Второй Тихоокеанский: скромно, но со вкусом

На этот раз конгресс открывали полпред президента в ДВФО Олег САФОНОВ и губернатор Приморья Сергей ДАРЬКИН, что оставляло впечатление некоторой периферийности мероприятия. Впрочем, были зачитаны приветственные телеграммы от главы Совета Федерации Сергея М

29 июль 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2376 от 29 июль 2008
020e192bda2fdba908d5c037629fbd27.jpg

Год назад в роли фронтмена и камертона первого Тихоокеанского экономического конгресса выступил министр финансов Алексей КУДРИН. Тогда этот один из наиболее видных персонажей российского правительства, прибыв во Владивосток, сразу заявил: «Я приехал сюда с деньгами!». Выступавшая у министра на подпевках зампредседателя Совета Федерации Светлана ОРЛОВА призывала иностранных инвесторов не раскачиваться, а с ходу вливать свои капиталы в российский Дальний Восток: иначе, мол, сами всё построим и дивиденды распределим. Второй по счёту Тихоокеанский конгресс, прошедший во Владивостоке 26-27 июля 2008 года, показался заметно скромнее с точки зрения как VIP-представительности, так и насыщенности деловой программы. По крайней мере, на взгляд стороннего наблюдателя.

Вместо Орловой – телеграмма от Миронова


На этот раз конгресс открывали полпред президента в ДВФО Олег САФОНОВ и губернатор Приморья Сергей ДАРЬКИН, что оставляло впечатление некоторой периферийности мероприятия. Впрочем, были зачитаны приветственные телеграммы от главы Совета Федерации Сергея МИРОНОВА и председателя Торгово-промышленной палаты России Евгения ПРИМАКОВА (продолжая сопоставление второго конгресса с первым, напомним, что в прошлом году подобные депеши поступили от Сергея Миронова, спикера Госдумы Бориса ГРЫЗЛОВА, главы российского МИДа Сергея ЛАВРОВА, руководителя РАО «ЕЭС России» Анатолия ЧУБАЙСА, президента «Роснефти» Сергея БОГДАНЧИКОВА и др.). Среди других почётных участников конгресса-2008 следует отметить Николая АШЛАПОВА, недавно назначенного заместителем министра регионального развития РФ и уже известного владивостокцам по работе начальником Дальневосточной дирекции Росстроя, а также Хуана Карлоса КАПУНАЯ – исполнительного директора секретариата АТЭС и представителя Перу – государства, которое в этом году председательствует в данном форуме. Упомянутая выше Светлана Орлова на этот раз на свою историческую родину не приехала, хотя в программе пленарного заседания до последнего значился её доклад. Кстати, и в прошлом году, если быть объективным, явка анонсированных высоких гостей оставляла желать лучшего: не прибыли обещанные ранее Грызлов, ГРЕФ, ХРИСТЕНКО, Чубайс и Богданчиков. Но если тогда ситуацию спасали вышеназванные Кудрин и Орлова, то на этот раз не было и их. Более того, буквально накануне открытия конгресса его программа подверглась некоторому секвестрированию, а начало по каким-то причинам неожиданно перенесли на пару часов вперёд. В результате содержательная часть конгресса ограничилась двухчасовым пленарным заседанием в гостинице «Хёндэ», а также несколькими тематическими дискуссиями в других точках города. Второй день конгресса был посвящён исключительно празднику ВМФ, прогулкам и фуршетам. Хотя, может быть, это и есть самое главное.

Стратег Сергей Дарькин: доживём до 2025 года


Программа пленарного заседания во многом состояла из общих слов приветственно-оптимистического характера. Тем не менее остановимся подробнее на выступлении губернатора Сергея Дарькина, представившего стратегию развития Приморья до 2025 года, и докладе президента Транспортной группы FESCO Евгения АМБРОСОВА. Оба выступления характеризовались обилием конкретики, хотя и серьёзно различались по настрою.

