Театр кабуки: лучшие женщины – это мужчины!

Назвать Мандзиро ИТИМУРУ – актёра театра кабуки и художественного руководителя возглавляемой им труппы – потомственным артистом – значит ничего не сказать. Мужчины 17 поколений его семьи выходили на сцену театра кабуки, и Итимура-сан продолжил династию, н

3 сент. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2397 от 3 сент. 2008
20c724340901e4e6827b33fb8a778504.jpg


Назвать Мандзиро ИТИМУРУ – актёра театра кабуки и художественного руководителя возглавляемой им труппы – потомственным артистом – значит ничего не сказать. Мужчины 17 поколений его семьи выходили на сцену театра кабуки, и Итимура-сан продолжил династию, начав играть в пять лет. Своих сыновей на сцену он выпустил в четыре года… Труппа много гастролирует по Японии, первой стала выезжать за её пределы. По сути слова «труппа Мандзиро Итимуры» звучат как «истинный кабуки».

400 лет назад в Японии появилось это странное и необычное искусство. Основателем кабуки считается актриса Идзумо-но ОКУНИ. Движения актрис кабуки, их танцы стали столь популярны у зрителей, особенно у мужчин, что сёгунат – во избежание развращения общественных нравов – запретил женщинам выходить на сцену. И вот уже сотни лет женщин на представлениях кабуки играют мужчины, причём – средних лет (участие юношей было также запрещено сёгуном).

– И это превратилось в особый вид искусства, в котором мужчины достигли такого совершенства, что женщины им просто не соперники, – говорит Итимура-сан. – Да, запрет на участие женщин в представлении кабуки давно отменили, но мы не нуждаемся в актрисах. Мастерство – вот что ценно в искусстве!

Природа театра кабуки связана с хореографией, с танцем, именно в этом направлении развивается актёр. Здесь он ищет женские черты и способы исполнения: движения, изгибы тела, пластика… Вот смотрите… – и Итимура-сан, «онна-гата» (так называют мужчин-актёров, исполняющих женские роли), начинает показывать. – Обычно мужчины очень прямые, жёсткие. А женщины опускают голову вниз, они трогательны и беззащитны. Точно так же движение руки – не прямое и быстрое, а нежное, начинающееся со спины, в нём нет никакой жёсткости, одна мягкость…

Постижение женской пластики – важная часть работы актёра, но главный объект изучения – душа. Чем больше я на сцене, тем сильнее во мне уверенность, что я понимаю женщин. Но моя жена, – смеётся Итимура-сан, – говорит мне: «Ничего ты в женщинах не понимаешь!».


Представление, которое труппа давала во Владивостоке, состояло из двух частей. В первом отделении зрителям рассказывали о театре кабуки, представители актёрской династии БАНДО – Кицутаро, Сёдзи и Сёя, а также актёр Тацуми ОНОЭ демонстрировали сцены из некоторых спектаклей. Затем состоялся сеанс нанесения грима «онна-гата» – белое лицо, красные губы, чёрный парик (на изготовление одного парика для представления уходит больше недели, весит это сооружение больше двух килограммов, а эксплуатируется от силы месяц, затем нужно обновлять…).

Гранд-аккордом представления стала миниатюра «Фудзи-мусумэ» – «Девушка-глициния», которую исполнил Мандзиро Итимура. Это лирическая история о девушке, которая никак не может завоевать сердце мужчины. Возраст не мешает господину Итимуре выступать на сцене, и пока о том, чтобы оставить любимое ремесло, он не думает. Да и неизвестно, захотят ли сыновья, которым сегодня 14 и 18 лет, идти по династической дорожке. Настаивать Итимура-сан не намерен, пусть дети решают сами…

Конечно, во Владивосток труппа привезла минимум декораций, но захватила главное – звуковое сопровождение. Удары деревянных брусочков сопровождают всё представление кабуки, извещая о появлении главного героя, иллюстрируя каждое движение и подчёркивая динамику, индивидуальность, темперамент персонажа.

В Японии на представлениях театра кабуки отнюдь не царит тишина. Сюжеты исполняются столетиями и потому известны до мелочей. Поэтому важно не что актёр сделает, а как! И публика ходит смотреть на любимцев, встречает очень бурно, кричит, выражая одобрение. Зарубежная публика, как правило, смотрит представления молча, но язык театра универсален.

– Какие-то тонкости, нюансы восприятия, возможно, от российских зрителей ускользают, но в целом публика понимает язык кабуки, внимательно наблюдает за работой актёров, – говорит Мандзиро Итимура. – Мы побывали во многих странах и везде чувствовали связь с залом, отдачу…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