Немое кино возвращается

Международный выставочный центр музея им. Арсеньева в дни кинофестиваля «Меридианы Тихого» запускает в жизнь новый интересный проект – «Синематека». Его автор - научный сотрудник музея Дмитрий Рыкунов. Здесь, на улице Петра Великого, 6, в специальном зале

15 авг. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2387 от 15 авг. 2008
cf738b01ebc22e29d2130982df252f52.jpg

Международный выставочный центр музея им. Арсеньева в дни кинофестиваля «Меридианы Тихого» запускает в жизнь новый интересный проект – «Синематека».

Его автор - научный сотрудник музея Дмитрий Рыкунов. Здесь, на улице Петра Великого, 6, в специальном зале начнут показывать ретро-фильмы, в первую очередь немое кино с музыкальным сопровождением. При этом каждый сеанс будет сопровождаться небольшим экскурсом в историю отечественного и зарубежного кинематографа, представлением самого фильма, знакомством с его создателями и актёрами.

Корреспондент «В» встретился с Дмитрием Рыкуновым, непревзойдённым знатоком киноистории во Владивостоке. Автором спецкурса по истории кино, который он читает в вузах города.

«Великий немой» на берегах Золотого Рога


- Улица Петра Великого, 6 выбрана для нового проекта не случайно, - начал свой рассказ Дмитрий Рыкунов. - Именно здесь, в центре старого Владивостока, в начале ХХ века появились крупнейшие иллюзионы: «Декаданс», «Гранд-Иллюзион», «Модерн», «Мир иллюзий» и другие. Само старинное музейное здание с 120-летней историей очень напоминает иллюзионы тех лет: архитектурой, внутренней планировкой, уцелевшей мебелью.

Скажу больше, мы уже устроили несколько предварительных ретро-показов, представив салонную мелодраму «Молчи, грусть, молчи» (1918 г.) с Верой Холодной и Владимиром Максимовым в главных ролях, кинокомедию «Закройщик из Торжка» с участием Игоря Ильинского, Веры Марецкой и другие ленты. Сеансы устраивались во время акции «Ночь музеев», первого исторического городского бала. Успех превзошёл все ожидания. А помог воссоздать атмосферу иллюзиона начала ХХ века, времени немого кино, Леонид Букин, заслуженный артист России, который великолепно справился с ролью тапёра.

- Дмитрий, а когда во Владивостоке показали первое кино?

- Многие, вероятно, будут удивлены, когда узнают, что «великий немой» объявился во Владивостоке в мае 1897 г., всего полтора года спустя после того, как 28 декабря 1895 г. в Париже, на бульваре Капуцинов, в «Гранд-кафе», состоялся первый коммерческий киносеанс, организованный братьями Люмьер. За один франк в течение 20 минут можно было любоваться «живыми фотографиями». На следующий год, в июле, был устроен первый киносеанс в России – на Нижегородской промышленно-художественной выставке.

Во Владивостоке первым демонстратором кино стал Хегбер. Вот как он сообщал об этом событии в заметке, опубликованной в газете «Владивосток»: «Честь имею уведомить почтенную публику, что в построенном мной павильоне на углу Светланской и Суйфунской (ныне ул. Уборевича. - Прим. ред.) при электрическом освещении будет демонстрироваться ежедневно с 1 июня кинематограф – движущиеся фотографии…».

В течение последующих двух месяцев кинематограф демонстрировали ещё дважды: в павильоне Хегбера и в театре «Тихий океан» Иванова, который размещался в начале ул. Светланской. К слову, вплоть до начала ХХ века кинематограф во Владивостоке демонстрировался под разными названиями – видоскоп, байограф – в Морском собрании, в театрах Галецкого и Иванова, но так и не обрёл постоянного места прописки.

- Насколько выгодным оказался здесь, на восточной окраине России, новый бизнес?

- Интерес у публики к кино в нашем городе был большой. И цены на билеты по тем временам не маленькие: от 50 коп. до 1 руб. 50 коп. Так что дела, вероятно, шли неплохо. И всё же кино не сразу отвоевало себе «место под солнцем». Сказалось, что как такового кинопроката в России в то время ещё не было. Фильмы попадали сюда случайно, морем (хотя именно этот факт помогал Владивостоку опережать другие города России, давая преимущества в знакомстве с новыми фильмами. Этот путь был самым коротким).

«Второе пришествие» кинематографа во Владивосток приходится на 1906-1907 гг., когда на Светланской недалеко друг от друга открывается сразу несколько иллюзионов. Среди них «Электрический театр Эдисона» при ресторане Кюммеля (впоследствии он был переименован в байограф «Виктория»), в доме Пьянкова – театр-иллюзион «Декаданс» (позже переименованный в «Идиллию»), «Гранд-Иллюзион» Купера, «Модерн» Горвата-Божечко, «Золотой Рог», «Мир иллюзий» Клейна и Золотухина. Был открыт французский электробайограф, и даже сделана попытка создать китайский иллюзион, однако последние не выдержали конкуренции.

- А что вы можете рассказать о самих первых владивостокских кинопрокатчиках?

- Владельцами иллюзионов в 10-х годах прошлого века были отнюдь не заезжие гастролёры, а довольно известные в городе люди: владелец ресторана, в прошлом дирижёр Кюммель, известный бизнесмен Купер, юрист Журинский, предприниматель Ягджоглу, который впоследствии создал целую сеть иллюзионов в Иркутске, Хабаровске, Харбине. К слову, все картины для показа в своих иллюзионах он отбирал и закупал лично.

