Компьютер – друг или враг?

Сегодня отказаться от компьютера стало уже невозможно, да и не нужно. Лучше позаботиться о том, чтобы он стал другом и помощником, а не причиной проблем со здоровьем. Психологи утверждают, что зависимость от игр проявляется намного быстрее, чем любая друг

19 сент. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2407 от 19 сент. 2008

Сегодня отказаться от компьютера стало уже невозможно, да и не нужно. Лучше позаботиться о том, чтобы он стал другом и помощником, а не причиной проблем со здоровьем.

Психологи утверждают, что зависимость от игр проявляется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь и т.д., и не менее опасна.

Казалось бы, что плохого в том, что ребёнок сидит у компьютера. Не пьёт ведь, не пропадает на чердаках и в подвалах, не валяется под забором. Но известно множество случаев, когда подростки ради денег на оплату времени в компьютерном клубе шли на воровство и даже на убийство.

В марте 2005 года сообщалось, что обезумевший китайский геймер Ку Ченвэй был приговорён к смертной казни за то, что убил друга, который продал его виртуальный меч - оружие, которым Ку воевал на виртуальных просторах многопользовательской ролевой игры Legend of Mir3. Немало наших игроков, несомненно, также стоят на грани трагедии.

Это не значит, что игры надо запретить, тем более что это невозможно. Но родителям просто необходимо знать о том, во что играют их дети. Знать, какими опасностями грозит попадание в зависимость от игр и как она возникает.

Специалисты выделяют четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр.

Стадия лёгкой увлечённости. После того как ребёнок один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему нравятся компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Стадия увлечённости. Фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию, является появление в иерархии его потребностей новой - игры в компьютерные игры. Стадия привязанности. Отношения человека с компьютером на этой стадии можно сравнить с не плотно, но крепко пришитой пуговицей. Т.е. человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий - она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. Стадия зависимости. Сюда переходят не все - только 10-14% игроков являются «заядлыми», т.е. находятся на стадии психологического «плена» от компьютерных игр.

Обобщённая классификация компьютерных игр выглядит следующим образом.

Ролевые компьютерные игры - это игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа. Наблюдается процесс «вхождения» человека в игру, а в клинических случаях - процесс утери индивидуальности и отождествление себя с компьютерным персонажем.

Игры с видом «из глаз» «своего» компьютерного героя характеризуются наибольшей силой «затягивания» или «вхождения» в игру. Специфика здесь в том, что вид «из глаз» провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир.

Игры с видом извне на «своего» компьютерного героя характеризуются меньшей силой вхождения в роль. Играющий видит «себя» со стороны, управляя действиями этого героя. Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный характер.

Руководительские игры названы так потому, что в них играющему предоставляется право руководить деятельностью компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации: командир отряда спецназа, главнокомандующий армиями, глава государства, даже «бог», который руководит историческим процессом. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль. Это единственный класс ролевых игр, где роль не задаётся конкретно, а воображается играющим. Поэтому «глубина погружения» в игру и свою роль будет существенной только у людей с хорошим воображением.

Автор: Ирина БРОДИНА