Самая большая Муха на свете – на арене цирка

Смотреть, как Джунга и Юлиана резвятся в бассейне, без улыбки невозможно. Закадычные подружки, они нежно покусывают друг друга, плещутся, поднимая волны. А когда Тигран АКОПЯН, лауреат международных конкурсов циркового искусства, художественный руководите

29 июль 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2376 от 29 июль 2008
0bdfba13a61195afcf056f010ba5cf69.jpg

Смотреть, как Джунга и Юлиана резвятся в бассейне, без улыбки невозможно. Закадычные подружки, они нежно покусывают друг друга, плещутся, поднимая волны. А когда Тигран АКОПЯН, лауреат международных конкурсов циркового искусства, художественный руководитель коллектива «Фантом-тропик», дрессировщик, принёс им куски дыни, девушки дружно ринулись обедать. С потрясающей грацией. А ведь бегемоты…

Цирковое шоу «Фантом-тропик» - это более 70 животных и примерно столько же людей. С кем труднее управляться?

- Иной раз бывает, - улыбается Тигран, - что с моими питомцами мне легче.

В России из 60 цирковых коллективов только в трёх есть дрессированные бегемоты. 11 лет назад во Владивостоке с блеском выступала бегемот Жужа – звезда кино… Недавно Жужа умерла.

- Джунгу и Юлиану, в просторечии Муху, я приобрёл четыре года назад, так что, можно сказать, недавно вошёл в число дрессировщиков бегемотов, - рассказывает Тигран. – Немного желающих работать с бегемотами. С ними очень сложно – особенно что касается содержания, перевозки, ухода… Они ведь живут в воде. Мы повсюду с собой возим большой бассейн, но в дороге приходится обходиться без него – и гиппопотамы лежат на соломе. Начинаются проблемы с кожей. В жару бегемоты без воды начинают потеть чёрным, как смола, потом… Это очень тяжкое зрелище, жалко животных. Первое, что мы делаем, когда приезжаем в цирк, - собираем бассейн для Джунги и Юлианы. Они там резвятся, как дети!

Джунге восемь лет. А трёхлетнюю Юлиану мы прозвали Мухой, потому что она быстро бегает, юркая такая, даже удивительно.

Джунга и Муха – не родственники. Но… Когда Юлиана появилась на свет в зоопарке в Алма-Ате, мать, которая восемь лет подряд приносила детёнышей, на этот раз отказалась кормить дочь. Юлиану выхаживали сотрудники зоопарка и быстро продали. Джунга, когда рядом с ней появилась малютка Юлиана, отнеслась к крошке по-родственному, очень нежно, стала опекать и воспитывать. А ведь Джунга сама ещё молодая - бегемоты живут 40 лет…

- Бегемоты – умные звери?

- Гиппопотам в буквальном переводе – водяная лошадь. И умом своим наземным тёзкам они не уступают. Другое дело, что телосложение не позволяет бегемотам делать трюки, на которые, допустим, способны лошади. У бегемотов коротенькие ножки, тяжёлое длинное тело. Они могут танцевать вальс – крутиться по манежу, ходить по барьеру передними лапами, спускаться и подниматься по лестнице…

- А по характеру бегемоты…

- Обжорки, - улыбается Тигран. - Всегда хотят есть. Вот Муха у нас жадина, вечно ей мало. Бывает, заносишь еду в вольер, где бассейн, а она так навстречу пасть разевает, что кажется, и меня съела бы. Всегда выпрашивает подачку, даже у Джунги пытается отобрать. Правда, Джунга не даёт себя в обиду.

- Бегемоты съедают до 100 килограммов еды в день?

- Да, это фрукты, овощи, отруби, в которые мы добавляем мел, соль, рыбий жир, специально для них покупаем веники – этот корм им необходим, ветки очищают зубы. Сено – обязательно, летом даём немного травы, но в меру: от травы у них проблемы с желудком. Всё, что не съедают обезьяны, тоже отдаём бегемотам, потому что обезьяны – привереды, им то яблоки не понравятся, то киви…

- А что для бегемота – лакомство?

- На репетициях для них поощрение – это когда я беру в горсть кусочки персика, киви, ананаса, дыни, винограда и угощаю.

- Бегемоты трудно идут на трюки, а вот с обезьянами, кажется, такой проблемы нет…

- С точки зрения дрессуры, да. Часто они сами подсказывают трюки, для них многое – удовольствие, они идут за природой. Но содержать обезьян не менее сложно, чем бегемотов.

Обезьяны – как дети… Они мёрзнут, например, во Владивостоке, потому что ниже плюс 15 для обезьяны – смерти подобно. Мы обогреваем сейчас вольеры электрогрелками.

К шимпанзе привыкаешь… Как к члену семьи. У меня уже так было, что погибали обезьянки, я несколько недель потом был сам не свой. И сейчас стараюсь не пускать животных в душу. Но всё равно не получается, и у обезьян у меня есть любимица – из французского зоопарка, Ляфон, она такая умница и по-женски коварна… Ляфон всегда меня узнаёт, гладит по голове, понимает…

На манеже работают семь шимпанзе, трое – молодняк, сидят пока в вольерах, они слишком малы.


- Маленькие – потомство ваших обезьян?

- Нет. Самочки у меня пожилые, им по 16 лет, а мальчики – ещё юные, не созрели… Сегодня мы не можем выбирать обезьян, покупаем, что удаётся. Каждая стоит 25-30 тысяч евро. Кроме того, европейские зоопарки, которые чаще всего продают обезьян, строго следят за тем, в чьи руки она попала. Если всплывают факты жестокого обращения с животным, о трудных условиях жизни – всё, не продаст уже никто и никогда.

- Что входит в рацион шимпанзе?

- О, у них богатый стол. От сливочного и подсолнечного масла до фруктов. Утром мы даём булочки с повидлом, сыр, колбасу, часто жарим блинчики, сырники. Молоко и кисель, чай горячий обязательно. 15 килограммов фруктов и овощей. Вечером – сухофрукты, орехи, каши варим лёгкие на молоке. Кормим пять раз в день. Поим йогуртом и кефиром.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