Крещённый Тихоокеанским флотом

Предстоящие во Владивостоке в воскресенье празднования Дня Военно-морского флота станут первыми для вице-адмирала Сиденко в ранге командующего ТОФ. Примечательно, что впервые за долгие годы в парадный строй на акватории Амурского залива встанут атомные су

25 июль 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2375 от 25 июль 2008
e0e1b69a2167ad92b04253a0ec4f83b8.jpg

Предстоящие во Владивостоке в воскресенье празднования Дня Военно-морского флота станут первыми для вице-адмирала Сиденко в ранге командующего ТОФ. Примечательно, что впервые за долгие годы в парадный строй на акватории Амурского залива встанут атомные субмарины. Сразу чувствуется, что здесь не обошлось без человека, отдавшего подводному флоту много лет. Впрочем, с Константином Сиденко мы условились не говорить о «броне» и флотских перспективах, а сделать акценты на личности комфлота.

Служба предначертана судьбою

– Константин Семёнович, а помните свой самый первый День ВМФ?

- Впервые встретил ещё курсантом ТОВВМУ, но, честно говоря, праздник как-то не запомнился. Другое дело – на подводной лодке, во время первой боевой службы в Тихом океане в 1976 году! Тогда и почувствовал свою причастность к происходящему вокруг К тому же мы получили поздравления от ЦК партии, генерального секретаря, командования ВМФ и ТОФ. Запоминающееся событие в жизни.

– Вы не скрывали эмоций, когда возвратились в Приморье после краткосрочной службы в Калининграде, где вы командовали Балтийским флотом...

- Прежде всего, я вернулся на родной любимый флот, которому отдал более 30 лет службы. Горжусь тем, что мне доверили командование самым большим флотом в России. Наша «зона ответственности» (Константин Семёнович подходит к массивному глобусу) простирается от Персидского залива до западного побережья США. 144 миллиона квадратных километров! Если же говорить о Балтфлоте, то этот флот, конечно, меньше по своей операционной зоне, но при этом имеет солидную историю, является хранителем традиций. Некоторые наши соединения находятся на огромном расстоянии от главной базы ТОФ во Владивостоке. Например, Камчатка, где я 27 лет прослужил от лейтенанта до вице-адмирала, командовал всей камчатской группировкой, которую по мощи можно сравнить с мини-флотом.

Да и чего греха таить – живём в самом лучшем крае, такой красоты, убеждён, нигде больше не увидишь.

– Вы родились в далёком от моря Хабаровске. Как же так получилось, что решили связать жизнь со службой на флоте?

- Судьба так распорядилась. Родители у меня – люди гражданские. В десятом классе приехал к нам в школу из Калининграда мальчишка. Он грезил военно-морским училищем. И поскольку мы с ним подружились, решили поступать вместе. Но комиссия определила – его в Калининград, меня во Владивосток, в ТОВВМУ. Тот самый мой старый приятель, капитан 3-го ранга, давно попрощался с флотом, а я служу до сих пор и не жалею. Ещё из военных моряков в нашей фамилии есть мой двоюродный брат, Анатолий Николаевич Сиденко, но у него другая военная специальностья. А отец мой сказал: тебе решать. Вообще-то он мечтал, чтобы я в политехнический поступил.

Женщины на флоте – хорошо, но не на корабле

– Выходит, при выборе профессии поступили по-своему. А вы своего сына, как это принято сейчас говорить, «отмазали» бы от армии?

- Между прочим, моя дочь Юлия – капитан медицинской службы. Я её никуда не устраивал, самостоятельно прошла все ступени, от матроса до капитана, до того окончив биофак ДВГУ. Дочь гордится своей службой. А вот внук Константин, которому 2 года и 9 месяцев, не знаю, кем станет. Подрастёт – сам решит. А так, конечно, если б спросили совета, ответил бы однозначно: военный моряк – нормальная профессия. Впрочем, как и все остальные. Всё зависит от того, как ты относишься к своему делу.

– Женщины в армии и на флоте – как к модному веянию относитесь?

- Есть такие специальности на флоте, которые без женщин не могут обойтись, – связь, тыловое обеспечение... Наши флотские женщины намного пунктуальнее, исполнительнее, щепетильнее относятся к службе, чем мужчины. В то же время уверен: представительницам прекрасного пола не место на корабле и в танке. В корабельных условиях им достаточно тяжело, особенно с точки зрения быта.

– А как вы снимаете стресс, находясь на таком ответственном посту, как проводите свободное время?

- Не могу ответить сегодня на этот вопрос, честно говоря. Мой отдых – два утренних часа перед работой на свежем воздухе. Вроде человек я организованный, но пока что не удаётся «распределять силы». Однако не ропщу. Где отдыхаю? Если позволяет время, на море, с аквалангом.

Да и моя семья очень хорошо понимает то, чем я занимаюсь. С супругой Верой Владимировной мы вместе уже 35 лет.

– Знаю, что у вас есть ещё один член семьи – собака.

- Его зовут Тёма, московская сторожевая, 120 кг веса. Любимчик всей семьи. И он нам тем же платит. В некотором роде животное – это отдушина, которая расслабляет и успокаивает.

