ТСЖ «Толстовцы» как зеркало владивостокской застройки

Пикет против «точечной застройки», состоявшийся в минувшую субботу на центральной площади Владивостока с участием двух десятков человек при заявленных двухстах, стал своеобразным и достаточно показательным эпилогом в затянувшейся истории освоения земельно

2 сент. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2396 от 2 сент. 2008
544466b7f3d109704648387e5b92184b.jpg


Пикет против «точечной застройки», состоявшийся в минувшую субботу на центральной площади Владивостока с участием двух десятков человек при заявленных двухстах, стал своеобразным и достаточно показательным эпилогом в затянувшейся истории освоения земельного участка на улице Толстого, отведённого ещё в 2005 году под строительство жилого комплекса «Бригантина».

Едва ли организаторы пикета сообщили его непосредственным участникам о том, что фактически данной акцией был отмечен двухлетний «юбилей» наиболее одиозного из ряда владивостокских конфликтов последних лет, связанных с противодействием строителям (и даже ремонтникам коммунальных сетей, производящим земляные работы). Первое из множества судебных решений по поводу отведённого под застройку участка земли в районе улицы Толстого, д. 38, было принято ещё 28 августа 2006 года.

Иски в суд изначально подавались владельцем автостоянки, арендовавшим здесь более 3,5 тысяч кв.м придомовых территорий – ООО «Компания «Автостоянки Приморья». И только затем этому сугубо хозяйственному конфликту с корыстной подоплёкой была придана форма защиты прав жителей окрестных домов: заявления в суд и шумные акции протеста проводились от имени специально созданного товарищества собственников жилья (ТСЖ) «Толстовцы». Как первое, так и последующие девять судебных процессов неизменно признавали законность действий застройщика – ООО «Инвестиционно-строительная компания «Аркада». Очевидно, именно осознание юридической неправомерности претензий автостоянщиков-«толстовцев» на лакомый кусок земли подвигло их на имитацию крайних форм социального протеста (голодовка, нападения на строителей и охранников, демонтаж и кража оборудования) с использованием традиционных для Владивостока «боевых бабушек», а также детей, женщин и крепких молодых людей, личности которых сейчас устанавливает милиция. По данным начальника милиции общественной безопасности Владивостока Сергея ГУСЕВА, акции протеста, граничащие с уличными беспорядками, оплачивались организаторами из расчёта 500 рублей на одного участника. Вероятно, малочисленность упомянутого пикета была обусловлена причинами как раз финансового характера…

Однако давление на суд посредством апелляции к общественному мнению и «партизанские действия» не помогли: 19 августа не без помощи правоохранительных органов «Аркада» смогла наконец-то приступить на своём участке к изыскательским (геологическим) работам, необходимым для получения разрешения на собственно строительство от городских властей. Отметим, что договор на аренду участка до 2017 года «Аркада» заключила с департаментом земельных ресурсов и землеустройства администрации Приморского края, поскольку участок находится в ведении края, а не города.

Поп Гапон по-владивостокски

Сжатый морем с трёх сторон, Владивосток давно не имеет свободных участков для строительства – обширные территории в северной и восточной частях полуострова Муравьёва-Амурского не в счёт, поскольку принадлежат военному лесничеству либо имеют рекреационное назначение. Поэтому практически все стройки последних лет осуществляются на пустырях рядом с уже существующими домами, в том числе жилыми. Элитные «высотки» вырастали тут и там, но только с прошлого года, пожалуй, в лексикон горожан вошло понятие «точечная застройка», давно и широко распространённое в Москве и других российских мегаполисах. Во многом это заострение проблемы произошло благодаря гиперактивности «толстовцев», сумевших привлечь к себе внимание многочисленных средств массовой информации и властей разного уровня, включая бывшего полпреда президента РФ по Дальневосточному округу Камиля ИСХАКОВА, лично посетившего спорный на то время участок. Ещё бы, в многообразном арсенале «толстовцев» оказался такой выигрышный приём, как создание «Детской площадки имени Владимира ПУТИНА»! Ну и называли бы, оставив лицемерие, светлым именем Владимира Владимировича свою супердоходную автостоянку – это было бы несколько менее цинично…

Так чем же лучше жители улицы Толстого всех остальных владивостокцев, также испытывающих неудобства от близкого соседства новостроя, но не бросающихся при этом под бульдозеры и не взывающих к авторитету президента? Казалось бы, живи и радуйся, что советская власть дала квартиру в удобном и престижном районе, а не на забытой богом окраине, которая застройщикам пока не интересна. Тем более что проект той же «Аркады» включает 50-миллионную социальную нагрузку в виде капитального ремонта коммунальных сетей микрорайона и полного благоустройства окружающей «Бригантину» территории, включая строительство детских площадок и подземной автопарковки…

Как представляется, своей скандальной известностью «толстовцы» обязаны тому факту, что одна из квартир в доме №38 по улице Толстого оказалась в собственности профессионального юриста, оказавшегося к тому же талантливым пиарщиком (специалистом по связям с общественностью). Не будем называть его имя, чтобы не делать рекламу, благо оно и так достаточно известно в городе. В том числе известно правоохранительным органам по деяниям (включая уголовные), предшествовавшим «толстовской эпопее». Остаётся только пожалеть тех, кто поддался на провокацию современного попа Гапона и рисковал своим собственным здоровьем на «баррикадах», воздвигнутых в интересах неких третьих лиц…

