Когда в России появились первые двоечники?

Как нам известно ещё с далёкого и милого детства, оценка знаний в нашей стране велась и ведётся по пятибалльной шкале и, значит, строится от «пятёрки». Но если начать выяснять, откуда и когда взялись эти критерии, возникнет ситуация, аналогичная той, когд

2 сент. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2396 от 2 сент. 2008
57b6bdb83817f820c0104444cc8e5ed5.jpg


Как нам известно ещё с далёкого и милого детства, оценка знаний в нашей стране велась и ведётся по пятибалльной шкале и, значит, строится от «пятёрки», а именно: «единица» - успехи слабые, «двойка» - посредственные, «тройка» - удовлетворительные, «четвёрка» - хорошие, и «пятёрка» - отличные. Но если начать выяснять, откуда и когда взялись эти критерии, возникнет ситуация, аналогичная той, когда на вопрос проштрафившегося школьника или студента: «А за что «двойка»?» - следует ответ: «А за то, что ничего не знаешь».

Однако, ведя разговор о пятибалльной шкале, необходимо сказать и о том, что в наши дни у нас в стране появился и ряд других систем оценки знаний, в числе которых десятибалльная, двенадцатибалльная, стобалльная и другие. Так что «пятёрка» может из лучшей оценки превратиться в нынешний «неуд», как, например, оценка «десять» по 100-балльной шкале.

Немногим более 170 лет назад в России был разработан документ, точно очертивший, какую оценку и за что ставить. Высочайше утверждённый в декабре 1834 года, он имел название «Положение для постоянного определения или оценки успехов в науках».

Вот что в нём говорилось:

«1-я степень (успехи слабые). Ученик едва прикоснулся к науке, по действительному ли недостатку природных способностей, требуемых для успехов в оной, или потому, что совершенно не радел при наклонностях к чему-либо иному.

2-я степень (успехи посредственные). Ученик знает некоторые отрывки из преподанной науки; но и те присвоил одной памятью. Он не проник в её основание и в связь частей, составляющих полное целое. Посредственность сия, может быть, происходит по некоторой слабости природных способностей, особливо от слабости того самомышления, которого он не смог заменить трудом или постоянным упражнением. Отличные дарования при легкомыслии и праздности влекут за собой то же последствие.

3-я степень (успехи удовлетворительные). Ученик знает науку в том виде, как она ему преподана; он постигает даже отношение всех частей к целому в изложенном ему порядке; но он ограничивается книгою или словами учителя; приходит в замешательство от соприкосновенных вопросов, предлагаемых на тот конец, чтобы он сблизил между собой отдалённейшие точки, даже выученное применяет он не иначе как с трудом и напряжением». На сей степени останавливаются одарённые гораздо более памятью, нежели самомышлением; но они прилежанием своим доказывают любовь к науке. Эту степень можно назвать степенью удовлетворительных успехов, потому что ученик, достигший оной, действительно в состоянии бывает следовать за дальнейшими развитиями науки и применять её в случае надобности.

4-я степень (успехи хорошие). Ученик отлично знает преподанное ученье; он умеет изъяснить все части из начал, постигает взаимную связь их и легко применяет усвоенные истины к обыкновенным случаям. Тут действующий разум ученика не уступает памяти, и он почитает невозможным выучить что-либо не понимая. Один недостаток прилежания и упражнения препятствует такому ученику подняться выше. С другой стороны, и то правда, что самомышление в каждом человеке имеет известную степень силы, за которую черту при всех напряжениях перейти невозможно.

5-я степень (успехи отличные). Ученик владеет наукою; весьма ясно и определённо отвечает на вопросы, легко сравнивает различные части, сближает самые отдалённые точки учения, с проницательностью, довольно изощрённой упражнением, разбирает новые и сложные предлагаемые ему случаи, знает слабые стороны учения, места, где можно сомневаться и что можно выразить против теории. Всё сие показывает, что ученик сделал преподанную науку неотъемлемым своим достоинством, что уроки послужили ему только полем для упражнения самостоятельности и что размышления при помощи книг, к той науке относящихся, распространили познания его далее, нежели позволили нередко односторонние взгляды учителя на вещи. Только необыкновенный ум при помощи хорошей памяти, в соединении с пламенной любовью к наукам, а следовательно, и с неутомимым прилежанием может подняться на такую высоту в областях знаний».

«Положение…» не может не восхищать глубиной мысли и тактом. Ведь даже получение «единицы» - «кола» не унижает школьника или студента как человека; может же он «не радеть при склонности к чему-либо иному!».

В наши дни «двойке» приписывают «плохо», а для «тройки» выставляют как «посредственно», так и «удовлетворительно». Но если сегодня восстановить критерии более чем 170-летней давности, будет оправданным перевод в следующий класс и на следующий курс и двоечников, так как у них «успехи посредственные».

Сегодня, по мнению многих учёных и специалистов, лоск «пятёрки» потускнел и девальвировался, что ставит вопрос о вводе современной шкалы оценок; фактически у нас уже сложилась трёхбалльная шкала, и в повседневной практике по ряду причин не принято ставить «двойки», а значение «единицы» вообще забыто. Очень малая часть обучающихся получает «пятёрки», а вот другая, значительно большая, оценивается по знаниям между «тройками» и «четвёрками». В свою очередь, «тройка» слабоуспевающего порой существенно отличается от такой же отметки, которую получает отличник или хорошист, случайно не выучивший предмет. В результате рождается «три с минусом» или «три с плюсом». И эти оценки порой по-своему понимают родители: если чадо получило с «минусом», тянутся за ремнём, а если с «плюсом» - это воспринимается положительно.

Автор: Николай ФИЛИПЕЦКИЙ