У потомка де Тернея русская жена

Как сообщала газета «Владивосток», к 100-летию посёлка Терней, которое будет отмечаться 14 сентября, в Приморье из Франции приезжает Патрик де Терней, потомок знаменитого французского флотоводца, чьё имя носит центр одного из самых больших районов края по

29 авг. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2395 от 29 авг. 2008
63dd0cb66dd8cd829b89575e18480e8a.jpg


Как сообщала газета «Владивосток», к 100-летию посёлка Терней, которое будет отмечаться 14 сентября, в Приморье из Франции приезжает Патрик де Терней, потомок знаменитого французского флотоводца, чьё имя носит центр одного из самых больших районов края по своей территории. С ним прибывают его сестра Николь и дочь Анастасия.

Корреспондент «В» встретился с Евгением Суворовым, членом Общества изучения Амурского края, который в своё время не только разгадал «тайну» имени посёлка Терней, но также в течение многих лет поддерживал связь с потомками де Тернея, настойчиво приглашая их в гости. И вот свершилось!

- Евгений, как удалось установить, что топоним «Терней» впервые появился на карте Приморья во время плавания у здешних берегов французского путешественника Лаперуза на фрегатах «Астролябия» и «Буссоль» в июне 1787 года?

- Эта история почти полувековой давности. Отправившись в первую журналистскую командировку на северо-восточное побережье Приморья, я с удивлением обнаружил, что посёлок Терней располагается на берегу крупной горной реки Санхобэ (ныне Серебрянка), впадающей в бухту Терней. Откуда она могла здесь взяться? Я был в недоумении. Дело в том, что к тому времени я тщательно проштудировал книгу полузабытого в то время учёного-географа Венюкова «Путешествие по окраинам России», изданную ещё в середине XIXвека.

Ссылаясь на Лаперуза, автор утверждал, что в бухту Терней впадают только маленькие речки. Опять же, если верить описаниям Венюкова, берега «книжной» бухты никак не совпадали с реальными. Это меня зацепило. Захотелось докопаться до истины. С большим трудом удалось найти сначала книгу Лаперуза, а затем и атлас с его кругосветным путешествием. Поиски заняли несколько лет, но дело стоило того. Уже к началу 80-х годов я точно знал, что истинная бухта Терней, открытая Лаперузом в 1787 году, находится примерно в 20 километрах восточнее. Сейчас она называется Русской.

А «перетащили» её на карте в устье реки Санхобэ по ошибке топографы из экспедиции подполковника Логгина Большева в 1874 году. Кстати, бухту Терней в 1972 году переименовали в Серебрянку. Таким образом, французский топоним «Терней» остался на российских картах лишь в названии посёлка.

- Было время, когда название районного центра Терней «переводили» с удэгейского как «Долину смерти»…

- Каких только легенд на этот счёт не ходило. Была также версия, что Терней - верный спутник Лаперуза, умер во время кругосветного плавания. И похоронен где-то на берегу бухты, названной по этому случаю в его честь. На самом деле оказалось, что это славное имя принадлежит французскому флотоводцу Шарлю де Тернею, потомку рыцарей, наставнику Лаперуза в военно-морском деле: кораблевождении, ведении морского боя. Это в его честь Лаперуз назвал залив, на берегах которого решили передохнуть французские моряки, совершая кругосветное путешествие.

Сам адмирал де Терней успешно воевал с англичанами. В течение нескольких лет он был губернатором французских территорий в Индийском океане. Но главным его триумфом стала экспедиция из Франции в Северную Америку. Он отправился туда с шестью тысячами солдат более чем на 20 судах. Французы помогли американцам в сражении при Йоркстауне в 1781 году разгромить англичан и тем самым окончательно обрести независимость. Однако сам адмирал не перенёс испытаний. Он умер в возрасте 57 лет от нервного истощения. Похоронен в Ньюпорте (ныне штат Род-Айленд), недалеко от Бостона.

- А как появился в посёлке Терней мемориал Лаперузу?

- Не сразу и не просто. Начал«пробивать» эту идею с 80-х годов прошлого века. Как и положено было в то время, прежде всего обратился в местный райком КПСС. Никто не поддержал. Один из «умников» даже забеспокоился, как бы Франция не предъявила территориальные претензии СССР, если напомним миру, что её отважные мореходы первыми открыли тернейские берега.

В то же самое время первый секретарь крайкома КПСС Виктор Ломакин (сейчас эта должность приравнивается к губернаторской) привозил на Самаргу одного из секретарей Французской компартии, знакомил его с удэгейцами и местной природой. Но о том, что эти берега открыл его соотечественник Лаперуз, ни словом не обмолвился. Уверен, француз пришёл бы в неописуемый восторг, взглянув хотя бы из иллюминатора вертолёта на бухту и эти живописные берега.

- Правду говорят, что ты начал устанавливать памятник отважному французу за свой счёт?

- Дело было так. К 210-летию плавания Лаперуза у нынешних берегов Приморья, в 1997 году, я сам решил поставить памятник путешественнику. За свой счёт. Но вот тогда-то меня поддержал глава тернейской администрации Владимир Усольцев. Не могу не сказать слов благодарности и в адрес Анатолия Павлова, директора местной школы, ныне, к сожалению, покойного. Это он предложил установить памятник перед школой, а потом с особым старанием ухаживал за ним вместе с учениками.

Неоценима роль в этом важном деле Нелли Мизь, известного приморского краеведа, экскурсовода. Её стараниями и настойчивостью было организовано празднование Дней Лаперуза на уровне края, приход на торжества в Терней парусника «Паллада» с почётными гостями на борту. К слову, в Тернее уже побывало немало соотечественников отважного французского адмирала, среди них председатель международной ассоциации историков «Друзья Лаперуза» историк Жак Бодэн, бывшие военно-морские атташе в России Венсан Дюкло, Жерар Удэн, Алекси Виллер, экипажи фрегатов «Вандемьер» и «Прериаль».

Опять же Нелли Мизь, оказавшись в Париже, передала наше обращение в Национальное географическое общество Франции с просьбой разыскать кого-либо из потомков Лаперуза и де Тернея. Нам помогли! И вот спустя несколько лет мы наконец сможем увидеть самого внучатого племянника знаменитого адмирала - Патрика де Тернея, который дал согласие принять участие в праздновании 100-летия посёлка Терней. С ним прилетят его сестра Николь и дочь Анастасия.

- Что можешь рассказать о Патрике? Сколько ему лет? Кто он по профессии? Чем увлекается?

- Думаю, он расскажет об этом сам при встрече. А пока могу только сообщить, что у него русская жена. Он познакомился с ней, когда в течение двух лет работал в Москве. Известно также, что Патрик везёт в подарок книгу о славном роде Тернеев.

- А что будет представлять собой программа празднования 100-летия Тернея?

- Глава поселковой администрации Николай Лисовский со своими помощниками приготовил немало приятных сюрпризов для дорогих гостей. Скажу только, что в обширной юбилейной программе будет знакомство с посёлком Терней, Сихотэ-Алинским заповедником, другими достопримечательностями Приморья. И, конечно, Патрику де Тернею с родственниками покажут залив, который Лаперуз назвал именем его предка 221 год назад.

Автор: Тамара Калиберова Николаевна