Пристав Елизавета Лапшина: Чувства жалости я не знаю

Читателей «В» потрясла история Ольги Ивановны, у которой из-за долга 25 тысяч рублей приставы продали квартиру. Как рассказала заместитель начальника, старший судебный пристав отдела судебных приставов по Первореченскому району Владивостока Елизавета ЛАПШ

12 авг. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2384 от 12 авг. 2008
670c45c01d5ff8bdd57c76be493b7538.jpg


Читателей «В» потрясла история Ольги Ивановны, у которой из-за долга 25 тысяч рублей приставы продали квартиру (о ней мы писали в материале «Лишиться квартиры из-за 25 тысяч рублей»). Как рассказала заместитель начальника, старший судебный пристав отдела судебных приставов по Первореченскому району Владивостока Елизавета ЛАПШИНА, сейчас за долги можно не только квартиры лишиться, но и за решётку попасть.

Обязательные работы – альтернатива алиментам

Дело в том, что 1 февраля 2008 года вступил в законную силу новый ФЗ «Об исполнительном производстве», в в 15-й главе которого прописана ответственность за нарушение этого закона. В частности, ст. 112 регламентирует наложение на должника штрафных санкций, если он не исполнил в добровольном порядке решение суда. А в ст. 113 прописано, что должник, который уклоняется от штрафов за неисполнение решения суда, может подвергнуться уголовному преследованию.

- Физических лиц по этой статье мы можем привлечь только к исправительным или обязательным работам. А вот для должностных лиц законом предусмотрено реальное лишение свободы. Поэтому руководители организаций-должников понимают всю меру ответственности и в случае возникновения такой ситуации исполняют решения суда, - говорит Елизавета Лапшина.

Прецеденты, когда человек подвергся уголовному наказанию за злостное уклонение от исполнения решения суда, в Первореченском районе были. Одна женщина категорически не хотела платить алименты опекуну своей дочери. Опекун подала в суд. Суд установил взыскать алименты в пользу опекуна на содержание несовершеннолетнего ребёнка. Поскольку мама-кукушка нигде не работала, никакого имущества не имела и пьянствовала, взять с неё было нечего. Тем не менее, поскольку решение суда она выполнять не собиралась, на неё наложили штраф, а позже, когда гражданка и штраф платить не стала, дознавателем отдела судебных приставов было возбуждено уголовное дело по факту злостного уклонения от уплаты алиментов.

- На содержание своей несовершеннолетней дочери она не выплатила ни рубля, поэтому мы считаем, что она не любит свою дочь и безразлична к её дальнейшей судьбе. По данному факту 7 апреля 2008 года было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству. Теперь гражданка отправится на обязательные работы, - говорит Елизавета Лапшина.

Золото от приставов прячут в рот

Правда, часто возникает парадоксальная ситуация: должник ворочает миллионами, имеет теневой бизнес за границей, а собственник его имущества - жена либо третьи лица. По месту прописки он не проживает. Но и с такими гражданами, уклоняющимися от уплаты долгов, можно бороться: нередко спасает ситуацию запрет на выезд из страны.

Как рассказала Елизавета Лапшина, работа пристава – исполнить решение суда всеми доступными ему законными методами.

- В случае, когда должник, находясь в нашем отделе у судебного пристава-исполнителя, отказывается исполнить обязательства по погашению задолженности, которую возложил на него суд, по отношению к нему принимаются меры принудительного воздействия. Как показала практика, действенными мерами являются изъятие у должника мобильного телефона, ювелирных украшений, наложение ареста на авто. Так как Первореченский отдел находится далеко, многие должники приезжают на автомобилях, поэтому, как правило, арест автотранспортного средства даёт мгновенный результат, - говорит Елизавета Лапшина.

Когда Лапшина работала приставом-исполнителем, у неё был такой случай. Пришёл должник, который два года не исполнял решения суда о возмещении материального ущерба, причинённого в результате дорожно-транспортного происшествия. В этом ДТП погиб человек. Должник готов был написать объяснительную, что не может погасить долг, и соглашался ежемесячно выплачивать по 500 рублей.

- Я не могла на это пойти. На руке у него был золотой браслет. Я предложила снять ювелирное изделие и предоставить мне для составления акта описи ареста, - вспоминает Елизавета Лапшина.

Должник не только не повиновался, он положил браслет себе в рот, чтобы не отдавать его. Поскольку должник сопротивлялся, пришли приставы, отвечающие за охрану приставов-исполнителей, надели на него наручники. Тот позвонил по сотовому телефону знакомым, стал говорить: «Спасайте, я в опасности». Елизавета в это же время составила административный протокол о том, что должник препятствует законной деятельности пристава. Затем приехали друзья должника и полностью погасили долг.

