Деньги внутреннего сгорания

Автомобильное топливо во Владивостоке продолжает дорожать. Этим фактом никого не удивишь, тем более что параллельно с топливом дорожает и всё остальное. Не слишком удивляет уже и то, что порой между двумя скачками цен на топливо проходит каких-то нескольк

24 июль 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2374 от 24 июль 2008
6b8daa8628eb2e2673b5f4af201edcda.jpg

Автомобильное топливо во Владивостоке продолжает дорожать. Этим фактом никого не удивишь, тем более что параллельно с топливом дорожает и всё остальное. Не слишком удивляет уже и то, что порой между двумя скачками цен на топливо проходит каких-то несколько дней. Владивосток вообще относится к «дорогим» с точки зрения стоимости проживания российским городам (хотя, разумеется, есть и подороже), что в полной мере отражается и на моторном топливе. Вместе с тем конъюнктура розничного рынка нефтепродуктов, сложившаяся в столице Приморья на сегодняшний день, приобрела ряд новых отличительных черт, о которых следует сказать отдельно.

В режиме «нон-стоп»

Но прежде всего напомним, что в течение последнего года темпы подорожания ГСМ во Владивостоке, пожалуй, стали рекордными. После относительно длительного периода «стабильности», завершение которого совпало с удачными для действующей власти итогами выборов в Госдуму, цены в буквальном смысле сорвались с поводка. В начале декабря прошлого года цены на местных АЗС поднялись примерно на один рубль за литр различных видов топлива (на тот момент это означало примерно пятипроцентное подорожание). Менее чем через месяц, накануне наступления 2008 года, топливо вновь подорожало в среднем на 50 копеек, а уже в первой половине января – ещё на рубль. Три месяца спустя, в начале апреля, произошло очередное повышение цен – на этот раз на 1,5-2 рубля за литр.

Два с небольшим месяца спустя, в конце июня, началось следующее подорожание, в среднем на рубль-полтора за литр топлива. Причём в отличие от прошлой практики цены сначала задрали «миноритарные» продавцы, а уже потом, 3 июля, – «Приморнефтепродукт» (НК «Альянс»), считающийся крупнейшей краевой розничной сетью по реализации нефтепродуктов и на этом основании нередко «удостаивающийся» звания монополиста. Вслед за этим сравнительно большим скачком тут же последовали два менее заметных: через неделю топливо подорожало ещё на 50 копеек, а к середине июля тихой сапой – ещё примерно на столько же. Суммарное подорожание топлива с декабря прошлого года, то есть примерно за семь месяцев, составило порядка 30 проц. – вспомните это, когда по телевизору опять скажут об официальном уровне инфляции в стране.

30 рублей за литр – не предел


В итоге на сегодняшний день ценовая картина на топливо различных видов складывается во Владивостоке следующим образом.

Дизельное топливо можно найти по цене от 26,79 (АЗС «А-Спект» на Постышева), 26,90 («RS-нефть» у Рудневского моста), 26,99-27,39 («Приморнефтепродукт»-«Альянс», диапазон обусловлен дифференцированными ценами на различных заправках «Альянса»: к примеру, если АЗС компании на Моргородке считается «дорогой», то в районе Баляева, Шилкинской или 3-й Рабочей топливо того же бренда несколько дешевле) до 27,00 (безымянная заправка на Енисейской), 27,50 (такая же безымянная АЗС в районе 3-й Рабочей), 27,95 («Экстраойл» на Котельникова) и 28,00 («Роснефть» на Эгершельде, «Альфа-Максимум» на Некрасовской у «Ролиза») рубля за литр.

Бензин АИ-92 стоит сегодня от 27,00 (всё та же безымянная АЗС на Енисейской), 27,39 («А-Спект»), 27,40 («RS-нефть»), 27,59-27,99 («Альянс») до 27,75 («Экстраойл»), 27,80 («Роснефть»), 28,00 (безымянная АЗС у 3-й Рабочей) и 28,40 на заправке «Альфа-Максимум».

95-м можно залиться за 28,59 («А-Спект»), 28,60 («RS-нефть»), 28,79-29,19 («Альянс»), 28,95 («Экстраойл»), 29,00 («Роснефть», безымянная АЗС у 3-й Рабочей) или 29,50 («Альфа-Максимум») рубля за литр. Наконец, АИ-98 традиционно имеется в наличии далеко не во всех заправках, и диапазон цен здесь не столь широк. На «Альянсе» у Моргородка это высокооктановое топливо продаётся по 30,69 рубля за литр, на заправке «Альфа-Максимум» – по 30,70.