Всего во Владивостоке с 1906 по 1917 г. насчитывалось 13 иллюзионов. К 1916 г. здесь было уже шесть кинотеатров, самым роскошным (по репертуару и внутреннему убранству) считался «Золотой Рог».

Каждый владелец иллюзиона старался перещеголять другого не только по части репертуара, но также в сфере развлечений, которые устраивались для публики в антрактах между сеансами. Вниманию зрителей предлагались русские и цыганские романсы, эстрадные номера. Но главное, конечно, «эксклюзив». Так, в июле 1910 г. в течение недели в «Гранд-Иллюзионе» демонстрировалась механическая говорящая голова «Окультус», а в «Золотом Роге» осенью того же года некий путешественник Анджело показывал «живьём» трёх людоедов племени «кая-кая» из Новой Гвинеи и «давал подробные пояснения».

Первое кино о нас снял француз


- В последнее время наш город стал популярной съёмочной площадкой для азиатских и даже европейских кинорежиссёров. А раньше такое случалось?

- Впервые «кино» во Владивостоке снимал француз, некий г-н Матье. Это знаменательное событие произошло 15 апреля 1901 г. С помощью киноаппарата он запечатлел город и его жителей. В «кадр» попали около двух тысяч человек. Уже через пять дней «фильм о Владивостоке» показали в театре Иванова. Думаю, эта плёнка сохранилась в столичных «запасниках», мы попытаемся её разыскать.

Скажу больше, летом 1906 г. владивостокская публика смогла увидеть в «Гранд-Иллюзионе» первые цветные картины («в красках»), а три года спустя, в январе 1909 г., – познакомиться со звуковым кино. Это произошло благодаря поющим аппаратам – «ангелофонам», которые почти одновременно запустили тот же «Гранд-Иллюзион» и «Декаданс». В апреле того же года «Гранд-Иллюзион» начал показ специальных детских киносеансов, которые проводились в дневное время – с 13 до 18 час. Отбор детских картин вёлся с особой тщательностью, в числе первых из них значилась знаменитая лента Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну», снятая по мотивам романа Жюля Верна.

- Дмитрий, что вы можете рассказать о репертуаре иллюзионов?

- Начну с того, что первые картины, демонстрировавшиеся в нашем городе, по сути, были короткометражными документальными «зарисовками», длительностью три-пять минут. К примеру, 100 лет назад, весной 1898г., в театре Галецкого представляли программу, состоявшую из 16 фильмов. Сюжеты их были весьма незамысловатыми: «Акробат и обезьянка», «Всадник», «Улица в Париже». Первые игровые картины, длившиеся уже около получаса, появляются в 1906 г. Несколько лет спустя в иллюзионах был принят «формат» показа, включавший в себя, как правило, драматические, комические и видовые картины. Программа менялась каждые два-три дня.

Надо сказать, в городе с успехом шли картины лучших кинофирм мира: «Пате» (Франция), «Нордикс» (Дания), «Д` арт Итальяна» (Италия), снятые известными режиссёрами Удо Гадом, Луи Фейадом, с участием таких звёзд, как Аста Нильсен, Франческа Бертини, Сара Бернар. В августе 1909 г. на владивостокском экране, в «Гранд-Иллюзионе», впервые появился фильм Страны восходящего солнца «Наказанный самурай» (драматическая пантомима из японской жизни).

В том же 1909 г. во Владивостоке появился и первый отечественный фильм «Тарас Бульба» (драма в 4-х частях), снятая на киностудии Александра Дранкова.

Поистине «золотая эпоха» проката русского кино наступила в 1914-1918 гг., когда по понятным причинам зарубежные фильмы в прокат почти не поступали.


- А цензура на фильмы была?

- Существовали определённые ограничения. Так, в дни поста показывали картины исключительно научно-просветительского содержания, никакой фривольности. Известно, что в предпасхальные апрельские дни 1909 г. во Владивостоке разразился большой скандал – «Гранд-Иллюзион» устроил демонстрацию фильма «Семь смертных грехов». После этого случая полицмейстер поручил своему заместителю просматривать все картины, прежде чем они выйдут в прокат.

- Насколько известно, владельцы иллюзионов принимали активное участие в благотворительной деятельности. В чём это выражалось?

- Начиная с 1907 г. и вплоть до революции 1917 г. в иллюзионах города отводились специальные дни, когда весь сбор от кинопоказов шёл, как бы сейчас сказали, по «целевому назначению». Таким образом собирались средства в помощь местному обществу спорта, вольно-пожарной дружине, обществу защиты животных. В январе 1909 г. владивостокские иллюзионы собрали около одной тысячи рублей для пострадавших от землетрясения в Италии. В годы Первой мировой шли постоянные сборы для организации помощи раненым. Известно, что весной 1915 г. кинотеатр «Идиллия» собрал около 800 благотворительных рублей на строительство дома инвалидов для солдат.

Хорошо бы и в наше время вспомнить об этих традициях.

А пока, пользуясь случаем, приглашаю читателей газеты посетить наши ретро-показы. Следите за афишей «Синематеки», которая будет публиковаться на страницах газеты «Владивосток».

Автор: Тамара Калиберова Николаевна