Кредиты для лохов. Личный опыт

Ну кто не брал кредит в банке ни разу в жизни? Вот и я, посетив магазин цифровой техники, не удержалась от соблазна купить всё, что хотелось, и сразу. И только когда подписала все бумажки на пустяковую в общем-то ссуду, поняла, что я лох. А ведь есть и те

12 авг. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2384 от 12 авг. 2008
6a4b80e6a6dfe778fd52455ea10d1eff.jpg


Ну кто не брал кредит в банке ни разу в жизни? Вот и я, посетив магазин цифровой техники, не удержалась от соблазна купить всё, что хотелось, и сразу. И только когда подписала все бумажки на пустяковую в общем-то ссуду, поняла, что я лох. А ведь есть и те, кто этого не понимает.

Про кредитное рабство населения и недобросовестность банков не говорит только ленивый. И ничего от этого не меняется. Банки продолжают обманывать, а население – обманываться. Но по-настоящему обидно становится только тогда, когда обманули тебя. Хотя обидно – слишком высоко сказано. Мой кредит весьма меня позабавил.

Так вот, на вопрос о переплате за приобретаемую мной цифровую вещицу менеджер банка (кстати говоря, одного-единственного, что не оставляет покупателю магазина никакого выбора) ответила, что это будет ровно тысяча рублей. На радостях по поводу столь небольшой переплаты я подписала все документы. И только после этого приятная девушка вручила мне «подарки» - две пластиковые карты – одна для погашения кредита через банкомат, другая – кредитная с тремя тысячами рублей на счету, а также некий пакет приспособлений на случай утери мобильника, ключей или кошелька – несколько наклеек и брелок с номером телефона и надписью «Нашли, позвоните!». Мол, найдёт кто-нибудь мой кошелёк или мобильник, позвонит по указанному номеру, а компания, предоставляющая услугу, выплатит нашедшему вознаграждение и вернёт утерянное мне… Причём, как позже выяснилось, вознаграждение человеку, вернувшему ключи, – пять долларов, за телефон – 15 долларов.

Вознаграждение в сумме соразмерно стоимости данной услуги – 490 рублей. Вот, оказывается, из чего состоит моя тысяча переплаты! Я попыталась возразить, что услуга эта мне абсолютно не нужна, что я, наоборот, уже года два мечтаю навсегда потерять устаревший мобильник, чтоб купить наконец новый. Девушка пожала плечами: таковы условия кредитующей организации…

А до пластиковой кредитной карты, обещающей удобный безналичный расчёт в магазинах и ресторанах, я вообще боюсь дотрагиваться. Ведь при её попадании в чрево банкомата я автоматически превращаюсь в заёмщика ещё трёх тысяч рублей. Отдавать которые придётся, естественно, с процентами. А ведь многие такому подарку в виде кредитки обрадуются, начнут тратить чужие деньги и станут теми самыми рабами, о которых столько разговоров. Вот так банк преднамеренно толкает на жизнь в кредит.

Тем временем эксперты отследили, во что вылился бум потребительского кредитования в нашей стране – в увеличение объёмов просроченной задолженности до пяти миллиардов долларов. Банки распродают самые безнадёжные долги коллекторским агентствам, сворачивают программы ипотечного кредитования, – таков печальный итог кредитной вседозволенности. Колоссальный рост неликвидных долгов выливается не в самые приятные вещи для простых граждан, привыкших быть обеспеченными в долг. Так, растущие риски невозвратов провоцируют банки поднимать ставки по кредитам. И кроме того, как в моём случае, - впихивать заёмщикам ненужные услуги, весьма недешёвые для тех, кто вынужден брать кредиты.

По данным Центробанка, на 1 июня 2008 года кредиты, предоставленные физическим лицам, составили сумму 3,46 триллиона рублей, в том числе просроченная задолженность - 115,9 миллиарда рублей. Цифры безумные. И ведь где-то среди этих триллионов – мой скромный заём…

Комментирует председатель некоммерческого партнёрства «Лига кредитных брокеров Приморья» Александр ИВАШКИН:

- Помните, как в советские годы продавали мясо с довеском в виде жил и костей? Тогда на возражения покупателей продавцы отвечали: а нам некуда это девать. Сегодня такой же принцип используют некоторые банки, предоставляя заёмщикам довесок в виде дополнительной кредитки или другой услуги. Эта медвежья услуга менеджера банка введёт вас в искушение воспользоваться деньгами. А это очень сильное искушение. И если вам вдруг понадобится через месяц-другой, ещё один кредит, то вы сразу же вспомните про ту карточку. Тонкий психологический ход.

В очередной раз мы сталкиваемся с вопросом финансовой грамотности населения. Хотя, по сути дела, потребитель не обязан разбираться во всех нюансах договора, который ему предлагают подписать. Однако, на мой взгляд, следует настойчиво проявить своё здоровое и нездоровое любопытство, прежде чем подписать документы. А менеджеры банка согласно закону «О защите прав потребителей» и «О банках и банковской деятельности» (статьи 10 и 30 соответственно) обязаны рассказать, почему в договоре стоит запятая или тире, зачем вам навязали дополнительную услугу… Вплоть до того, что прочитать лекцию по азам кредитования. Так делают все менеджеры банков, где ценят клиентов и им не лгут.

Как это ни странно звучит, но именно банки можно назвать теми самыми финансовыми структурами, которые находятся «на переднем крае» проблемы. И именно они сильнее всего ощущают на себе необходимость получения населением начатков экономических знаний. Но не у всех это получается. Вышеприведённый случай – это, скорее, не «злокозненность» банка, а яркий пример неспособности банковского персонала низшего или среднего звена к адекватной работе с клиентами. Ведь менеджеру по оформлению кредитов выгодно оформить как можно больше договоров, от этого зависит его зарплата. А если заранее раскрывать все карты, немудрено, что клиент от таких условий кредита откажется. Жаль, что ни один вуз Приморья сейчас не выпускает финансистов-продавцов, которые могли бы грамотно продавать финансовые продукты – кредиты, страховки, паи, вклады.

Тем же заёмщикам, которые вдруг почувствовали себя обманутыми, можно посоветовать обращаться в ГУ Банка России по Приморскому краю, Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморью или Роспотребнадзор. Если уж дела совсем плохи – к уполномоченному по правам человека в Приморском крае.

Автор: Вера Конюхова Александровна