Десять лет после дефолта…

В ближайшее воскресенье, 17 августа, россияне смогут отметить знаменательный, но невесёлый, юбилей – 10 лет со дня дефолта. Пережили ли россияне экономический кризис 1998 года?

15 авг. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2387 от 15 авг. 2008
74084379c7600ac155b79d42494f7f30.jpg

В ближайшее воскресенье, 17 августа, россияне смогут отметить знаменательный, но невесёлый, юбилей – 10 лет со дня дефолта.

Для начала – историческая справка.

Кризис 1998 года в России (также называемый дефолтом по названию одной из причин кризиса) был одним из самых тяжёлых экономических катаклизмов в истории страны.

Основными причинами дефолта были огромный государственный долг России, низкие мировые цены на сырьё, составлявшее основу экспорта России, а также популистская экономическая политика государства и строительство пирамиды ГКО (государственных краткосрочных обязательств).

Собственно датой дефолта является 17 августа 1998 года.

Его последствия серьёзно повлияли на развитие экономики и страны в целом, как отрицательно, так и положительно. Курс рубля по отношению к доллару упал за полгода более чем в 3 раза — c 6 рублей за доллар перед дефолтом до 21 рубля за доллар 1 января 1999 года. Было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и государству. Разорилось большое количество малых предприятий, лопнули многие банки. Банковская система оказалась в коллапсе минимум на полгода. Население потеряло значительную часть своих сбережений, упал уровень жизни. Тем не менее девальвация рубля позволила российской экономике стать более конкурентоспособной.

…День дефолта я помню плохо, почему-то тогда (скорее всего, в силу отроческого беззаботного возраста) происходящее в стране армагеддоном не казалось. Помню только, как мельком во время послешкольного обеда одним глазом смотрела неинтересную мне тогда программу «Новости», где показывали, как в московских магазинах сметают всё с полок – от стирального порошка до телевизоров. А потом помню, как семейное благосостояние резко пошло вниз. Нам с сестрой безапелляционно было отказано в хороших кожаных туфлях, дорогой косметике и поездке следующим летом к родственникам в Комсомольск-на-Амуре.

Прошло 10 лет… Кругом слышится: пенсии и зарплаты – маленькие, продукты и бензин – дорогие, слетать в Москву – невозможно… Так что, не оправилась ещё наша страна от глубочайшего потрясения 1998 года?

Не буду апеллировать к тому, что проблемы по долгам ГКО решены и забыты, банковская система приближается к состоянию конкурентоспособности с западной, инвестиционная привлекательность России восстановлена. Всё это лично ко мне, заполненности моего шифоньера, холодильника и гаража мало относится. И то, что моя страна пережила или не пережила всё-таки кризис, лично я ощущаю именно по последним критериям. А эти критерии как раз и подтверждают, что страна пережила. Помню, с каким трудом в конце 1990-х родители справили новую мягкую мебель, отечественного, между прочим, производства. Твёрдую, странных габаритов, скрипучую, кажется, как только внесли её в квартиру. Но денег хватило только на такую, к тому же на условиях беспроцентного кредита, выданного на предприятии. Это, кажется, называлось «чёрными кассами». А сейчас мама купила новый холодильник, когда возникла такая необходимость, сестра – шкаф, я – технику. Конечно, хочется больше зарабатывать, чтобы ездить на Мальдивы и в Грецию. Но заметьте, о Комсомольске-на-Амуре речи уже не идёт!

Но, поднимая 17 августа рюмку за упокоившийся дефолт, не будем говорить, что мосты сожжены и остались лишь на страницах учебников по истории. Проблема, и очень существенная, всё ещё тянется шлейфом с 1998 года. Заключается она в том, что у народа укоренился глубокий страх в одночасье остаться у разбитого корыта и по независящим от них причинам потерять всё, что бережным трудом было нажито. Отсюда – недоверие российским финансовым институтам, пенсионной системе и вообще государственным новаторским инициативам в области экономики. Вот это последствие кризиса очень устойчиво и труднопреодолимо. И когда в стране не останется человека, который побоится отнести деньги в малознакомый банк или вложиться в акции предприятий, когда без страха россиянин будет формировать свой пенсионный счёт, будучи уверенным, что его деньги никуда не денутся, когда инвестирование не будет связано только с материальными ценностями типа недвижимости или золота, вот тогда уж точно можно будет с уверенностью сказать: кризис пережит!

Мнение эксперта

Многие задаются вопросом: возможен ли финансовый кризис в России и насколько устойчива сейчас экономика страны? Вот мнение Егора Гайдара, директора Института экономики переходного периода:

«Рыночная экономика в России при всех попытках перераспределения собственности, которые мне не нравятся, устойчива и укоренена. Экономика динамично растёт, финансовое положение устойчиво, золотовалютные резервы несопоставимо больше, чем в Советском Союзе, темпы экономического роста на протяжении последних девяти лет высоки. Бюджет сбалансированный. Налоговая система приличная. Система бюджетного федерализма не идеальная, но приличная. Есть масса серьёзных проблем, но угроз финансовой стабильности страны в среднесрочной перспективе не видно. Наш институт по просьбе правительства оценивал риски устойчивости финансово-денежной системы в 2008-2010 годах. Мы пытались найти худшие сценарии и катастрофический сценарий найти не смогли. Сценарий замедления темпов экономического роста? Да, но это не катастрофа».
Forbes, №1, 2008 год.

Автор: Татьяна Куликова Анатольевна