Рыбаки – в океан, рыба – на берег

Рыбопромысловый флот России, базирующийся в Приморье и на Камчатке, в ближайшие 2 года должен вернуться в юго-восточную часть Тихого океана для добычи ставриды. Такую задачу перед нашими рыбаками поставил председатель правительства РФ Владимир ПУТИН, сооб

30 июль 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2377 от 30 июль 2008
e31476df14fba7070806d22349b126a3.jpg


Рыбопромысловый флот России, базирующийся в Приморье и на Камчатке, в ближайшие 2 года должен вернуться в юго-восточную часть Тихого океана для добычи ставриды. Такую задачу перед нашими рыбаками поставил председатель правительства РФ Владимир ПУТИН, сообщил «В» заместитель президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Арслан ВИСАИДОВ.

Возвращение океанического промысла

- В своё время учёные ТИНРО-Центра исследовали возможность относительно доступного лова ставриды в Тихом океане на огромных просторах между Перу и Новой Зеландией, - подчеркнул Арслан Изатович. - Добывающие суда Советского Союза первыми взялись за её промысел в промышленных объёмах. Максимальный улов пришёлся на 1988 год и составил 1,5 миллиона тонн.

В сложный для страны период нехватки продовольствия ставрида сослужила хорошую службу в увеличении белкового разнообразия и рациона питания населения. Те, кто стал покупателями уже 20 лет назад, помнят, что она в числе немногих видов не была дефицитом на прилавках фирменных магазинов «Океан». Именно её, к слову сказать, в избытке поставляли в воинские части и места заключения.

~~Справка «В»
Один из видов этой морской рыбы из отряда окунеобразных активно ловили во второй половине ХIХ и первой половине ХХ веков в Японском море. С длиной до 50 см и весом до 400 граммов она считалась важным объектом местного промысла.~~

В девяностых годах прошлого века государство прекратило финансирование экспедиций. Работать себе в убыток предприятия не стали, добыча ставриды прекратилась.

Свято место пусто не бывает. На освободившиеся просторы по уже проторённым путям устремились рыбаки Китая, Польши и Норвегии. В меньшей степени присутствуют Чили, Новая Зеландия, Перу и ряд других стран. Они без квот вычерпывают косяки ставриды, которая из глубин поднимается в тёплых водах ближе к поверхности. По мнению отечественного журнала «Рыбное хозяйство», создался даже некий «элитарный клуб» добытчиков ставриды. Им уже удалось через международные организации протащить документ, регламентирующий закрытие «приёма новых членов в этот клуб» уже через 2 года.

Отсюда и спешка нашего руководства: необходимо успеть «прыгнуть в последний вагон». Госкомрыболовства поручено подготовить весь необходимый пакет документов. Придётся вновь привлекать учёных, на что они откликаются с удовольствием. Нужно определить состав крупнотоннажного флота. Его на бассейне осталось крайне мало (если не считать траулеры испанской постройки, в своё время заказанные государством, но эксплуатируемые сейчас частными компаниями), значит, нужно построить новые или купить на вторичном рынке, а для этого придётся привлекать значительные средства. Нужны профессиональные кадры, которые также в дефиците. Потребуется береговая база – ремонтная и перерабатывающая, чего также не наблюдается.

Цена вопроса – стоимость топлива

Однако главной проблемой приморские рыбаки в один голос называют заоблачные цены на топливо. Скоро станет невыгодно даже уходить за 200-мильную зону на минтай, сельдь или лососёвые. Если государство не возьмёт на себя обязанность дотировать покупку топлива или иную форму помощи, то никакой океанической рыбалки не будет.

С этим даже согласен первый вице-премьер Виктор ЗУБКОВ, курирующий сейчас рыбную отрасль и сельское хозяйство. Во время его последней встречи с рыбопромышленниками севера первому заместителю председателя правительства напомнили, что за календарный год стоимость топлива выросла на 80 процентов. А вот цены на выловленное сырьё и переработанную продукцию практически не изменились. В связи с выросшими затратами рентабельность работы упала неимоверно.

Каждое предприятие отрасли и каждый прибрежный регион борется с проблемой по-своему. В Приморье отказываются от добывающих судов, работающих на светлых видах топлива. Их, если они физически и морально изношены, отправляют на металлолом. Взамен на вторичном рынке флота покупают траулеры, которые используют мазут. А в Мурманской области администрация изучает возможность дотаций. Но только для тех, кто вылавливает малоценные сорта рыбы исключительно для небогатых покупателей внутри страны.

Вот с такой постановкой вопроса и согласился Виктор Зубков. То есть правительство, возможно, поддержит именно рыбаков, поставляющих на народный стол дешёвую рыбу для населения. Схему и форму помощи ещё предстоит определить.

А ждёт ли берег?

Зато уже определено точно, что вся выловленная продукция будет реализовываться на российском берегу. Для этого открываются пять площадок, или рыбных бирж. Две в западной части страны и три на Дальнем Востоке, одна из которых появится во Владивостоке. Решение об этом принимал Владимир Путин ещё в бытность президентом страны.

В первую очередь это станет барьером для браконьеров и контрабандистов. Во-вторых, появится дополнительный стимул для развития береговой переработки, что потянет за собой и развитие инфраструктуры от строительства мощных холодильников для реконструкции причальных стенок и подъездных путей. А также обяжет таможенников, пограничников и других чиновников не взятки вымогать, а оформлять приходящие-уходящие суда за 3 часа вместо нынешних трёх суток.

Как официально объявил глава Госкомрыболовства Андрей КРАЙНИЙ, уже с 2009 года вся выловленная рыба будет проходить таможенную очистку в российских портах.

И хотя в целом российские рыбаки согласны с предстоящими изменениями, всё же и здесь имеется одна проблема, требующая разрешения. Как быть тем, кто имеет много лет прямые договоры с иностранными покупателями и при этом честно платит за экспортируемую продукцию таможенные платежи, а заодно и все положенные налоги?

Конечно, прямые поставки на берег позволят насытить внутренний рынок деликатесами, полуфабрикатами, консервами и другими изделиями из морских глубин. Однако здесь без преодоления монополии торговых сетей не обойтись. Ведь их торговые накрутки до и более половины стоимости готового продукта просто вопиющи. Тут можно максимально использовать иностранный опыт работы рыбных рынков в прибрежных городах. Если найти для них площадки, снизить налогооблагаемую базу, наладить систему ветеринарного контроля, которая не будет затягивать сроки реализации, то и цены на охлаждённую рыбу и морепродукты станут адекватными.

Ну и, конечно, необходимо организовать выдачу целевых кредитов под щадящие проценты тем рыбацким предприятиям, которые готовы не только ловить биоресурсы, но и хотят торговать ими без посредников.

Автор: Николай Кутенких Николаевич