Из хаоса вывезет женщина

На рабочий прогон спектакля главный режиссёр театра ТОФ Станислав МАЛЬЦЕВ пригласил друзей – членов литературного клуба имени Ёсано АКИКО, учёных, журналистов. И Станиславу, и актёрам было важно услышать заинтересованное мнение: пойдёт ли спектакль, зацеп

12 авг. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2384 от 12 авг. 2008
656edf9fc2ae25bf59fe4a00f38122dd.jpg


На рабочий прогон спектакля главный режиссёр театра ТОФ Станислав МАЛЬЦЕВ пригласил друзей – членов литературного клуба имени Ёсано АКИКО, учёных, журналистов.

И Станиславу, и актёрам было важно услышать заинтересованное мнение: пойдёт ли спектакль, зацепит ли за живое… Ведь «Из хаоса» – это рабочее название одной из самых известных пьес Всеволода ВИШНЕВСКОГО «Оптимистическая трагедия».

– А почему Вожак такой субтильный? А почему у него замашки блатного? – строго допрашивал Станислава один из зрителей. Да, тем, кто видел фильм «Оптимистическая трагедия» с Вячеславом ТИХОНОВЫМ и Борисом АНДРЕЕВЫМ, кто привык к острой идеологизации пьесы, непросто будет понять, что «Из хаоса» – это совсем о другом.

– Наш театр, и не только наш, – говорит Станислав Мальцев, – занимается исследованием постсоветского пространства в душе человека. Мы только-только пережили эту революцию 90-х, только осмысливаем её, выбираемся из XX века…

И хотя «Оптимистическую трагедию» в недавнем прошлом поднимали на щит как глубоко идеологическую, повествующую о торжестве нового мира, сегодня она не утратила своей актуальности. Даже сокращать и перекраивать текст практически не пришлось.


– Мы оставили образ Ведущего, который будет таким связующим звеном между временами, – говорит Станислав. – «Оптимистическая трагедия» – честная пьеса, объективно отражающая реалии времени. Просто в советские времена её слишком затёрли, заштамповали. Ведь Вишневский писал о людях, живущих в переломное время, о хаосе, воцарившемся в их головах… Конечно, есть и эпизоды, которые явно были написаны для того, чтобы «Оптимистическая трагедия» прошла цензуру, они сразу же видны. Так вот когда их убираешь, то получается эффект, схожий с тем, когда с лежавшей в подвале картины сметают пыль и удаляют грязь – и на свет появляется шедевр!

Выбирая актёров, Станислав Мальцев максимально постарался отойти от штампов, когда Вожака играет огромный, быковатого вида мужик, а командир корабля, белый офицер, несёт в себе клеймо порочности. Роман КОЛОТУХИН играет Вожака даже не как криминального авторитета, а идеолога и провокатора, ему не нужно быть громилой, за него всю грязную работу сделают шестёрки. Комиссара играет Татьяна ЗАРЮТА, Алексея – Сергей ЛИСИНЧУК. Уходя в отпуск, актёры будут, если так можно выразиться, дозревать, пропускать через себя информацию о роли, находить в своих героях черты, которые сделают их одновременно близкими дню сегодняшнему и нашему прошлому.

– Сегодня в стране всё настолько шатко, настолько зыбко и так сильна опасность опять погрузиться в хаос, что это ощущение и подтолкнуло меня к постановке, – говорит режиссёр. – БЕРДЯЕВ писал, что в русской душе живёт ген анархизма, отрицания порядка, когда нас тянет к созиданию и разрушению одновременно. Эта тема лейтмотивом проходит через пьесу. Она ведь ещё и очень остро, почти детективно построена! А сама идея женщины, попадающей в качестве руководителя в мужской коллектив, где царят уголовные понятия, – разве это не актуально для сегодняшнего бизнеса, например, или для власти? В общем, в пьесе есть о чём поразмышлять. Хаос, воцарившийся в стране, – что происходит в это время с человеком, с его душой, – на этот вопрос Вишневский гениально ответил. Спасает всё женщина. Именно она, когда цивилизация оказывается на краю пропасти, вытаскивает на себе корабль, живущий «по понятиям», страну, если хотите. Комиссар объединяет корабль вокруг таких понятий, как человечность, Родина…

«Веры нет, царя нет, во что верить?» – этими словами Алексея начинается «Из хаоса». Вопрос «во что верить?» и сегодня крайне актуален. На рабочем прогоне зрителям показали весь спектакль, кроме последней сцены.

– И по реакции зрителей я понял, – говорит Станислав Мальцев, – что, может быть, с нашей лёгкой руки к «Оптимистической трагедии» вернутся и другие театры, что о пьесе вспомнят.

В октябре, в начале юбилейного, 75-го сезона, театр ТОФ покажет зрителям «Из хаоса». Можно с уверенностью сказать, что об этом спектакле будут много говорить.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