Звонок для учителя

Начала учебного года каждый год ждут миллионы мальчишек и девчонок – одни с радостью и нетерпением, другие с тревогой и обречённостью. Одна из главных причин, вызывающих столько эмоций в душах школьников и их родителей, – личность учителя. От неё во мно

2 сент. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2396 от 2 сент. 2008

Начала учебного года каждый год ждут миллионы мальчишек и девчонок – одни с радостью и нетерпением, другие с тревогой и обречённостью. Одна из главных причин, вызывающих столько эмоций в душах школьников и их родителей, – личность учителя. От неё во многом зависит, будет ребёнку комфортно в школе или неуютно, станет он поражать вас рвением в учёбе или прогулами. Что готовит учителям новый учебный год, мы выяснили у ректора Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования кандидата педагогических наук Елены ГРИГОРЬЕВОЙ.

Слесарь с дипломом бакалавра

По её словам, национальный проект «Образование» претерпел некоторые изменения. Например, из него исчез конкурс школ. Точнее, соревнование между школами может проходить в любом городе, области или крае, но государство предлагает взять его финансирование местным бюджетам. Наверняка эта новость не обрадует педагогов и учеников. Ведь на протяжении трёх лет 41 школа из Приморья побеждала в этом конкурсе и получала свой законный приз - по 1 миллиону рублей. Смогут ли сейчас делать такие шикарные подарки школам местные администрации – вопрос риторический.

Что касается конкурса учителей – он по-прежнему в силе.

Сегодня очень важно эффективно использовать накопленные в нацпроекте ресурсы.

На августовских педсоветах в Приморье активно обсуждалась новая модель образования – «2020», в которой сконцентрировался весь накопленный опыт и намечены новые рубежи.

Прежде всего обращено внимание на профессиональное образование, которое всё больше будет переходить под крыло вузов. К 2020 году учреждения начального и среднего профобразования (ПТУ) перестанут быть самостоятельными юридическими лицами, превратившись в структурные подразделения вузов.

Образование станет трёх-уровневым, на базе прикладного бакалавриата. Получив диплом бакалавра, человек может устраиваться на работу. Все рабочие профессии будут подтверждаться дипломами бакалавра.

О зарплате, ЕГЭ и объективности

С 1 января образованию предстоит перейти на новую схему оплаты труда. Стимулирующая часть зарплаты преподавателей будет зависеть от объективных показателей качества труда педагога. В связи с чем особое значение придаётся становлению государственно-общественного управления. Другими словами, в каждом образовательном учреждении предполагается создание различных советов - попечительских, управляющих, школьных. В них могут войти представители общественности, гражданских институтов, родители, СМИ, власть. Стимулирующая часть зарплаты преподавателей будет зависеть от коллективного решения этих советов.

Останутся в прошлом устные экзамены. Если в этом году в рамках ЕГЭ выпускники сдавали только математику, то в следующем - во всех регионах вся итоговая аттестация будет проходить в форме ЕГЭ. По-прежнему школьники будут сдавать пять экзаменов: два обязательных и три по выбору. Вполне возможно, что какие-то изменения в этом вопросе ещё произойдут.

Елена Алексеевна убеждена: как угодно можно относиться к ЕГЭ, но это прежде всего инструмент объективной оценки качества образования, поскольку результат ребята демонстрируют независимо от учителя.

Те, кто давно участвует в ЕГЭ, видят в нём немало позитивного. Субъективизма учителя здесь нет, поэтому ребята показывают свои истинные знания – и тот, кто не мог получить «пятёрку» из-за отношений с учителем, и тот, кого в школе «тянули за уши», завышая отметки.

- Не исключено, что причина активного сопротивления ЕГЭ некоторых вузов в потере возможности абсолютно самостоятельного отбора абитуриентов, к которому привыкли за многие годы, - замечает Елена Григорьева.

Про «кремлёвский» учебник и патриотизм

Ну а о том, что давно назрела необходимость что-то делать с нашим образованием, не говорит сегодня только ленивый. Грамматические ошибки на баннерах, на рекламных щитах, куча ошибок в Интернете. Вчерашняя выпускница, работающая кассиром в магазине, отнимая от 100 рублей 20, берёт в руки калькулятор. И говорит это не о невысоком интеллекте девушки, а о том, что её не научили правильно считать в начальных классах.

Из новинок учебного года необходимо отметить учебник для 11-классников по истории и обществознанию («Новейшая история России») и обществознанию («Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке). Переписывать историю стало уже традицией в России, вот и на этот раз не удержались. Новый учебник за глаза уже окрестили «кремлёвским». Хотя моя собеседница иного мнения:

- Это лучше, чем многообразие учебников, которое сейчас существует. И в каждом свой подход. Разобраться в таком многообразии школьникам достаточно сложно. Сегодня нас должно волновать, что среди критериев качества образования никак не учитываются взгляды молодого человека на жизнь, его самостоятельность, ответственность, патриотизм.

Кто и по каким результатам будет ставить «пятёрку» или «двойку» за патриотизм – вопрос, конечно, интересный.

Хотя революция в методах обучения налицо. По всем школьным предметам существует много информационных технологий в образовательных программах. Перед учителем стоит проблема их выбора и адекватного использования. А это зависит от профессионализма. И если наши дети – аборигены в мире информационных технологий, то мы, взрослые, вынуждены его осваивать, поскольку выросли в другой обстановке. От учителя требуется успевать и соответствовать.

- Период ликвидации компьютерной безграмотности учителей мы уже завершили, - замечает Елена Алексеевна. - Наступил этап работы с обучающими программами. Тем более что в рамках проекта «Образование» все школы подключены к Интернету, трафик оплачивается из краевого и из муниципального бюджетов. Сегодня в компьютерном классе должны проводиться не только уроки информатики, но и математика, литература, история - словом, все школьные предметы.

Автор: Татьяна НАДЕИНА