Человеку без веры нельзя

– В последние годы Тихоокеанский флот уделяет большое внимание собственной истории; организуются походы памяти, многие другие знаковые мероприятия. Причины такого интереса к прошлому? Устраивает ли вас состояние военно-морских памятников во Владивостоке?

- Действительно, ведётся большая военно-историческая работа, продолжаем поиски давно забытых героев. Китайская сторона нам пока не разрешает приступить к исследованиям в своих территориальных водах в районе Ляодунского полуострова, где в годы Русско-японской войны базировалась Тихоокеанская эскадра. Решаем этот вопрос через российский МИД. Ранее там мы обнаружили лежащие на дне корабли, в том числе броненосец «Петропавловск», хотим посмотреть, в каком они состоянии. По итогам экспедиции появится краткий исторический очерк в память о тех событиях. Кроме того, продолжаем поиски затонувшей подводной лодки в проливе Лаперуза, пропавшей в августе 45-го.

Да и в целом пытаемся восстановить подлинную историю флота, для чего и работаем в архивах. Все мы знаем, что Тихоокеанский флот имеет богатую историю, связанную с такими форпостами, как Охотск, Николаевск, Императорская Гавань, Посьет, Владивосток... И на каждом этапе судьбы, люди, корабли.

К памятникам истории, особенно флотским, как и любой гражданин, отношусь очень трепетно. Стараемся подшефные мемориалы поддерживать в порядке, хотя не всегда это удаётся в полном объёме. Чаще всего – по финансовым причинам. Очень обидно за Владивостокскую крепость. Приложил бы все усилия, чтоб восстановить уникальное фортификационное сооружение, ведь подобных укреплений во всей России не найти. Многие форты находятся в хорошем состоянии. Люди, как говорится, строили на века.

– Нельзя не спросить и о взаимодействии флота с религиозными организациями. Нередко православного батюшку можно встретить во время боевого похода на корабле и даже подводной лодке. Оправдано ли это? Ведь есть матросы, которые придерживаются другой веры.

- Россия одновременно и православное государство, и многоконфессиональное. К тому же православная вера терпима к другим религиям. После мощной идеологической обработки личного состава во времена Советского Союза в 90-е образовалась пустота, которую нечем было заполнить. Сейчас же пришло понимание, что для воспитания военного, да и любого гражданина патриотом России религия только в помощь. Скажем, воспитатели не всегда могут повлиять на матроса, а священник в состоянии это сделать. Одним словом – мы нуждаемся в церкви ровно настолько, насколько церковь нуждается в нас.

– Кстати, а вы верующий человек?

- Скажу так: крещёный. А вообще человеку без веры нельзя.

Наши задачи с политикой не стыкуются

– Известно, что вы внимательно изучаете прессу. Какие проблемы края вас наиболее волнуют?

- Действительно, всей душой болею за Приморье, хотел бы, чтобы край занял достойное место среди субъектов федерации. То, что сейчас делает губернатор к саммиту АТЭС, – важная составляющая этого процесса. И очистные сооружения, и морской фасад Владивостока, и мосты – все названные проекты должны изменить нашу жизнь к лучшему.

К слову, ТОФ тоже задействован в названных проектах. Работаем и во Владивостоке, и в Козьмино, и на острове Русском. Ныряем, обезвреживаем мины, доставшиеся нам в наследство от прошлого. Часто достаём из морской пучины раритеты XIX века.

– И вы даже готовы пожертвовать флотским анклавом, Русским островом?

- Мы не можем жить как собака на сене. Вот и флот обязан вписываться в гражданское общество, а остров Русский должен развиваться для людей. Другое дело, что руководители министерства обороны должны предпринять все меры для обеспечения военных жильём. Актуальный вопрос, который ещё предстоит решить.

– Ваш предшественник на посту комфлота Виктор Фёдоров однажды выступил в роли «локомотива» одной из партий на выборах в Законодательное собрание, хотя к выполнению депутатских обязанностей фактически так и не приступил. Нет желания выдвинуться в депутаты? Интересует политика?

- Моё отношение однозначное – в соответствии с законом «О статусе военнослужащих» мы не имеем права заниматься политикой. У нас совершенно другие задачи, главная из которых – поддержание боеготовности флота, защита морских рубежей России.

Москву подкупает честность и самостоятельность

– Константин Семёнович, есть ли объяснение тому, что сегодня высшие офицеры ТОФ становятся наиболее востребованными кадрами, когда дело касается высоких назначений в военно-морской иерархии России?

- Наверное, подкупает честность тихоокеанцев по отношению к своему делу. Поэтому по тем, кто прошёл школу ТОФ, руководство ВМФ в Москве имеет возможность объективно оценивать состояние флота в целом. Куроедов, Хмельнов, Высоцкий, Абрамов – это далеко не полный перечень наших выходцев, занимающих сегодня высшие посты в руководящих звеньях ВМФ России. Скажу, что ни один флот не смог бы дать того, что даёт ТОФ. Другое важное качество наших офицеров – самостоятельность. До Москвы, чтобы согласовывать каждый шаг, от нас далековато.

Ещё один из моих принципов в профессиональной деятельности – говорить только правду, иначе не сможешь принять правильное решение, а это судьбы людей. Говорить правду, какой бы она ни была горькой, я требую от всех офицеров управления.

Автор: Александр Сырцов Анатольевич