Когда кончается рай

Когда-то давно каждый из нас покинул рай. То место, где мы были свободны, как птицы, и счастливы от ощущения самой жизни. Когда можно было весь день делать только то, что твоей душе угодно, – купаться и нырять, следить за муравьями и пчёлами, бегать на ры

22 авг. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2391 от 22 авг. 2008
e5d6be4d2af88bb1e02e34fc4a478e1b.jpg

Когда-то давно каждый из нас покинул рай. То место, где мы были свободны, как птицы, и счастливы от ощущения самой жизни. Когда можно было весь день делать только то, что твоей душе угодно, – купаться и нырять, следить за муравьями и пчёлами, бегать на рыбалку, ходить за грибами, кататься на лыжах или велосипеде…

Признайтесь честно, вы были счастливы от необходимости поменять всё это на школьную жизнь от звонка до звонка?

Правда, и в ней нашлись потом свои прелести, открытия и прекрасные тайны. И всё же для большинства людей рай на земле – это дошкольное детство. Из которого дорога одна – в первый класс.

«Не хочу на каторгу!»

Семилетняя Аня заявила недавно своим родителям, что в первый класс она не пойдёт. И в школу вообще ходить не хочет.

Расстроенная мама теперь не знает, какими калачами заманить ребёнка в первый класс. «Ничего не понимаю, - говорит она с досадой. – Ладно бы в пятый-восьмой, но чтобы уже в первый не хотела идти!..»

И пошутила напоследок: «Наверное, чувствует ребёнок, что школа - это каторга, которую каждый должен отбыть до последнего звонка!».

Самое любопытное, что Аня не одинока в своём странном для первоклашки нежелании идти в школу. Почему?

- Мамина шутка про школу-каторгу многое объясняет, - говорит профессор кафедры педагогики и психологии МГУ имени адмирала Г.И. Невельского Вера Пузько. - Если девочка, не пробыв в школе ни дня, уже не хочет идти туда, значит, негативная установка у неё сформирована в семье. Ситуация психологически неблагоприятна для школьного развития ребёнка. Чего здесь больше - несформированности учебной мотивации, инфантилизма или школьной незрелости - надо разбираться, разговаривая с ребёнком и его родителями.

Слова Веры Ивановны, думаю, заставят задуматься родителей школьников. Психологи выяснили, что и школьные неприятности родителей, и неуспешность старшего ребёнка в школе «одаривают» будущего первоклашку негативным опытом. Он как бы принимает на себя школьные проблемы брата или сестры, агрессивное отношение к этому родителей и глубоко переживает. И зачем, скажите, ему за этими неприятностями идти в школу из своего свободного и счастливого детства?!

Психологи доказали: малыш, наблюдая за наказанием старшего ребёнка в семье, испытывает большее страдание, чем если бы он получил его сам! Старший плачет, не хочет идти в школу – вот вам и негативный образ школы для младшего ребёнка, а заодно и «школьная тревожность»!

В каждом ребёнке – своя «изюминка»

Взрослым так хочется, чтобы сын или дочь были успешными, талантливыми и умными, как, к примеру, соседская отличница Маша! И забывают они одно из главных правил для родителей: никого не ставить в пример ребёнку. Сравнивать можно ребёнка с ним самим, когда у него получается то, что раньше он не умел. Лучше похвалить его – это окрыляет и помогает поверить в себя.

- В одной семье могут быть совершенно разные дети, - говорит Вера Пузько. – По уровню психофизиологического, эмоционально-волевого и социального развития, доминирующим установкам, отношению ко всему, в том числе и к учению. Например, между моими двумя сыновьями разница в возрасте 7 лет и ещё большая разница в отношении к учению при общем понимании того, что школа – это важное и хорошее место в жизни человека. Но старший сын относился к учению спокойно и перед экзаменами считал главным хорошо выспаться. Психологи называют такое поведение «низкой тревожностью».

У младшего сына учёба всегда сопровождалась тревожностью и ответственностью, в ожидании экзаменов он мог и заболеть, хотя учился всегда на «отлично». Это особенности высшей нервной деятельности, темперамент. Сейчас оба они успешно реализуют себя: у старшего любимая и перспективная работа, младший пока студент сложного факультета.

Слушая профессора психологии, я вспоминала некоторых своих одноклассников, которые в школе не отличались прилежанием. Зато один блистал в спорте, у другого в руках оживали все сломанные механизмы, третья с детства умела общаться и дружить. И никто в этой жизни не пропал.

Не замучьте учёбой!

Так что же надо знать родителям первоклассников?

- Школа требует от детей больших сил и хорошего здоровья, - убеждена психолог Вера Пузько.- Ребёнок адаптируется к новой среде, к новым обязанностям и к новому режиму дня. Но это не значит, что за сентябрь его организм делает такой же скачок в своём укреплении.

Родители и учителя зачастую не знают, что дети семи лет должны спать 12 часов, а гулять на свежем воздухе не меньше 3,5 часа. И даже девятилетние дети должны спать 10,5 часа как минимум. Гулять они должны столько же – 3,5 часа. И не более одного часа у первоклассников, а у других школьников - двух часов учебной нагрузки дома! Причём в эти часы входит и выполнение заданий из музыкальной школы. Не гонитесь за результатами, они придут позже.

Из пелёнок – в класс?

- Как вы относитесь к тому, что дети идут раньше 7 лет в школу?

- Отрицательно, и на протяжении многих лет не раз убеждалась, что права. Знаете, в природе в апреле помидоры не зреют… Так и ребёнок к каждому этапу жизни должен созреть, и психологическая наука определила этот возраст – 7 лет.

К семи годам девочки в большей степени готовы в социальном плане к школе, но мальчики по своей природе любознательнее и могут создать иллюзию у своих родителей, что и в 6 лет они могут быть успешными в школе. Но социальная и эмоциональная незрелость может иметь последствия и для их интеллектуального развития. Вместе со школой в жизни ребёнка появляются дисциплина, ограничение свободы, ответственность, и к этому его также нужно подготовить.

Дошкольное детство – это ведь самый свободный и короткий период в жизни человека. Зачем же его ещё больше укорачивать? Задача взрослых – дать ребёнку в дошкольный период как можно больше впечатлений, чтобы они стали для него источником творчества, радости, вдохновения и согревали его взрослую жизнь минутами счастья и тепла.

А 1 сентября – это праздник для всей семьи первоклассника, и его надо обязательно сделать радостным и необычным.

Автор: Татьяна НАДЕИНА