- Квартиры мы продаём очень редко. Если у должника 2-3 единицы недвижимого имущества, только тогда мы выносим постановление об обращении взыскания на недвижимое имущество и Россрегистрация выдаёт нам право на отчуждение этого имущества. В нашей практике пока не было случаев, когда приходилось переселять людей в квартиры меньшей площади. Но это в перспективе, - предупреждает Елизавета Лапшина.

Если инициаторами подачи исковых заявлений в суд по факту несвоевременной уплаты коммунальных платежей являются организации, обеспечивающие жильцов водой, теплом и светом, то в судебном заседании может быть рассмотрен вопрос о лишении гражданина имеющегося у него жилья в счёт погашения суммы долга или переселении в меньшее по площади жильё.

Пока чаще всего у должников среднего достатка изымают домашнюю технику – микроволновые печи, телевизоры и т.п. Но… микроволновая печь оценивается в 200-300 рублей, телевизор не больше 1000 рублей. Процент реализации таких вещей низкий.

На них нередко спускают собак

Елизавета Лапшина – молодая женщина, ей нет и 30 лет, она мама маленькой дочки, у неё открытая, милая улыбка. Хотя в её тоне проскальзывают командирские нотки, кажется, что этот человек не способен безжалостно лишать людей машин и жилья…

- У меня в силу моих личностных качеств никогда не возникало жалости и вообще человеческих чувств к должнику либо взыскателю. Я не должна быть на стороне одного или другого, я обязана исполнить решение суда – это моя работа. Мы не можем сказать: «Я не мог по отношению к этому должнику применить меру наказания, мне его жалко». Это даже не обсуждается, - говорит Елизавета Лапшина.

Жалостливый пристав – не пристав. Работник, который приходит в эту структуру, не должен давать слабину, иначе у него будет много нарушений, что выльется в служебную проверку и последующее увольнение.

Однако в такой установке есть и свои плюсы. Вы бы смогли войти в квартиру для описи имущества к человеку, который болен шизофренией, зная, что он может сделать всё что угодно?

- На пристава постоянно идёт негатив – нецензурные фразы, действия, показывающие, что должник не хочет нас у себя видеть. В нашей работе есть риск. Но мы обязаны исполнить решение суда, всё остальное не имеет значения. Мы не можем предугадать реакцию должников. В Советском районе был случай - пристав поставила в дверной проём ногу, чтобы должник не смог закрыть дверь. Должник ударил её топором по ноге, причинив вред здоровью средней тяжести. Собак на нас спускают постоянно, - говорит Елизавета Лапшина.

Есть и другие «издержки производства». На приставов очень часто подают в суд.

- Если есть жалоба на нашу работу, она не говорит о том, что пристав неквалифицированный или что он плохо поработал, - говорит Елизавета Лапшина. Недавно одному товарищу запретили выезд из страны. Подал в суд, посчитав, что ущемили его права. Как говорит Елизавета Лапшина, нередко судьи становятся на сторону должников. Например, придёт какой-нибудь гражданин, пожалуется, что у него изъяли компьютер, который на самом деле служил средством обучения его ребёнка, а к нему лично никакого отношения не имел… Суд нередко в таких случаях становится на сторону гражданина, и весь труд пристава – насмарку.

Взыскатели тоже подают в суд. Есть дела очень сложные для исполнения. Взыскание алиментов, например. Если человек совсем неплатёжеспособен, результата от работы пристава, скорее всего, не будет, но взыскатель имеет право требовать выполнения решения суда и подаёт иск уже на пристава.

Есть и другой момент – в любом отделе судебных приставов большая текучесть кадров, бывает, пристав возбуждает производство, увольняется, на его место приходит неопытный человек, предпринимает какие-то меры. Время идёт. А взыскателя не волнуют кадровые проблемы приставов, ему необходимо получить то, что ему причитается.

За день один пристав возбуждает около 30 производств, каждое из которых должен завершить в двухмесячный срок. Есть производства, которые необходимо выполнить за один день. Например, восстановить человека на работе. 21 июля было вынесено решение Фрунзенского районного суда о том, что Федеральная миграционная служба обязана восстановить в должности одну сотрудницу. К руководителям уже собираются применять меры административного воздействия, а сотрудница до сих пор не может приступить к своим обязанностям.

Должник подал в суд с ходатайством о приостановлении исполнительного производства для того, чтобы, как считает Елизавета Лапшина, потянуть время. Суд ему отказал в удовлетворении заявленных требований, соответственно судебный пристав-исполнитель продолжит работу, направленную на побуждение должника исполнить решение суда.

Да уж, работа пристава не из лёгких, и исполняют её люди с «железным» характером… Знаете, что сказала Елизавета Лапшина, когда мы прощались: «Я люблю свою работу и буду бороться, чтобы показатели нашего отдела становились выше!». Так что не пренебрегайте решением суда, это может быть чревато!

Автор: Анастасия Попова