Дон-Кихот с улицы Гамарника против правового нигилизма

Большинство из нас не привыкли отстаивать свои права в суде. Хлопотно, тяжело, а некоторым даже стыдно. Почему-то считается, что в суд идут только самые скандальные люди. Не в том ли причина правового нигилизма россиян, который становится уже серьёзной пр

22 июль 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2372 от 22 июль 2008
ca260ce8643d34176fe6e62d863cd2a1.jpg


Большинство из нас не привыкли отстаивать свои права в суде. Хлопотно, тяжело, а некоторым даже стыдно. Почему-то считается, что в суд идут только самые скандальные люди. Не в том ли причина правового нигилизма россиян, который становится уже серьёзной проблемой для страны?

Житель дома № 2 на улице Гамарника Евгений НИКИТЕНКО считает, что законы, постановления правительства и другие нормативные акты издаются не «для галочки», а для того, чтобы они выполнялись. И постоянно борется за это.

В доме № 2 на улице Гамарника, где живёт Евгений Иванович, благодаря настойчивости его самого, а также поддерживающих въедливого пенсионера соседей уже много сделано по выигранным искам. Но Никитенко снова судится. Его позиция: «Если не я, то кто?». К примеру, он поднимает серьёзную для всего Владивостока проблему – отвратительное качество горячей воды. Все (включая санитарные службы) знают, что она не отвечает никаким нормам. Но подавляющее большинство мирится с этим и давно уже не ропщет.

Опыт Евгения Никитенко, как и других активных борцов за соблюдение жилищного законодательства, может стать поучительным уроком для тех, кто тоже пытается защищать свои права в суде.

Инвалиды нашли защиту

Сначала о том, что уже удалось сдвинуть с места в доме № 2 на улице Гамарника благодаря судебным решениям.

Первое обращение в суд было связано с острой для всего дома проблемой - необходимостью добиться его текущего и капитального ремонта. Иск был выигран в 2002 году. Но более половины судебного решения не было исполнено, а остальное выполнено некачественно. Несмотря на это, судебный пристав «поставил в деле точку».

Никитенко вынужден был обратиться в Генеральную прокуратуру. По её указанию прокуратура Первореченского района от имени инвалидов и ветеранов войны дома подала исковое заявление в суд.

~~Из статьи 45 Гражданского процессуального кодекса:
«Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд». ~~

Поскольку дом относится к муниципальному жилищному фонду, целый перечень работ по его капитальному ремонту был возложен судом на администрацию Владивостока. И, надо сказать, выигранный прокурором иск выполнялся уже гораздо оперативнее и добросовестнее. Была сделана замена разлива холодного и горячего водоснабжения в подвале, во дворе появилась красивая детская площадка, придомовая территория была заасфальтирована.

По поводу текущего ремонта в решении суда есть интересная ссылка - на постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170, которым были утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилого фонда. Согласно этим Правилам, такие работы, как косметический ремонт подъездов, ремонт оконных и дверных проёмов, ремонт крылец у входа в подъезды, замена плитки на лестничных площадках, асфальтирование бельевой площадки, относятся именно к текущему ремонту (а значит, должны производиться за счёт средств, собираемых с жильцов по тарифу «содержание и ремонт жилья»). Поскольку по агентскому договору с администрацией Владивостока Управляющая компания Первореченского района приняла на себя обязанность по текущему ремонту части муниципальных домов, включая № 2 на улице Гамарника, выполнение этих работ было возложено на неё. И они осенью прошлого года были сделаны.

Сейчас дом и его территорию не узнать. Опрятные подъезды, ухоженный двор со сквериком, свежий асфальт – этим жильцы довольны.

Но, к сожалению, хватает других проблем, которые отравляют жизнь.

Ржавчина и ядовитые выбросы

Евгений Никитенко считает, что, подавая в дома ржавую горячую воду, Приморские тепловые сети грубо нарушают утверждённые правительством Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые «должны быть надлежащего качества, безопасные для жизни потребителя, его здоровья и не причинять вреда имуществу».

У него на руках - акты и экспертные заключения, подтверждающие, что качество текущей из крана горячей воды в исследованных пробах не соответствует требованиям СанПин 4723-88 «Санитарные правила устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения». Гигиенические нормы по содержанию железа зачастую превышены в 3, а то и более раз, нередко «хромают» и другие показатели. В Центре гигиены и эпидемиологии в Приморском крае, направляя в ответ на обращения Никитенко материалы санитарно-эпидемиологических экспертиз, обычно советуют обращаться в суд для защиты нарушенных жилищных прав.

- А мне говорят – сутяга, - качает головой Евгений Иванович. – Сколько ни бейся головой о стену, куда ни пиши – отовсюду приходят лишь отписки. Остаётся один путь – в суд. Сейчас я добиваюсь перерасчёта за несколько лет по оплате горячей воды из-за её ужасного качества. Такой же повод для обращения в суд есть практически у всех жителей города. Сколько же нам можно закрывать глаза на то, что нормальная услуга отсутствует, а деньги дерутся огромные?

Это не единственное требование к теплоснабжающей организации. Жители микрорайона Второй Речки испытывают на себе пагубные последствия так называемого экспериментального разогрева топлива на ТЭЦ-1 и котельной «Северная». Евгений Иванович давно добивается, чтобы они прекратили загрязняющие атмосферу и опасные для здоровья горожан зимние выбросы. Три года он вёл переписку по этому поводу с разными инстанциями, вплоть до Генеральной прокуратуры, пока наконец не были проведены лабораторные анализы воздуха. Они подтвердили его опасения. Ростехнадзор ещё в 2006 году выдал предписание «провести корректировку проекта с целью предотвращения вредного воздействия на окружающую среду».

