От инвалидности, как от тюрьмы и сумы, зарекаться нельзя

Каким бы высокоразвитым ни было общество, какой бы благополучной ни была страна, всегда были, есть и будут люди с ограниченными возможностями. Масштабы этой проблемы зависят от состояния здоровья нации, экологической среды, исторических, политических и др

23 июль 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2373 от 23 июль 2008
8338f56b0ed2d04ee5fc5093975a434d.jpg

Каким бы высокоразвитым ни было общество, какой бы благополучной ни была страна, всегда были, есть и будут люди с ограниченными возможностями. Масштабы этой проблемы зависят от состояния здоровья нации, экологической среды, исторических, политических и других причин. В нашей стране сейчас больше 10 миллионов инвалидов, их число растёт с каждым годом. А вот отношение к ним не меняется к лучшему.

В Советском Союзе этот вопрос замалчивался (при социалистическом строе все должны быть безупречны), но тем не менее об инвалидах как-то заботились, им было куда пожаловаться в случае необходимости. Тогда существовала даже уголовная ответственность чиновников, если они нарушали права инвалидов. Теперь же создаётся впечатление, что никто ни за что не отвечает, «проблемных» людей просто не замечают. Ещё три года назад уполномоченный по правам человека в России Владимир ЛУКИН говорил: «Надо менять отношение к ним. Здесь мы далеко отстаём от целого ряда стран, и эта ситуация вызывает очень серьёзную тревогу».

Тревога не просто остаётся, она усиливается, несмотря на то, что прошло уже 20 лет со дня создания Всероссийского общества инвалидов, призванного защищать права и интересы людей с ограниченными возможностями.

Ситуация настолько серьёзна, что уполномоченный по правам человека в Приморском крае Сергей ЖЕКОВ вынужден был обратиться в правительство РФ с просьбой рассмотреть вопрос о внесении изменений в Правила признания лица инвалидом и в критерии, используемые при медико-социальной экспертизе.

«Речь идёт о случаях, когда граждан либо вообще не признают инвалидами, либо меняют группу и степень инвалидности на меньшую, что снижает объём предоставляемых им мер социальной поддержки», - написал Сергей Викторович на имя Владимира ПУТИНА.

Хоть глаз выколи

В мире в последние десятилетия сложилась чёткая политика в отношении инвалидов, направленная в первую очередь на интеграцию их в общество. В России же поворотным пунктом в этом отношении стал 1995 год, когда был принят федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ». С одной стороны, благодаря этому закону были сняты ограничения по трудоустройству инвалидов первой и второй групп, с другой – дистанция между провозглашёнными целями и действительностью ещё больше увеличилась. Не то что интегрироваться в общество, но просто подтвердить инвалидность стало ещё труднее.


- У нас много обращений граждан, недовольных заключениями медико-социальной экспертизы, - рассказывает главный консультант аппарата уполномоченного по правам человека в Приморском крае Елена БАЙГУШЕВА. – Часто не признают инвалидами даже тех, кто много лет имел определённую группу. В некоторых случаях группу или степень инвалидности необоснованно занижают. Но именно от этого зависит материальное благополучие людей, которые ещё не получают пенсию по старости и не имеют других доходов. Им просто не на что жить, ведь декларация права на труд в нашей стране не гарантирует рабочее место инвалиду.

В подтверждение своих слов Елена Владимировна рассказывает печальную историю. Пришло в аппарат уполномоченного письмо из Чугуевского района, в котором женщина пишет о своём муже, механизаторе, получившем производственную травму, в результате которой он лишился глаза. Большегрузную технику водить в таком случае больше нельзя, его уволили, так как другую работу предоставить не могли. Устроиться куда-либо ещё в деревне невозможно. Но и инвалидность 45-летнему мужчине не дают – мол, второй-то глаз ещё видит.

Что делать в таком случае? «Можно пойти по инстанциям, доказывая неправоту первичной экспертизы, - объясняет Елена Владимировна. – Можно даже обратиться в суд. Как показывает практика, это практически единственная процедура, которая может быть использована для пересмотра решения. К сожалению, аппарат уполномоченного по правам человека не может повлиять на решение медико-социальной экспертизы. Как не может сделать этого и лечащий врач, даже если он убеждён, что человеку необходимо оформить инвалидность. В настоящее время много жалоб на субъективизм и даже грубость специалистов, определяющих инвалидность. Растёт недовольство людей, социальное напряжение. И это вполне объяснимо. Если человеку отказывают в поддержке, мотивируя тем, что без ног работать, к примеру, за компьютером он всё равно может, это, естественно, вызывает раздражение и обиду».

Именно поэтому и обратился Сергей Жеков к Путину. Пора уйти от субъективизма экспертов, при котором люди с одинаковыми проблемами могут получить разные группы инвалидности. Да, сейчас существует перечень заболеваний, при которых устанавливается бессрочная инвалидность, но этот список не полон, его необходимо не просто расширить, а привязать конкретные заболевания к конкретной степени инвалидности.

- Пока этого нет, - говорит Елена Байгушева, - люди пишут нам. В этих письмах боль тех, кто надеется на помощь государства. Мы подготовили обращение в правительство не спонтанно, внимательно изучили ситуацию, связались с уполномоченными по правам человека в других регионах. Кое-где этой проблемой ещё не озаботились, в других местах картина аналогична нашей, и лишь в одном субъекте федерации дела обстоят хорошо, там нет претензий к работе медико-социальной экспертизы.

Не зарастёт народная тропа?

Даже медики шутят: «На ВТЭК (так раньше называли медико-социальную экспертизу) не зарастёт народная тропа». Грустная шутка, но верная, ведь инвалидов меньше не становится. Именно от людей в белых халатах в основном зависит их материальное положение. От чуткого и профессионального отношения к людям с ограниченными возможностями. В цивилизованных странах это хорошо понимают. «То, как общество обращается со своими наиболее слабыми членами, во многом говорит о самом обществе» - это слова из отчёта Европейского парламента. У нас же об инвалидах чаще всего вспоминают в декаду, посвящённую этим людям. Правда, появилась надежда на лучшее после того, как Дмитрий МЕДВЕДЕВ объявил изменение отношения общества к инвалидам одним из государственных приоритетов. Возможно, в этом свете обращение Сергея Жекова будет внимательно рассмотрено, а инвалиды наконец-то почувствуют себя полноправными гражданами своей страны.

Автор: Галина Кушнарева Михайловна