В этой связи понятна эмоциональность высказывания главы Владивостока Игоря ПУШКАРЁВА, который лично (побывав на улице Толстого 16 июня) и посредством юристов мэрии разбирался в хитросплетениях конфликта между ТСЖ «Толстовцы» и «Инвестиционно-строительной компанией «Аркада». На своей недавней пресс-конференции по случаю 100 дней пребывания у руля городской власти он не мог не затронуть эту тему. Говоря о своём отношении к проблемам точечной застройки, глава города отметил: «Там, где расположены скверы, должны быть скверы. А там, где некоторые люди преследуют свои личные коммерческие интересы, позиция должна быть однозначная. Это касается и «толстовцев». «Аркада» может строить, поскольку все необходимые документы у этой компании оформлены, все экспертизы пройдены. Они прошли все уровни судов, и суд их поддержал. В любом случае не надо бросаться под бульдозеры и раскачивать общественное мнение. Если есть проблемы, то их надо решать в правовом поле».

Трудный выбор мэрии

В числе многообразного негативного «наследства», доставшегося новой городской администрации от предшественников – коррупционных схем увода бюджетных денег через МУПы и управляющие компании, миллиардной кредиторской задолженности бюджета, разрухи в парке спецтехники и прочая, прочая, прочая, – большое место занимают землеотводы, в том числе под точечную застройку. И проблема здесь не столько в заведомо незаконно отведённых участках – эти решения отменяются мэрией десятками и даже сотнями, сколько в тех землеотводах, которые формально выполнены с соблюдением буквы закона. Первый вице-мэр Алексей СУХОВ, курирующий это направление деятельности городской администрации, привёл в качестве примера точечную застройку в районе улицы Сипягина: решение мэрии о запрещении строительства вызвало встречный иск в суд от застройщика с требованием выплаты из городского бюджета 6 миллионов рублей его убытков. И этот пример – отнюдь не единственный. Между тем бюджет наполняется с превеликим трудом и подобные судебные издержки в его расходах не запланированы, что в принципе чревато, не приведи господь, банкротством города. Поэтому действия мэрия должны быть тщательно взвешены и выверены, как это и было в случае с ТСЖ «Толстовцы».

Другая сторона проблемы – заразительность дурного примера. Получившие широкое освещение в СМИ эскапады «толстовцев» возбуждают некоторых горожан на «подвиги» в своих собственных дворах, причём жертвами становятся уже не только строительные рабочие, но и коммунальщики, ремонтирующие в канун отопительного сезона тепловые сети. Подобные инциденты этим летом отмечались на Чуркине и в 71-м микрорайоне: избиению подвергся экскаваторщик, пытавшийся откопать дырявую трубу, а ещё разбили ветровые стёкла на спецтехнике, не говоря уже о словесных оскорблениях. Здесь город сталкивается с типичным проявлением группового эгоизма: это наш двор, и копать в нём канаву мы не позволим, пусть даже весь микрорайон останется без отопления.

Подобные настроения особенно опасны с учётом уже начавшегося и ещё только предстоящего строительства объектов саммита АТЭС 2012 года. Теснота существующей застройки ставит под угрозу, например, энергообеспечение саммита: поставить дополнительные подстанции можно только в непосредственной близости от жилых домов. Поэтому нельзя допустить, чтобы горожане уверились в том, что любую проблему можно решить криком, дракой и голодовкой. Разумеется, если конфликт войдёт в стадию уголовно наказуемых деяний, виновные будут наказаны по всей строгости закона, о чём заявил именно в связи с акциями «толстовцев» начальник городской МОБ Сергей Гусев.

Но мэрии при этом приходится делать свой выбор в моральной плоскости: пойти навстречу эмоциональным требованиям некоторой части жителей города, создав тем самым опасный прецедент, либо руководствоваться интересами города в целом и большинства его жителей, поскольку дальнейшее развитие города неизбежно требует строительства новых объектов, в том числе жилого фонда.

Судя по развязке двухлетней «толстовской эпопеи», этот нелёгкий выбор новая администрация Владивостока сделала, отказавшись от тупикового пути популизма. Выработанный мэрией единый подход к конфликтам по поводу точечной застройки нашёл достаточно жёсткое отражение в заявлении, опубликованном сразу после решения Арбитражного суда от 13 августа, окончательно отказавшего «толстовцам» в их претензиях на неоправданно большой участок придомовой территории:

«Действия руководителей ТСЖ «Толстовцы», направленные на дестабилизацию ситуации, незаконны и опасны. В этом случае администрация города не может поддержать их требований, но также не может и оставаться в стороне, ожидая, пока конфликт окончательно выйдет из-под контроля и появятся первые жертвы. Поэтому официальная позиция администрации города заключается в том, что впредь любые спорные вопросы должны решаться только в судебном порядке, а руководство Владивостока будет проводить строгую оценку законности любого строительства на городской территории».

Действительно, улицы города – не для уличных беспорядков…

Автор: Отдел общественных проблем и политики «В»