Туризм не просто прибыльный бизнес

Лет 15-20 назад в нашей стране усложнились межнациональные связи, народ стал ориентироваться во время отдыха на выездной туризм. Соответственно, некогда процветающая индустрия внутреннего туризма была поставлена на грань выживания. Но время идёт, и вот уж

13 авг. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2385 от 13 авг. 2008
7573abd4c21a9b7e2c261670c95fca6c.jpg

Лет 15-20 назад в нашей стране усложнились межнациональные связи, народ стал ориентироваться во время отдыха на выездной туризм. Соответственно, некогда процветающая индустрия внутреннего туризма была поставлена на грань выживания. Но время идёт, и вот уже ростки цивилизованных рыночных отношений заставляют вновь задуматься о качестве подготовки экскурсоводов. Особенно для подрастающего поколения, которое растёт не слишком любознательным и эрудированным. Именно поэтому недавно экскурсоводы и директора нескольких туристических фирм собрались, чтобы обсудить вопросы подготовки хороших гидов, поговорить о вреде «помогайского» туризма и о детях, воспитанию и просвещению которых нужно уделять как можно больше внимания.


- Наша страна повлияла на ход исторических событий в мире после Второй мировой, а реформы 90-х годов как будто отодвинули, закрыли от детей значение той победы, - рассуждала Наталья ЧЕПЕЛЕВА, директор турцентра. – Классный час и один-два праздничных дня не воспитают в детях патриотических чувств. В течение года в каждом классе мы предлагаем проводить не менее 5-7 экскурсий, направленных на воспитание любви к малой родине, к Отечеству, познанию мира, который нас окружает. Знакомить с историей города надо с первого класса. Если этого не делать, старшеклассников подобная тема уже не затронет. Мы, например, предлагаем около 150 маршрутов по Владивостоку и Приморскому краю, в них за последние два года приняли участие более 40 тысяч детей, причём даже дошкольники. Это очень важно, ведь, к примеру, из программы третьего класса тема Великой Отечественной исключена. А ещё в 1988 году в Книге для чтения ей отводилось 50 страниц. Теперь рассказы и стихи советских поэтов о войне, о беспримерном подвиге народа не входят даже в хрестоматию для начальной школы.

Наталью Михайловну поддерживает экскурсовод Елена ШОЛОХОВА: «Привезла как-то третьеклассников на привокзальную площадь, спрашиваю, кому поставлен памятник. Дружно и правильно отвечают: «Ленину!». А вот дальше можно было бы смеяться, но лучше всё-таки задуматься, потому что ребята назвали Ленина «великим русским писателем».

Больше всего Елену Шолохову огорчает, что из молодёжи 90-х годов была воспитана идеальная армия потребителей всего: ширпотреба, порно, наркотиков, алкоголя, двойной морали. Теперь пожинаем плоды. «Работая экскурсоводом, - рассказывает она, - не раз видела, как едут наши земляки в Суйфэньхэ. Это ведь труд раба – за место в гостинице, за еду и возможность купить отмеренные невидимым хозяином два кг вещей. Китайцы смеются, когда видят наших «туристов», тянущих через границу полосатые тюки и распаковывающих их под строгим взглядом таможенного оператора на российской границе – мол, извините, неувязочка вышла, забылось, что в этих коробочках. Туалет перед нашим переходом в Пограничном плывёт в нечистотах. Но пока мы соглашаемся ездить «помогаями», никто о его чистоте заботиться не будет. Никто! Моя практика показывает, что аргумент в пользу «помогаев» слаб: большинство тратят на противоположной стороне такие средства, что недорогую путёвку могли бы себе позволить. Детей хотя бы не приучали челночить!».

- Бытие определяет сознание, и тут от экскурсовода не многое зависит, - возражает Галина ЗИМИНА, победитель городских конкурсов экскурсоводов. – Коллектив турцентра «Афина-Паллада», учителя и экскурсоводы, к примеру, за два года подготовили и провели 14 грамотно организованных международных конкурсов для детей Владивостока и провинции Хэйлунцзян. Живопись, музыка, танцы, песни – для многих школьников это стало первым опытом международных выступлений. При этом китайцы для таких мероприятий предоставляют прекрасные спортивные комплексы, городские парки и площади. Русские, к сожалению, не приходят поболеть за своих маленьких земляков, ведь для них магазины важнее. Стыдно было, когда при открытии памятника Герою Советского Союза ФИРСОВУ, погибшему при взятии узла сопротивления Дуннинского укрепрайона в августе 45-го, присутствовали только китайские туристы и наши дети, ни один из россиян, которых в Китае множество, не посчитал нужным прийти.

Специалисты говорили о многих проблемах, но больше всего о профессионализме тех, кто организует познавательный туризм. К сожалению, эта отрасль нередко становится лишь прибыльным бизнесом, в котором готовы работать дилетанты. Собирают, например, группу для посещения страусовой фермы. По дороге сопровождающие предлагают пассажирам незамысловатые игры, глуповатые загадки, в общем – «развлекалочки». Создаётся впечатление, что они просто боятся взглянуть в окно, ответить на возникающие у людей вопросы. Потому что сами ничего не знают. А ведь сотрудники музея имени Арсеньева, к примеру, никогда не отказывают в помощи, они просто кладезь необходимой сотруднику туристической отрасли информации.

Полугодовая программа по теории и практике экскурсионного дела, разработанная до 90-х годов, канула в Лету. Подготовка гидов проводится по укороченной программе, которая имеет свои недостатки. Теперь нет системы аттестации и аккредитации. Попытки создать такую систему в нашем городе не увенчались успехом. «Экскурсии» порой упрощены до набора информации, скачанной из Интернета. На самом деле нынче на хорошую деятельность экскурсовода работает даже технический прогресс. Если в комфортабельном туристическом автобусе есть не только кондиционер, но и мультимедийное оборудование, экскурсия может оказаться чрезвычайно интересной, ведь Владивосток – настоящий музей под открытым небом. Его нужно знать, любить и достойно представлять. Но для этого нужны профессионалы.

Однажды именно такой профессионал сказал, что хорошая экскурсия – это как песня, ни одного куплета не выкинешь. С одной стороны, специалисты этого дела во Владивостоке ещё остались, с другой – невозможно понять, в какую фирму обращаться за полноценной услугой. А ведь Владивосток принимает всё больше гостей. Хотелось бы представить им краевой центр в самом лучшем свете. Да и для самих жителей отнюдь не лишними были бы прогулки с профессионалами. По большому счёту и взрослые, и маленькие владивостокцы очень мало знают о городе, в котором им довелось жить.

Автор: Галина Кушнарева Михайловна