Любовь к отеческим гробам

Жизнь единственного православного прихода Харбина, церкви Покрова святой Богородицы, что на бывшем Большом проспекте, совсем недалеко от «старого Чурина», пульсирует от одного церковного праздника к другому. Так, почти за две недели китайские и русские п

28 авг. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2394 от 28 авг. 2008
d6fe31130dc7e9b26594d1dd2ad53a7e.jpg

Жизнь единственного православного прихода Харбина, церкви Покрова святой Богородицы, что на бывшем Большом проспекте, совсем недалеко от «старого Чурина», пульсирует от одного церковного праздника к другому. Так, почти за две недели китайские и русские православные прихожане начали готовиться к празднику Успения Богородицы, который выпадает на ближайшее воскресенье. Составляли список желающих поехать на русское кладбище «Хуаншань» (Жёлтая гора), прикидывали, в какие деньги обойдётся эта поездка каждому желающему.

Кто такие «квадратанты»?

Термин этот наиболее продвинутые китайцы, наверное, вычитали где-то в умных книгах, а применим он к человеку, бабушка или дедушка которого были людьми не «базовой» национальности. Например, все предки русские, кроме бабушки по материнской линии, она – украинка! В России, где смешение наций происходило постоянно и очень долго (плюс миграционные процессы заселения новых восточных земель), мы, русские, зачастую даже не можем с точностью сказать, какая кровь преобладает в наших «жилах», славянская или «инородцев»… В Китае же, где веками люди жили оседло и «пришлых», некитайских жителей было немного, смешение кровей с европейцами было большой редкостью.

На севере Китая при строительстве КВЖД и в годы белой русской эмиграции появилось множество русских. С 1918 по 1932 год в Харбине проживало около 250000 русских. Появились совместные браки и «полукровки» (кровь 50 на 50). А вот дети от браков «чистых» этнических китайцев с «полукровками» и являются так называемыми квадратантами.

Немало наших соотечественников завершили здесь свой земной путь. Историки считают, что в Харбине нашли последний приют не менее 50000 русских.

Дела давно минувших дней


Кладбищ в Харбине было множество. Сохранилось одно – в пригороде, на горе Хуаншань. Ехать до него из Харбина почти час. Здесь представлены все основные конфессии. Самое большое и активно расширяющееся (на нём и сегодня хоронят усопших) – китайское кладбище. Кажется, что куда-то за горизонт бесконечно уходят вдаль ряды памятников с местом для урны с прахом. Все умершие китайцы подлежат кремации.

Здешнее же еврейское кладбище – самое богатое и ухоженное. Захоронения обихаживаются на деньги далёких родственников со всего света. Поговаривают, кстати, что предки нынешнего премьера Израиля – из бывших «харбинцев». И что многие официальные лица Израиля во время визитов в Китай просят предоставить им возможность посетить старое еврейское кладбище в Харбине.

Кладбище «Хуаншань» было открыто для погребения китайцев, русских и евреев в 1959 году. Поэтому все более ранние здешние захоронения были перенесены сюда со сносимых китайскими властями кладбищ в центре Харбина. После культурной революции родственникам было предложено перенести сохранившиеся могилы и памятники на новое кладбище на Желтой горе. В те годы большинство русских и евреев уже жили за границами Китая, причём жили небогато. И ехать в Харбин для того, чтобы перенести прах своих родителей или близких людей, было не по средствам. Те, кто смог приехать или передать средства ещё живущим в Харбине друзьям или родным, переносили чаще всего только памятник или надгробный камень. Про перенос останков даже и подумать не могли – очень дорого!

Особое место занимает на кладбище «Хуаншань» мемориал в память о советских воинах, погибших при освобождении Маньчжурии в 1945 году. Отдельный вход с красивыми ажурными воротами, выложенные плиткой дорожки, цветы у подножия памятника и на могилах солдат и офицеров. Год назад более ста захоронений советских воинов были аккуратно перенесены сюда со старого Успенского кладбища. Там сейчас парк культуры и отдыха. О переносе праха наших солдат и офицеров договорились заранее на межправительственном уровне. Оплата всех работ производилась за счёт российского бюджета.

