Их бы, родимых, в Пекин!

Вглядитесь в эти лица – мужественные, уверенные в себе, гордые. И счастливые. Лица настоящих победителей. В их облике, в этих олимпийках с почти забытым символом «СССР» есть что-то возвышенное, от космонавтов. И впрямь – для своего времени они совершили н

15 авг. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2387 от 15 авг. 2008
e40f6e7ec742e30fdef3e60d926d9975.jpg

Вглядитесь в эти лица – мужественные, уверенные в себе, гордые. И счастливые. Лица настоящих победителей. В их облике, в этих олимпийках с почти забытым символом «СССР» есть что-то возвышенное, от космонавтов. И впрямь – для своего времени они совершили нечто вроде космического прорыва.

Ровно полвека назад, в августовские дни 58-го года, в столице Чехословакии Праге на реке Влтаве гребцы из Владивостока Мария Шубина и Степан Ощепков удостоились – первыми в истории восточной окраины России! – звания чемпионов мира.

Осуществилась мечта многих поколений дальневосточных спортсменов!

Сколько раз они пытались осилить вершину, и всё – тщётно. Сначала это было невозможно из-за политической изоляции страны, позже – по ряду других причин, а прежде всего – из-за отдалённости, этой проклятой окраинности.

И вот нашёлся человек, сумевший разорвать порочный круг и преодолеть комплекс «вечной» неполноценности.

Этим человеком станет молодой тренер Юрий Шубин. Сначала свои замыслы проверит на себе, добившись в начале 50-х гг. выдающегося достижения – выиграл чемпионат СССР в народной гребле, этом каторжном, галерном виде спорта.

Как только в СССР приступили к освоению олимпийских классов – байдарки и каноэ, без колебаний переключился на новое начинание.

С первых шагов молодого наставника отличают поиск, нестандартный подход к методике тренировок. Одним из первых перейдёт на почти круглогодичный цикл занятий, для чего в качестве полигона изберёт искусственный незамерзающий водоём Сучанской ГРЭС.

Получив возможность тренироваться не только летом, но и весной, осенью и даже зимой, гребцы стали стремительно прибавлять, и вскоре о Приморье заговорили как о центре отечественной гребли. В «доозёрное» время приморцы и мечтать не могли о призовых командных местах, а теперь стали задавать тон в соревнованиях, причём не только российских, но и союзных.

Но вернёмся в Прагу.

- Это было первое выступление гребцов нашей страны на соревнованиях мирового уровня, – вспоминает Юрий Шубин, – а посему были приняты все мыслимые меры, гарантировавшие, так сказать, успешное выступление. Загодя укомплектовалась сборная, были привлечены все лучшие тренеры, в распоряжение спортсменов предоставили гребную базу в живописном литовском городке Тракай – лучшую на то время в стране.

Если следовать строго хронологии, то взлёт должен был произойти за два года до Праги, на Олимпиаде в Мельбурне. В качестве запасных в сборную советских гребцов были взяты самые способные ученики Шубина – Ощепков и Якунин. В какой-то момент ситуация на Зелёном континенте стала складываться таким образом, что тренеры вправе были выставить приморский экипаж, но...

Спустя столько лет трудно разобраться, кто прав, а кто виноват. Но факт остаётся фактом – лодка, бывшая в те годы на голову сильнее (неоднократные чемпионы СССР!), не вышла на старт, а те, кого предпочли, проиграли.

Юрий Константинович убеждён, что всё потому, что не оказалось рядом наставника – в поездке в Мельбурн ему под благовидным предлогом было отказано. Правда, после Олимпиады в качестве как бы утешительного приза присвоили звание заслуженного тренера РСФСР. Это, конечно, признание, но Шубину больше всего хотелось, чтобы его питомцы выступали на самых престижных регатах.

Австралийский урок пошёл впрок. Отныне любая возможность будет использована, чтобы находиться в гуще, поближе к «эпицентру».

Незадолго до Праги он получает назначение старшим тренером сборной СССР по классу каноэ. Нахождение в тренерском штабе он использует не только для того, чтобы опекать, но и озаботиться созданием новых экипажей. Именно на предпражских сборах по его инициативе создаются две новые лодки. К Марии Шубиной прикрепили спортсменку из Новгорода Нину Грузинцеву, Ощепков стал грести с москвичом Александром Силаевым.

Шубинские «формирования» сыграют в дальнейшем решающую, поистине судьбоносную роль.

Первыми, по регламенту, на Влтаву спустили байдарки женщины. Шубиной и Грузинцевой противостояли многие классные соперницы, но прежде всего ещё одна советская пара – чемпионки СССР Антонина Середина и Елизавета Кислова, не знавшие в те годы поражений.

Обе лодки вели сражение все 500 метров, что называется, ноздря в ноздрю. В самом конце, сделав решающее усилие, Шубина и Грузинцева на какое-то мгновение опередили грозных соперниц, отрыв составил 0,8 секунды! Финишировавшие третьими девушки из Западной Германии отстали почти на корпус.

На следующий день – гонки на каноэ. Ощепкову и Силаеву пришлось бороться не только с соперниками, но и с внезапно хлынувшим дождём и сильным ветром, норовившим опрокинуть лодку. 10-километровый марафон столично-приморский экипаж завершил с громадным преимуществом – более чем на 30 секунд...

- Столько лет прошло, – вспоминает Степан Михайлович, – а всё как будто вчера. Это было незабываемое зрелище – казалось, вся Прага вышла на берега Влтавы, все болели за нас. Взошёл тогда на пьедестал почёта и третий представитель Приморья – Владимир Якунин. Об этом результате до сих пор ходят споры. Во всех отечественных статистических «кондуитах» указывается, что две лодки – чехословацкая (Кодеш – Вокал) и советская (Ощепков – Якунин) показали в заездах на 1000 метров одинаковое время. Но хозяева везде значатся на третьем месте, гости почему-то – на четвёртом.

Оказывается, при награждении возникла тупиковая ситуация – организаторы не учли возможность подобного исхода, а посему не позаботились о запасном комплекте наград. Тогда руководитель советской делегации проявил типичное в те годы советское великодушие: велел отдать эти самые бронзовые медали спортсменам Чехословакии.

Во Владивостоке гребцов встречали, как героев. Множество цветов, наград. Спортсмены буквально шли на «разрыв» по трудовым коллективам, школам, вузам.

... А для Юрия Шубина это уже будет пройденный этап. Чествования ещё продолжались, а он уже разрабатывает очередной свой «наполеоновский» план – пробиться на Олимпийские игры.

И эта мечта также станет явью. Спустя два года в Риме его Маша покорит олимпийский рубеж, ещё через четыре года в Токио того же добьётся Степан Ощепков.

Дальневосточная сага Шубиных закончится в 1964 году. Юрий Константинович и его супруга отправятся осваивать новое спортивное пространство на Волге. Вскоре Волгоград так же, как и Владивосток, выдвинется в число ведущих центров советской гребли. Но это уже тема другого рассказа.

Автор: Владимир КОНОПЛИЦКИЙ