- Несмотря на это, отравление воздуха продолжалось и в последние две зимы, - рассказывает Евгений Иванович. – Содержащиеся в выбросах компоненты пагубно влияют на здоровье, особенно детей и пожилых людей. Поэтому я прошу суд признать эти выбросы опасными для окружающей среды и благополучия человека.

И опять-таки это не только лично моя проблема, хотя я, как астматик, особенно страдаю. А другие больные люди? А остальные? Наша безропотность ведёт к вседозволенности тех, у кого больше власти.

Cчётчик считает впустую

- Евгений Иванович, одной из жительниц вашего дома удалось выиграть суд у администрации города и добиться установки за счёт бюджета общедомового счётчика тепла. Интересный прецедент. Но, насколько я знаю, эта «эпопея» ещё не закончилась?

- Все уже убедились, что выгоднее платить за потребляемые ресурсы не по кем-то придуманным нормативам, а по приборам учёта. Анализ показывает, что плата за тепло по показаниям счётчика уменьшается в среднем в 2-2,5 раза, примерно столько же - за горячую воду.

Но не случайно приборный учёт считается делом государственным. В нём должны быть заинтересованы не только сами жильцы, но и ресурсоснабжающие организации, власти. Иначе так и будем транжирить и списывать на жильцов огромные утечки.

~~Справка «В»
Главным механизмом ограничения роста платы населения за тепло, газ, воду, электричество считается энергоресурсосбережение, которое невозможно без установки приборов учёта. Не будут решены проблемы энергоэффективности старого жилья, регионы могут оказаться перед фактом нехватки энергетических ресурсов для нового строительства. Аналитики считают, что государственная поддержка перехода к приборному учёту поставляемых коммунальных услуг должна стать дополнением к рыночным механизмам решения этой проблемы. ~~

Обращаясь в суд, мы опирались, в частности, на уже упоминавшееся постановление тогда ещё Госстроя РФ № 170 от 27 сентября 2003 года, которое обязало организации по обслуживанию жилищного фонда «совершенствовать учёт и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды путём оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учёта (тепло- и водосчётчиками), обеспечивать их сохранность и работоспособность».

Суд принял во внимание и то, что собственником дома является муниципалитет, поэтому возложил на администрацию города затраты по установке теплосчётчика. Четыре года тянулась волокита по исполнению решения суда. Наконец осенью прошлого года нам его поставили. И что? Да ничего. Теплосчётчик до сих пор не опломбирован. Как брали с нас за тепло по нормативу, так и берут.

- Он просто считает расход тепла впустую?

- В том-то и дело. В Приморских теплосетях и администрации города ссылаются на то, что собственники дома не выбрали способ управления и не с кем заключать договор по обслуживанию счётчика. Как это не с кем? А зачем же тогда администрация города заключала агентский договор с рядом управляющих компаний, передав им в управление целые микрорайоны Владивостока? Этим договором, как флагом, несколько лет махали «перед нашим носом». В частности, наш дом был передан в управление ООО «Управляющая компания Первореченского района». Значит, ей и карты в руки.

Мало того, многоквартирные дома, даже если они ещё не выбрали способ управления, имеют не меньше прав, чем ТСЖ или проголосовавшие за непосредственное управление. Так – по Жилищному кодексу. Но у нас всегда находятся охотники читать законодательство только в свою пользу.

И вновь через суд приходится добиваться того, чтобы нам перестали выставлять плату за тепло по нормативу и сделали перерасчёт со времени, когда он был установлен.

А что творится в городе по поверке поквартирных водосчётчиков? Как таковой лаборатории, которая бы занималась этим вопросом, нет. В Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам чётко сказано, что владелец счётчика за месяц должен быть письменно извещён об окончании межповерочного периода, а за время поверки или замены счётчиков оплата должна производиться по средним показателям за последние шесть месяцев. Но я сам лично столкнулся с тем, что эти положения не выполняются. Складывается впечатление, что Правила сами по себе, а владивостокская практика – сама по себе.

Мой опыт наглядно подтверждает, что Жилищная реформа буксует не только потому, что собственников жилья невозможно «растормошить» (так постоянно говорят чиновники). В большей степени её тормозом являются другие причины: повсеместное ущемление прав жильцов, процветающее беззаконие, зачастую откровенное мошенничество.

Тот, кто не хочет с этим мириться, – судится. Остаётся надеяться, что вода, как говорится, камень точит.

~~Тем временем
Пока материал готовился к печати, Евгений Никитенко получил ответ из прокуратуры города по конфликтной ситуации, связанной с теплосчётчиком. В нём, в частности, сказано:

«Отказ филиала «Приморские тепловые сети» ОАО «ДГК» утвердить акт допуска в эксплуатацию узла учёта тепловой энергии по адресу: г. Владивосток, ул. Гамарника, д. 2 противоречит требованиям главы 7 Правил учёта тепловой энергии и теплоносителя…, предусматривающей порядок допуска в эксплуатацию узла учёта тепловой энергии у потребителя, и нарушает права потребителей – жильцов указанного дома, поскольку при наличии установленного на основании решения суда внутридомового теплосчётчика они не могут реализовать своё право, предусмотренное ст. 157 Жилищного кодекса РФ на оплату коммунальных услуг, исходя из показаний прибора учёта тепла».~~

Автор: Надежда БРАЖИНА