По нашей русской традиции


Приезд православных русских и китайцев-полукровок и «квадратантов» на «Хуаншань» происходит по одному, давно заведённому сценарию. Приехав на Желтую гору, все первым делом идут в кладбищенскую часовню, ставят свечки. Потом берутся за уборку «своей» могилки, вырывают сорняки, протирают памятник, кто умеет, читает молитву.

Потом, после традиционной рюмки, начинаются разговоры, воспоминания.

Вот когда можно услышать очень много интересного о той, старой жизни Харбина, когда китайские и русские ребятишки учили языки своих друзей не за школьной партой, а играя в лапту или прятки или катаясь на санках. Харбинцы, прошедшие такие «уличные университеты», прекрасно говорят на втором родном языке, но не умеют на нем ни читать, ни писать! Например, Николай Николаевич ЗАИКА.

Он сегодня остался в Харбине последним настоящим русским харбинцем. Родился он в 1939 году в семье харбинца с 1900 года, владельца колбасного заводика Николая Заики – старшего. Непростую жизнь прожил Николай Николаевич. Эмигрантский хлеб даже на благословенной земле Австралии имеет горьковатый привкус. На склоне лет вернулся на родину – в Харбин. Мы гуляли как-то с ним по бывшему Успенскому кладбищу. Зашли посмотреть на кладбище советских воинов (которое позже перенесли на «Хуаншань»). Он показал мне место могилы последнего генерал-губернатора Приамурской области Николая Львовича ГОНДАТТИ, а потом сказал: «А вот здесь лежат мои отец и дед» – и показал на газон парка «культурного отдыха». Голос моего старшего товарища предательски дрогнул, он отвернулся от меня…

Около двух лет назад Николай Заика нанял китайских рабочих и за полмесяца, обеспечив их мини-газонокосилками, за свои личные средства привёл в порядок русское кладбище «Хуаншань». Были скошены заросли многолетнего бурьяна, дорожки посыпаны мелким гравием, поправлены покосившиеся кресты, надгробные плиты. Причём «авторство» своё Николай Николаевич тщательно скрывал – негоже, дескать, таким хвалиться.

«Кто знает о судьбе…»

Поздней осенью 2007 года в Харбин приезжали бывшие «харбинцы» из Владивостока. Побывали они и на кладбище. Одна из гостей остановилась перед невысоким из серого камня надгробием. Это Наталья Павловна ЗАРУЦКАЯ нашла могилу своей бабушки. Она знала, что здесь похоронена её бабушка и надеялась найти могилку. И все-таки даже такой ожидаемый момент «встречи» стал неожиданностью.

В последнее время члены Русского клуба в Харбине (РКХ) взялись за перепись русских захоронений «Хуаншаня». Сохранилось около 250 надгробий, но Интернет выдает информацию о более чем 1200 русских могилах. Может быть, эта цифра вмещает в себя и старые еврейские могилы, но реальность непреклонна – здесь не более 300 «читаемых» могил. Есть здесь польская часть кладбища, есть участок, где похоронены герои Русско-японской войны, православные священники и старожилы Харбина.

Казалось бы, зачем заниматься переписью могил? Но несведущему человеку трудно даже себе представить, сколько людей со всех континентов пытаются найти оборвавшиеся здесь ниточки судеб своих близких. А вдруг кто-то из предков лежит на этом далёком «Хуаншане»? Вдруг потянется ниточка от покосившегося креста могильного и найдут друг друга давно потерявшие друг друга родственники? Местные русскоязычные печатные издания – «На сопках Маньчжурии», «Русская Атлантида» и другие – постоянно публикуют объявления: «Разыскиваю…», «Кто знает о судьбе…».

Слишком велико было значение Китая в целом и Харбина в частности для русской эмиграции в первой половине прошлого века. Слишком много судеб здесь переплелось. И активистам РКХ хватит работы, в том числе и исследовательской, ещё на много лет.

А в ближайшее воскресенье, в день Успения Богородицы, обязательно придут на «Хуаншань» все те, для кого дорога память и для кого выражение «любовь к отеческим гробам» – не пустые слова.

Автор: Сергей ГРИБИН