Презентованная губернатором стратегия-2025, по его словам, будет «в дальнейшем представлена в правительство РФ». Основные её положения уже хорошо известны тем приморцам, которые внимательно слушали публичные выступления Сергея Дарькина в последние несколько лет. Так, по словам Сергея Михайловича, ОАО «Роснефть» уже подготовило проект строительства в Приморье (в конечной точке нефтепровода из Восточной Сибири) нефтеперерабатывающего завода мощностью 20 млн. тонн продукции в год. В рамках газификации региона ОАО «Газпром» планирует построить газоперерабатывающий завод мощностью 30 млрд. кубометров газа в год, а также завод сжиженного природного газа мощностью 26 млрд. кубометров газа в год. Губернатор подтвердил планы строительства Находкинской ТЭЦ, Уссурийской теплоэлектростанции и Владивостокской теплоэлектростанции-3, а также реконструкции Артёмовской теплоэлектростанции и Владивостокской ТЭЦ-2 (с переводом последней на газ).

«В будущем предполагается создание энергомоста для поставок электроэнергии в Китай, в Северную Корею и Республику Корея», – добавил Сергей Дарькин. По-прежнему на повестке дня – строительство в Приморье алюминиевого завода в связке с атомной электростанцией (кроме того, добавил Сергей Михайлович, планируется создание в крае «центра технической комплектации» для строительства АЭС в соседних странах АТР). Кстати, из распространявшихся в ходе конгресса проспектов можно было узнать, что проектная мощность будущего алюминиевого завода составляет 600 тысяч тонн алюминия в год, численность работников – 2000 человек, местом дислокации выбран Партизанский муниципальный район. В настоящий момент «производится технико-экономическое исследование проекта», инициатором которого выступила объединённая компания «Русский алюминий»; сроками реализации обозначены 2008-2013 годы. Что касается Приморской АЭС, то её предварительно планируется разместить на территории Арсеньевского городского округа, проект находится в стадии разработки и предусматривает в 2016-2025 годах строительство трёх блоков с реакторными установками В-392.

Бюрократы против транспорта

В отличие от губернатора представитель «реального сектора» Евгений Амбросов по своей традиции сделал акцент на существующие проблемы, мешающие раскрытию транспортного потенциала региона. Глава FESCO рассказал о том, что группа планирует создать к 2011 году в торговом порту Владивостока единый контейнерный терминал с пропускной способностью 600 тысяч ДФЭ в год. «Средства будут направляться не только на развитие морского фронта порта, но и на расшивку «узких мест» стыковки с железной дорогой, чтобы перевести значительную часть грузопотока на железнодорожный транспорт, тем самым разгрузив хотя бы отчасти задыхающуюся автотранспортную систему города», – отметил Амбросов. Вместе с тем, по его словам, «эти масштабные проекты реализуются в условиях, далёких от инвестиционно благоприятных… Количество контролирующих органов в наших портах выходит за рамки разумного… Частные инвестиции в развитие портовой инфраструктуры осложняются существующими процедурами согласования и получения разрешительной документации по проектам… Например, существующий проект строительства второго железнодорожного въезда на территорию ВМТП до сих пор не включён в генеральный план Владивостока, что «ставит крест на будущем порта».

«Объём и эффективность инвестиций в строительство судов и развитие морских перевозок могли бы быть значительно выше, если бы ясно прослеживалась заинтересованность государства в развитии российского флота… Сегодня же, напротив, наше развитие идёт в борьбе с существующими процедурами и правилами, – считает Евгений Николаевич. – Таможенные правила и процедуры неэффективны и нелогичны… Система таможенного оформления судов, отремонтированных за границей, крайне громоздка. Она не решает задач протекционизма российских судоремонтных предприятий, но лишний раз демонстрирует низкую привлекательность работы под российским флагом».

Евгений Амбросов напомнил о том, что Транспортная группа FESCO работает над привлечением грузопотока из стран АТР на российскую транспортную систему через порты Дальнего Востока: «Наши экспедиторы разработали и открыли несколько сквозных интермодальных маршрутов для транснациональных компаний-грузовладельцев. В числе таких маршрутов можно назвать перевозки из основных портов АТР через порты Дальнего Востока до Москвы, Ижевска, Таганрога, Новосибирска». Однако, по словам Амбросова, «на сегодняшний момент в организации мультимодальных транспортных цепочек железнодорожная составляющая остаётся особой зоной риска… Существует проблемы с равным доступом частных операторов к сухопутной терминальной инфраструктуре… Все участники бизнеса отмечают наличие необоснованных дополнительных сборов на стыке порты/железная дорога… Существует также серьёзный дефицит подвижного состава… Важнейшая проблема – тарифы на железнодорожные контейнерные перевозки не учитывают ни технологических, ни рыночных особенностей контейнерных перевозок».

