Сказка для взрослых

Мы очень рано перестаём верить в чудо, ведь жизнь то с одного бока ударит, то с другого. Но то, что произошло с двумя Еленами, жительницами Владивостока – ХАРИТОНОВОЙ и РОМАНЮК, заставило их вернуться в детство и поверить в сказку. Ещё весной они жили, п

17 сент. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2405 от 17 сент. 2008
62f4c09c89f1a4c6f1744673dd899e93.jpg

Мы очень рано перестаём верить в чудо, ведь жизнь то с одного бока ударит, то с другого. Но то, что произошло с двумя Еленами, жительницами Владивостока – ХАРИТОНОВОЙ и РОМАНЮК, заставило их вернуться в детство и поверить в сказку. Ещё весной они жили, прямо скажем, в нечеловеческих условиях, в разваливающемся сарайчике, а сегодня одна уже переехала в благоустроенную квартиру, другая пока делает ремонт.

На крыс уже не обращали внимания

Когда началась подготовка к выборам мэра краевого центра, многие скептически усмехались – мол, попиарятся кандидаты, да и забудут свои обещания. Поэтому и обе Елены не очень-то верили, что жизнь изменится после визита в их хибару Игоря ПУШКАРЁВА. Они видели недоумённые лица визитёров, на которых было написано: «Так жить нельзя!», но к такой реакции уже привыкли. Кто только не приходил в избушку, у кого только не округлялись глаза при увиденном, тем не менее ситуация не менялась долгие годы.

В апреле наша газета писала: «Это строение и найти-то трудно. У него наполовину разобрана крыша, не раз разбиты стёкла, на потолке заделанные картоном дыры – иначе на голову падают крысы, окна упираются в офисные кондиционеры, которые безбожно шумят. Темно, сыро, страшно». В таких условиях многие годы соседствовали преподаватель ДВГТУ Харитонова и врач Романюк.

Две Елены признавались, что никогда не приглашают в гости сослуживцев – стыдно видеть сочувствующие взгляды. Они краснели, показывая чиновникам свою доисторическую хибару. Конечно, краснеть должны были прежде всего официальные лица, а не женщины с высшим образованием, приносящие реальную пользу своему городу. Одна многие годы учит будущих чиновников и бизнесменов, другая спасает их от тяжелейшего заболевания. Но именно интеллигентные представительницы прекрасного пола испытывали стыд за своё существование в сарае, за то, что в таких условиях воспитывают детей.

Как снег на голову

Их «курятник» ещё в 1982 году был признан непригодным для проживания, списки на расселение были составлены в 94-м. Женщины писали во все инстанции, к ним приходили комиссии, с опаской переступали порог представители МЧС, которые лучше других понимали, чем грозит нахождение в разваливающемся помещении. В хибаре в конце концов отрезали радиаторы, печи развалились, уличный туалет был уничтожен. Однако дело о переселении из ветхого жилья с мёртвой точки не сдвигалось. Вот и тогда, в апреле, услышав от Игоря Пушкарёва о том, что необходимо сделать ревизию жилищного фонда, обратить особое внимание на тех, кто живёт в подобных нечеловеческих условиях, обе Елены лишь усмехнулись – мол, от слов до дела далеко.

Поэтому сообщение о том, что им выделяют квартиры, было похоже на снежный ком, свалившийся на голову. Страдали, писали, добивались, но всё равно сразу поверить не могли – неужели свершилось? Неужели мэр и в самом деле сдержал своё предвыборное слово? Конечно, им предложили квадратные метры не в дорогущем новострое, а в так называемом вторичном фонде, далеко от Первой Речки, от района, к которому они привыкли. Но это уже такие мелочи…


Елена Харитонова, получившая квартиру на Нейбута, нашла время приехать в нашу редакцию, чтобы поделиться своей радостью. Она рассказала: «Видно, всё пережитое за долгие годы, постоянный стресс в конце концов так подействовали, что я заболела. Даже сообщение о выделении квартиры, которое мы получили в течение месяца после выборов главы города, не подняло меня сразу на ноги. Так что ремонт начинали дочь и сестра, приехавшая в гости. Работы было много, но теперь нас переполняет радость – две солнечные комнаты, общая площадь – 52 квадрата. Здесь столько света, что дочка-студентка может дома готовиться к занятиям, а она ведь катастрофически теряла зрение в темноте старого сарая. Пусть далеко от центра, но в нашем районе удивительно хорошая аура. Я люблю цветы, однако в старом доме они просто погибали, болели, как люди. Теперь могу заняться их разведением. И соседи оказались замечательные. Я счастлива, но до сих пор не могу понять, для чего нас мучили, почему заставляли жить в доме, которого не существовало даже в бумагах? И почему так быстро всё решилось только с приходом новой администрации?».

Если Елена Харитонова уже живёт в новом доме, то Елена Романюк с детьми на улицу Калининскую пока не перебралась. Но она уже представляет, как поменяет дверь, поставит пластиковые окна, как переделает кухню в комнатку, чтобы всем хватило места. Дочь-десятиклассница и сын-первоклассник пока ходят в старую школу, но после переезда, естественно, перейдут в ту, что ближе к дому. И жить теперь они будут в тепле, с водопроводом. А ещё – с удивительным видом из окна. Долгие годы эта семья вообще ничего не видела из своих окон, ведь стёкла им выбивали, их приходилось заколачивать фанерой, да и смотреть было не на что, разве только на гору мусора. Теперь они видят бухту, по которой снуют катера, расстилается перед глазами панорама города. Все трое не устают повторять: «Сказочный вид».

Елена и в июне, когда ей сообщили о переселении, не верила свалившемуся счастью, и в августе, когда стали готовить документы, ещё сомневалась. Лишь в сентябре, прописавшись по новому адресу, осознала – переезжаем! Сейчас она в отпуске, дел-то много, а потом пригласит коллег и друзей на новоселье. Впервые за долгое время сможет собрать вместе близких людей и не стесняться убожества своего жилища. «Поймите, это и в самом деле сказка. Случается же такое в жизни», – говорит она и ломает голову над тем, как же выразить свою благодарность всем людям, причастным к столь приятным изменениям в её судьбе.

Эти две Елены, просуществовавшие в невероятных условиях бок о бок многие годы, часто перезваниваются. Они стали почти родными, ведь столько раз вместе надеялись, огорчались, теряли терпение и вновь боролись, поддерживали друг в друге оптимизм, растили детей. И радость новоселья они тоже делят пополам. Если разделённая с другом беда уменьшается вдвое, то разделённое счастье удесятеряется. Так что теперь у них началась не просто новая, а по-настоящему счастливая жизнь. В сказку всё же нужно верить, убеждены они. Правда, при этом остаётся вопрос: «Если квартиры так быстро нашлись, значит, они были, значит, во вторичном фонде есть квадратные метры, на которые можно переселить людей из ветхого жилья. Неужели всё зависит только от порядочности властей предержащих?».

Автор: Ирина Назарова