не стремился командовать любимыми мужчинами, и я тоже к этому не стремлюсь…

Степная моя душа…

Сын и муж Тамары Александровны с пониманием отнеслись к её новой работе. Обещали, что будут поддерживать. И сдержали слово.

- Помогают вести хозяйство, - улыбается Тамара Бокиевец. – К тому же сегодня женский домашний труд изрядно облегчает техника, да и химчистка всегда придёт на помощь. Я люблю готовить, стараюсь успевать баловать любимых мужчин вкусным…

- Они смирились с тем, что вы – занятой человек?

- Нет, не смирились… Им меня не хватает, скучают, и знаете – очень приятно, когда я прихожу поздно вечером, а на столе – ужин, меня ждут…

Ощущаю ли вину, что чего-то недодала сыну? Думаю, нет… Мама помогала мне, и именно она заложила в нём базу: приучила к чтению, к саморазвитию. От невнимания сынок не страдал. И знаете… Иногда родители ведут асоциальный образ жизни, а дети вырастают прекрасными… А бывает и наоборот: в ребёнка вкладывают всё, а он – никакой… Мы никогда не давили на сына, не записывали насильно в музыкальную школу или там на курсы английского. Он развивался самостоятельно, а мы поддерживали его порывы – играть в футбол, заниматься скейтингом… И мазали зелёнкой разбитые колени. Ребёнок сам должен выбирать, навязывать ничего не стоит…

- И сын принял самостоятельное решение поступить на юридический?

- Он листал мои учебники по криминалистике, когда я получала второе высшее. Когда заметила его интерес, объяснила, что криминалистика, конечно, интересный предмет, но есть и такие сложные фундаментальные науки, как теория государства и права… Он сказал: я согласен это выучить. Никто ни на кого не давил, буквально перед вступительными я спросила: ты не передумал? Нет, ответил сын…

- А вы готовы к тому, что однажды ваш сын приведёт домой девушку и скажет: «Мама, это Катя…»?

- Ой (вздыхает). Не буду лукавить, что будет просто. Но я знаю: буду уважать выбор ребёнка. Главное, чтобы этот выбор был не скоропалительным. Отсюда и задача мамы: рассказать об ответственности, наставить на путь истинный… И помогать. Как мне помогала мама, как ей – бабушка… Когда мама решила выйти на работу после декрета, бабушка продала дом в другом посёлке и приехала воспитывать меня… И мама приехала ко мне через три месяца после просьбы… Не хочу загадывать, но… Буду на пенсии, и в чём я, человек деятельный и азартный, смогу себя найти? Конечно, в воспитании внуков!

- Есть ли некие принципы построения семьи, которые вы хотели бы передать сыну?

- Порядочность и уважение к спутнику жизни должны оставаться с тобой всю жизнь… В отношениях должны быть такт, доверие и отзывчивость.

- Ощущает ли ваша семья то, что вы теперь – лицо публичное?

- Нет. Мы живём спокойно, не выпячиваясь. И круг друзей у нас остался прежним, разве что приехать на праздник или день рождения не всегда удаётся. Но никто не обижается, все понимают!

- Есть ли у вас домашние животные?

- Сейчас – нет. Им нужно уделять много времени… А когда сын рос, в доме были и ежи, и ужи, и крысы разных пород… Ещё раньше у нас был чудесный пёс Ральф – овчарка. Удивительно мягкий, спокойный, воспитанный… На нём зимой детвора всего двора каталась – запрягала в санки… Ральф гулял сам, приходил домой и один раз тявкал под дверью – знал, что дома малыш и шуметь нельзя… Редкого ума был пёс! Когда он потерялся и не нашёлся, это было настоящее горе…

- Хватает ли вам времени на себя? Как поддерживаете внешний вид?

- Доверяю себя профессионалам. Спасибо моим мастерам, входят в положение, подстраиваются под мой график.

- Каких принципов придерживаетесь в отношении выбора одежды?

- Предпочитаю удобную и натуральную одежду. Не слишком броскую. Конечно, если впереди протокольное мероприятие, я буду выглядеть как положено.

- Любите шопинг?

- Как и все женщины, да. Но, увы, времени категорически не хватает.

- Вы полюбили море?

- Честно? (смущённо улыбается) Я воды боюсь. Большой воды. Могу смотреть на море, оно меня успокаивает, люблю наблюдать, как играет на воде солнце. Но водоплавающей так и не стала. Душа осталась степной, наверное… Люблю цветы – сажать их, ухаживать, любоваться красотой… В этом году успела даже посадить цветы на даче, у нас дача в Шкотовском районе. Но с тех пор выбраться туда так и не удалось. Соседи по участку звонят, говорят: «Тома, какая у вас красота, как всё цветёт!». Может, фотографии мне покажут… У нас такой случай уже был (смеётся).

- Если вам предложат выбрать отдых, что предпочтёте: экстрим, поваляться на пляже или поехать в познавательный тур?

- Я предпочту дачу! Уединиться с семьёй, почитать… Что может быть лучше?

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