Резюмируем: «дизель» сегодня стоит во Владивостоке 26,79-28,00 рубля за литр, АИ-92 – 27,00-28,40, АИ-95 – 28,59-29,50, а АИ-98 уже перевалил 30-рублёвую отметку и приближается к 31 рублю за литр. Как видим, самыми дорогими АЗС сейчас являются «Альфа-Максимум» и «Роснефть», самыми дешёвыми – «А-Спект» и «RS-нефть». К сожалению, вопрос соответствия продаваемого топлива всем качественным параметрам придётся оставить за кадром. Сколько автомобилистов – столько и мнений, а независимые лабораторные исследования если кто-то и проводил, то их результаты общественности представлены не были.

Особенности приморского подорожания

Из всей этой картины можно сделать несколько выводов. Во-первых, взят очередной «психологически важный барьер» – 30-рублёвая отметка, пусть пока и только одним 98-м бензином, который использует явное меньшинство автомобилистов. Во-вторых, ценовая политика (точнее, политика повышения цен) сбытовых компаний меняется. Если раньше топливо дорожало ступенчато – сразу на рубль-полтора, но с длительными многомесячными промежутками, – то сейчас между этими «ступеньками» присутствуют ещё и менее значительные, но не менее досадные для автомобилистов скачки.

В-третьих, если раньше цены, как правило, первой поднимала компания «Альянс» (принимая по этой причине на себя вал народного возмущения), а потом уже под неё подтягивались и другие компании, то летом 2008 года названная компания, напротив, переписала ценники в числе последних, опередив, пожалуй, только «Роснефть».

В-четвёртых, стоит отметить интересное новшество: впервые солярка на некоторых заправках сравнялась по стоимости с 92-м бензином, а кое-где и опередила его. Ранее же дизельное топливо однозначно считалось самым дешёвым.

В-пятых, если некоторое время заправки «Роснефти» во Владивостоке оставались оазисом сравнительно низких цен, то теперь эта компания вошла в число «дорогих». Напротив, «Альянс», считавшийся продавцом дорогого топлива, сегодня занял среднеценовую нишу. Правда, здесь счёт идёт иногда даже не на рубли, а на копейки, и положение дел может измениться спустя какие-то недели.

Одновременность повышения цен на различных АЗС, естественно, сильно напоминает монопольный сговор, пусть даже негласного характера. Однако если, к примеру, в соседнем Хабаровском крае органы Федеральной антимонопольной службы совместно с милицией в мае этого года добились возбуждения дела в отношении «Хабаровскнефтепродукта» (НК «Альянс») и «РН-Востокнефтепродукта» («Роснефть») по признакам нарушения закона «О защите конкуренции» в части антиконкурентных согласованных действий (на начало июля оно находилось в стадии производства), то приморские антимонопольщики пока такого рвения не демонстрируют. Более того, на одной из недавних пресс-конференций руководитель Приморского УФАС Владимир ТАЛАНЦЕВ заявил, что специалисты управления, проверив обстоятельства роста цен на бензин в декабре 2007 года, не выявили факта сговора.

В последнее время во Владивостоке прошёл ряд акций протеста, организованных то коммунистами, то общественниками, то просто неравнодушными гражданами. Кроме того, на своём июньском заседании Дума Владивостока приняла обращение к премьер-министру РФ Владимиру ПУТИНУ о недопустимости дальнейшего роста цен на топливо, инициированное апрельским письмом жителей города в думу. Однако каких-либо видимых результатов нет.

Что будет дальше? Видимо, то же, что и сейчас. То есть дальнейшее подорожание топлива, еды и всего остального. Иные горячие головы уже призывают сжигать заправки, хотя понятно, что «нефтяники» в данной ситуации – лишь одно из звеньев, а проблема гораздо масштабнее. Пока руководители государства не захотят на деле как-то сдержать рост внутренних цен на бензин – топливо так и будет дорожать, равно как и всё прочее.

Нельзя сказать, что на самом верху об этой проблеме не знают. Знают, более того, предлагают принять меры вполне экзотического для нефтедобывающей и нефтеэкспортирующей страны характера. Так, министр энергетики Сергей ШМАТКО недавно заявил, что одним из способов затормозить рост внутрироссийских цен на ГСМ может стать… отмена ввозных пошлин на высокооктановый бензин. То есть мы будем экспортировать нашу нефть, иностранцы – её перерабатывать и поставлять обратно нам. И это выйдет дешевле. Как говорится, комментарии излишни.

Автор: Василий Авченко Олегович