Владивосток киносъёмочный

Тема создания киностудии во Владивостоке – или в Приморском крае – злободневности не теряет. И на пресс-конференции, посвящённой шестым «Меридианам Тихого», она вновь была затронута – первой леди края Ларисой Белобровой… А давайте, прежде чем говорить о п

22 авг. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2391 от 22 авг. 2008
b09d4420f2771625621a8e6feee9c159.jpg

- А почему меня никто не спросил, например, про парк развлечений «Союзмультфильма», который через несколько лет будет построен на острове Русском? О киностудии, которая будет создана там же? Ещё спросите? Ну что ж, буду ждать! – так, сверкая в улыбке белоснежными зубами, спрашивал журналистов вице-губернатор Николай Сидоров. Ровно год назад. Во время пресс-конференции, посвящённой открытию пятого кинофестиваля «Меридианы Тихого».

Мы бы спросили вас сегодня, Николай Петрович. Но, увы, вы уже в Москве…

Меж тем тема создания киностудии во Владивостоке – или в Приморском крае – злободневности не теряет. И на пресс-конференции, посвящённой шестым «Меридианам Тихого», она вновь была затронута – первой леди края Ларисой Белобровой…

А давайте, прежде чем говорить о перспективах киноиндустрии Приморья, пролистаем, так сказать, кадры назад. Вспомним историю вопроса.

Где же ты, «Далькинофильм»?


Четыре года назад симпатичные молодые люди – Константин Коваленко и Зураб Махарадзе рассказывали журналистам о том, что организованная ими компания «Далькинофильм» готова чуть ли не завтра начать снимать кино – и не в Москве, а во Владивостоке.

Вот что говорил Константин Коваленко в интервью «В»:

«Мы хотим серьёзно заняться проблемой кинопроизводства во Владивостоке. Ведь работал же до 1995 года «Дальтелефильм», и прекрасно работал! В январе 2005 года мы совместно с местным отделением Союза кинематографистов России на базе созданной недавно кинокомпании «Далькинофильм» (её возглавил мой друг Зураб Махарадзе, а я стал генеральным продюсером) проведём семинар, задача которого – восстановить старые связи, задаться поиском потенциальных заказчиков кино. Мы планируем создать пока небольшую студию, начать – под заказ! – снимать документальные, научно-популярные, детские, образовательные, спортивные ленты. Есть даже несколько задумок, о чём будут первые фильмы: о водопадах Приморского края, о велопробеге по Китаю.

Сегодня съёмки не так технически и финансово затратны, как раньше. Мы делаем пока ставку на цифровое кино. Оно позволяет многократно урезать бюджет по сравнению со съёмками на киноплёнку».


В том же 2004-м прошла и пресс-конференция «Перспективы развития кинобизнеса на Дальнем Востоке», в которой приняли участие не только Зураб и Константин, но и члены Владивостокской кинокомиссии, представители оргкомитета фестиваля «Вузовское кино». Зураб Махарадзе рассказывал, что буквально на днях компания приступает к съёмкам фильма о краевом центре (рабочее название – «Большой Владивосток»), а в перспективе собирается снять большое широкоформатное игровое кино. Но главную цель работы «Далькинофильма» на ближайшие годы его директор видел в другом: в создании киножизни во Владивостоке, в оказании любой посильной помощи, возможно, даже спонсорской, тем режиссёрам и продюсерам – российским и зарубежным, которые захотят и станут снимать кино во Владивостоке…

Что показательно – прошло четыре года, и ни о «Далькинофильме», ни об ассоциации молодых предпринимателей и руководителей «Ампир», которая и выступила инициатором создания компании, - ни слуху ни духу… И это обидно. Потому что Константин и Зураб излагали так зажигательно, с таким оптимизмом, что поневоле хотелось верить…

Кто ещё хочет заняться кино?

Попытки снимать кино во Владивостоке предпринимались неоднократно – пусть на полупрофессиональном, почти любительском уровне, но тем не менее.

Когда во времена перестройки погиб с любовью и тщанием созданный «Дальтелефильм», люди, взращённые этой студией, руки не опустили и любить кино не перестали. Вот что говорил в беседе с вашим корреспондентом Владимир Патрушев, заведующий учебным телецентром Института массовых коммуникаций ДВГУ, член Союза кинематографистов РФ:

- Кинодокументалистика у нас была очень сильной. Я работал в «Дальтелефильме» с момента его основания до распада. «Дальтелефильму» потребовалось 10 лет на то, чтобы поставить производство на ноги. После его развала квалифицированных кадров в крае почти не осталось. Телекомпании края снимают что-то вроде зарисовок, мы иногда на своей студии снимаем… Есть люди, работающие сами по себе. Глеб Телешов, Толя Петров, «Зов тайги»… Но жизнью кинематографической я бы это не назвал. Да и здание «Дальтелефильма» у нас отобрано, хотя оно, на мой взгляд, памятник культуры и могло бы послужить точкой объединения для кинематографистов края…


Немало в своё время говорилось о студенте академии искусств Сергее Боровкове, который вместе с друзьями собственными силами снял короткометражку по сценарию, который он же и написал, основываясь на рассказе Рея Брэдбери. В помощи Сергею не отказывали и в дирекции кинофестиваля «Меридианы Тихого», и «наш человек в столице» - Сергей Степанченко… Кстати, именно Сергей Боровков примет участие в международном лагере для молодых кинематографистов, который пройдёт в рамках киносаммита «Евразия».

