Печальный Витязь

Никогда не отправляйтесь в путь под Пятую симфонию Бетховена. Это та, где «тема судьбы» – бу-бу-бу-бу! В минувшую пятницу над нами тут же небо потемнело, туча накрыла нас, и в такт великой музыке кто-то всесильный стал нас пугать, лупя молниями по верши

18 сент. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2406 от 18 сент. 2008
d0e248bcd9b6f2f21fb6556fdde7885f.jpg


Никогда не отправляйтесь в путь под Пятую симфонию Бетховена. Это та, где «тема судьбы» – бу-бу-бу-бу! В минувшую пятницу над нами тут же небо потемнело, туча накрыла нас, и в такт великой музыке кто-то всесильный стал нас пугать, лупя молниями по вершинам сопок, поливая ливнем и посыпая градом.

Было отчего расстроиться. По такой погоде и так дрянная дорога от Андреево до Витязя и вовсе становилась непроходимой. В советские времена на перевале дежурил трактор местного дорожного участка, который брал за шкирку машины и волок их наверх по раскисшей глине. В постсоветские – трактор сдали на металлолом и «тягачами» подрабатывали отставные вояки на «уазиках»…

Но небо смилостивилось. Туча ушла наказывать Владивосток. От Славянки дорога была совсем сухая, дождь прошёл севернее.

Я в последний раз был на Витязе лет восемь назад. И дорога через перевал стала только хуже. Но! Весь полуостров теперь испещрён дорогами. Они идут по хребту и спускаются в каждую бухту. Джипов у людей стало больше! Они так и сновали туда-сюда. Ещё бы! На всех окрестных турбазах висели объявления «Экскурсия на маяк Гамова и форты Молотова». Какой хабаровчанин, уставший уже на третий день вымачивать в морской воде свою кожу, не захочет показать жене и детям маяк и пушки?

Одну батарею местные жители почти распилили. Двадцатисантиметровая броня башни прорезана насквозь. 150-миллиметровые стволы орудий срезаны под корень. Батарея стала артиллерийским евнухом. Вроде и пушки уже никому не нужны. И сам флот в советские времена их снимал и утилизовал. А вот то, что осталось, вдруг превратилось в «туристический аттракцион».

Вообще-то почти всё северо-восточное побережье полуострова Гамова и северные бухты входят в морской заповедник. Но теперь бизнес-туристы пробили дороги по беззащитным лугам ко всем заповедным бухтам. Около егерского поста стоят большие щиты – типа «обереги» – напугать заклинанием, что «проход и проезд запрещены». Но магия не действует. Под этими знаками почти в человеческий рост кучи пакетов с мусором. Туристы уже почти научились собирать за собой мусор с пляжа, но везти далеко его не хотят.

Везде на берегах стоят джипы. Егеря не вмешиваются. Джипы на ночь уезжают. А палаточные городки пока ещё держатся на границах заповедника. Заповедник не просто в осаде. Под него сделан подкоп. В бухте Теляковского – в той её части, что уже «заповедная», бульдозеры срыли весь склон с редчайшими соснами. Нарезано с дюжину террас. Но до строительства «элитного коттеджного посёлка» дело не дошло. Террасы размывает дождями, и после хорошего тайфуна глиняно-песчаный склон просто сползёт в море. Оставшиеся в живых сосны спешно разбрасывают семена. На террасах много двух- трёхлетней хвойной поросли, но, боюсь, не успеют сосны укрепить склон.

Очень хочется попросить природоохранную прокуратуру: или пусть посёлок построят, или те, кто его начал, «вернут всё, как было». Или мы потеряем самую живописную бухту страны.

Автор: Андрей Калачинский