Мосты на Чуркин, на Русский и в светлое будущее построят в срок

Особый интерес в настоящий момент вызывают ближайшие перспективы Владивостока и Приморья – подготовка к саммиту АТЭС, строительство мостов на Чуркин (уже началось) и на Русский (ещё не началось). Как известно, скептический прогноз по поводу реалистичности планов успеть построить мост на Русский к саммиту АТЭС-2012, высказанный впервые директором Тихоокеанской мостостроительной компании Виктором ГРЕБНЕВЫМ, разделил несколько позже и глава Счётной палаты РФ Сергей СТЕПАШИН, заявивший в Москве о том, что в любом случае этот объект к саммиту не будет сдан в эксплуатацию. Со своей стороны, глава Минрегиона Дмитрий КОЗАК назвал эту задачу сложной, но выполнимой. Сергей Дарькин, которому соответствующий вопрос задал на пресс-конференции в рамках Тихоокеанского конгресса корреспондент «В», встал на сторону оптимистов: «Мы все объекты, которые планируется построить к саммиту АТЭС, успеем сделать. Да, действительно, мост на Русский – самый сложный объект, но мы его тоже успеем сделать. Сконцентрированы огромные людские ресурсы, техника, которая ждёт буквально последних формальностей для начала работ. На этом строительстве будут задействованы самые передовые технологии, которые позволят в том числе и убыстрить темпы строительства».

На той же пресс-конференции Сергей Дарькин сообщил о том, что рассматривается несколько вариантов размещения приморской игорной зоны. Напомним, что сначала её планировалось обустроить в районе мыса Черепаха в бухте Муравьиной неподалёку от Артёма на побережье Уссурийского залива. Затем возникла идея основать дальневосточный Лас-Вегас на Русском, чтобы таким образом решить проблему дальнейшего использования инфраструктуры, которую возведут на острове под мероприятия саммита АТЭС. Было даже принято решение создать новый муниципалитет, выведя часть территории Русского из состава Владивостокского городского округа (согласно законодательству игорные зоны не могут располагаться в черте городов). Однако в июне стало известно о том, что решено снова «разлепить пельмени». На базе объектов саммита, как заявляется теперь, должен появиться Тихоокеанский научно-образовательный центр в составе Дальневосточного федерального университета и целого нового академгородка Дальневосточного отделения РАН. А вопрос о дислокации игорной зоны снова перешёл в разряд открытых. «Рассматривается то место, где мы уже планировали ранее разместить игорную зону, – это Артём, мыс Черепаха, – приподнял в субботу завесу неизвестности Сергей Дарькин, – а также район Шаморы, чтобы можно было задействовать в этом большом проекте как Владивосток, так и Артём».

Ещё более любопытное заявление губернатора касалось развития экономики центрального и северного Приморья. Сергей Дарькин сообщил о планах расширения сети железных дорог Приморья до Ольги, Дальнегорска и Рудной Пристани, а также о возможном будущем Арсеньевской авиационной компании «Прогресс». «Завод «Прогресс» очень активно развивается, в этом году он даст самый большой объём производства продукции за постперестроечный период, – поделился губернатор. – И сейчас прорабатывается вопрос с одной из крупнейших мировых автомобильных компаний, я открою небольшой секрет, о возможности организации на этом заводе автомобильной сборки».

В отделе общественных связей ААК «Прогресс» об этом заявлении губернатора узнали от корреспондента «В». Можно вспомнить, что подобные инициативы высказывались за последние годы не раз, но дальше разговоров дело не шло. Оно и понятно: Дальний Восток – регион специфический. Рынок сбыта незначителен по причине малочисленности населения и к тому же насыщен высококачественной и сравнительно недорогой подержанной техникой японского производства.

Автор: Василий Авченко Олегович