Мы с Куперовки!

Остановка «Дальпресс» раньше называлась «Комсомольская», а в моём детстве её называли Куперовой Падью. «В Куперовке сходите?» - вежливо спрашивали, пробираясь к выходу, пассажиры в трамвае № 2 (сейчас - № 7) и протягивая три копейки кондуктору, чтобы опла

1 авг. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2379 от 1 авг. 2008
2b818f54f7bf4b0a14946609f05ec13e.jpg


Остановка «Дальпресс» раньше называлась «Комсомольская», а в моём детстве её называли Куперовой Падью. «В Куперовке сходите?» - вежливо спрашивали, пробираясь к выходу, пассажиры в трамвае № 2 (сейчас - № 7) и протягивая три копейки кондуктору, чтобы оплатить проезд. В одном из вагонов кондуктором работала мамина подруга тётя Поля. Помню, какой нарядной она ходила на работу – на голове причёска «валиком», а сверху – остромодный в начале 60-х китайский шарфик в яркую поперечную полоску. Такой шарфик в нашей тогдашней жизни тотального дефицита – повод для счастья!

В Куперовку часто приезжала машина для сбора ветхих вещей на утиль. Для ребятишек это было событием! Ещё бы! За разное барахло можно было получить картонную открытку с кошачьей мордочкой, причём глазки у кошки были объёмными и в них двигались пластмассовые «зрачки». А если приносили хорошее утильсырьё, то могли получить в обмен дефицитные нитки мулине или – мечта! – бисерные бусы в несколько рядов.

На мысе Кунгасном находилась городская свалка. Простите за подробности, но мы часы там проводили в поисках «сокровищ». Каких? Например, разноцветных стёклышек, среди которых особо ценились «молочные» - яркие с одной стороны и матово-белые с другой. Про экологию тогда не слыхали, потому и купаться жители Куперовой Пади и Корейской слободы тоже ходили на Кунгасный. Там же была лодочная станция.

В районе нынешней телефонной станции находился магазин, называемый всеми УПСО (смысл этой аббревиатуры остался для меня тайной). В нём продавалась дивной красоты брошка – веточка ландыша. Моя 10-летняя сестра предложила: «Давай купим и будем носить по очереди!». И вот идём мы из магазина – впереди сестра с веточкой ландыша на груди чувствует себя неземной красавицей, а следом – я, ревущая в голос, потому что моя очередь носить брошь всё не настаёт.

Все дома в Куперовой Пади имели дворики – с клумбами, вишнёвыми кустами, сливовыми деревьями, зарослями сирени и акаций… Здесь мы играли, выносили из дома любимые игрушки… Помню, как я завидовала счастливцам, у которых были наборы из 15 куколок в костюмах союзных республик. Они так потрясли моё воображение, что однажды одну фигурку я… украла.

На углу Куперовской улицы стоял деревянный магазинчик, называемый «наш» или «девятка». Мы, детвора, покупали там кубики кофе или какао и грызли, как конфеты. Рядом с трамвайной остановкой была библиотека с уютной голландской печкой в углу. Чуть ниже библиотеки построили четырёхэтажный дом, в котором был гастроном, называемый «поповским» - рядом была маленькая церквушка.

Когда на Комсомольской открылась баня, мы играли только рядом с ней. Чертили «классы» на асфальте и стирали подмётки туфель, прыгая до изнеможения. Здесь же катались на велосипедах, в буфет при бане забегали попить лимонаду. А ещё – стояли в восторженном оцепенении, глядя, как посетительницам парикмахерской при бане делают маникюр, как осторожно машут они растопыренными пальчиками, чтобы высох лак…

Чаще всего мы ходили в кино в «Уссури» и «Родину». Рядом с «Уссури» был большой гастроном, где мама за 10 копеек покупала нам бутерброды: хлеб, сливочное масло и кусок красной рыбы. На улице продавали пирожки по пять копеек и газированную воду с тележек: копейка – без сиропа, три – с сиропом. Иногда с мамой мы ходили «шиковать» - выстояв очередь, покупали аж 10 порций эксимо! Что довозили до дома – то хранили в малюсенькой морозилке холодильника «Саратов», который мама выиграла в лотерею.

На месте нынешнего «В-Лазера» был мост через падь и ручей. В хлебном магазине на Океанском проспекте, 50 был прилавок со встроенным ножом, а на витрине – пирожные, чудесные «корзиночки»: внизу повидло, сверху крем и обязательно сверху сахарная пуговка…

А самым главным украшением Куперовой Пади и Центрального проспекта (нынче проспект «Красного знамени») была аллея пирамидальных тополей, которой тоже нынче уже нет.

Автор: Ирина МУСИХИНА