Существуют также несколько групп энтузиастов, которые мечтают – и делают шаги для воплощения своей мечты – снять кино во Владивостоке. Эти группы не привлекают к себе внимание прессы, так как твёрдо уверены: пока нечего показать – не о чем и говорить.

Но попытки попытками, а реальность такова: сегодня во Владивостоке киносъёмочная жизнь поддерживается в основном за счёт приезжих киношников. За счёт корейцев, китайцев, французов, японцев и так далее. Впрочем, и они, задумав снимать кино во Владивостоке, сталкиваются с невероятными трудностями…

Камеру в аренду

Вот как – и очень, надо сказать, здраво! – говорил о проблемах приезжающих во Владивосток киносъёмочных групп всё тот же Зураб Махарадзе всё в том же 2004 году.

- Им приходится везти с собой массу оборудования, специалистов, потому что во Владивостоке нет киносъёмочной базы. А если бы была – можно было бы задействовать наше оборудование, наши кадры и значительно удешевить съёмки.

Заметим, что на пути киносъёмки во Владивостоке встают не только объективные, но и иные трудности. В частности, известен факт, когда бдительные Верещагины из таможни требовали оплатить пошлину за ввозимое оборудование как за коммерческий груз, предназначенный к продаже. И потребовались невероятные усилия, чтобы убедить слуг государевых: камеры, софиты, кабели и прочее, и прочее будет увезено обратно…

Вот почему и режиссёру Николаю Хомерики, который решил свой новый фильм снимать во Владивостоке, друзья задавали один и тот же вопрос: а не сошёл ли ты с ума, друг? Ведь сюда придётся везти решительно всё – от генераторов до ламп…

И если бы во Владивостоке существовало некое предприятие (или студия), которое могло бы облегчать жизнь киношников, предоставляя оборудование в аренду, желающих снимать у нас кино стало бы куда больше. И проблемы с таможней отпали бы сразу, и с перевозом тонн багажа через всю Россию… Ведь тот же боевик «День Д», в котором снимался Михаил Пореченков и сюжет которого построен на том, что некие плохие ребята украли дочку героя и держат её на «одном из островов возле Владивостока», в городе нашенском не снимался… А мог бы! Если бы…

Вот об этом «бы», которое может воплотиться в жизнь, робко и рассказала Лариса Белоброва на пресс-конференции в начале августа. По словам первой леди, некий молодой и солидный приморский предприниматель выразил желание создать как раз такое предприятие-студию, которое будет обеспечивать приезжающих киношников всем необходимым. Чем именно – как раз и уточняется, в том числе с помощью членов съёмочной группы Николая Хомерики, в которую входят профессионалы высокого класса. Просчитывается бюджет, продумываются варианты. Лариса Дмитриевна сказала, что этот человек пока не хочет светиться в прессе, во всяком случае, до тех пор, пока желание не трансформируется в действие. Остаётся только надеяться, что на этот раз запал не уйдёт в песок, что всё получится. И во Владивостоке действительно начнут снимать кино. И появится киностудия. И бывший вице-губернатор, неожиданно заглянувший в наши пенаты, сам удивится тому, насколько пророческими оказались его слова, сказанные год назад…

Владивосток, во всяком случае, этого достоин!

~~Ретро и авангард на фоне кино
Пока перспективы кинопроизводства в Приморье остаются туманными, культурная программа, сопровождающая шестой фестиваль «Меридианы Тихого», обретает вполне чёткие очертания. Уже точно известно, что с 15 по 19 сентября в галерее Portmay историк моды и коллекционер Александр ВАСИЛЬЕВ покажет часть своей новой коллекции винтажных фотографий, посвящённых Русскому Голливуду – творчеству эмигрантов и выходцев из России, снимавшихся в американском игровом кино в 1920–50-е годы (Натали Вуд, Алла Назимова, Ольга Бакланова, Иван Лебедев, Михаил Чехов и другие), а также голливудским фильмам на русские сюжеты. Среди них – «Анна Каренина», «Воскресение», «Война и мир», «Доктор Живаго», «Ниночка», «Товарищ».

C 12 по 19 сентября в галерее «Арка» будет работать выставка Артемия Троицкого. На экспозиции будут представлены графика и рисунки художников Александра Джикии, Андрея Ройтера и Никиты Алексеева. Идея этой выставки – не только возможность встречи с интереснейшим человеком и частью его коллекции современного искусства, но и разговор об увлекательном и благородном деле – коллекционировании произведений искусства. Артемий Троицкий издавна дружит с художниками, его коллекция, по оценке экспертов, является лучшей среди всех, собранных в нашей стране небогатыми публичными людьми. ~~

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