Всесоюзная ударная… в Козьмино

Добрых четверть века не видали берега залива Находка мощных строек. Восточный порт в начале 70-х возводили всей страной. Сегодня в строительстве нефтепорта «Козьмино», конечного звена трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан», только «в поля

22 июль 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2372 от 22 июль 2008
57205881703ceaf230a944b0f9e8da1b.jpg

Добрых четверть века не видали берега залива Находка мощных строек. Восточный порт в начале 70-х возводили всей страной. Сегодня в строительстве нефтепорта «Козьмино», конечного звена трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан», только «в полях» и на первом этапе задействованы 2200 человек. По современным меркам тоже серьёзная цифра.

Труба зовёт

А ещё есть многочисленные патроны из «Транснефти», железнодорожники, учёные, работники крупных приморских предприятий, выполняющие для проекта заводские заказы.

Масштаб работ в Козьмино и окрестностях Восточного порта поразит всех, кто давно отвык от больших строек. В последние годы из серьёзных объектов край мог похвастать лишь Некрасовским путепроводом во Владивостоке. Всё остальное, в том числе мосты, пока что остаётся на словах. Под Находкой же «синдром первого экскаватора» преодолели в минувшем апреле, когда затягивать было дальше некуда. Приморцы помнят многолетнюю эпопею с определением конечной точки для «трубы»; анекдотические метания между Перевозной и Козьмино. Годы согласований.

Наконец дело сдвинулось. Сейчас одновременно в трёх местах ведётся планировка местности под три объекта – железнодорожную сливную эстакаду в пади Берёзовой близ Хмыловки, нефтебазу и спецнефтепорт в окрестностях Козьмино.

Едва мы пересекли Партизанскую долину и направились в сторону Восточного порта, как натолкнулись на длинную цепь грузовых машин, набитых под завязку грунтом. На своём «Бигхорне» мы чувствуем себя муравьями, особенно когда рядом проплывает гигантский «Вольво», похожий на динозавра. Динозавр время от времени поворачивает «голову» и принимает угрожающий вид. Постоянно держишь в голове, что недавно «КамАЗ» раздавил на этой стройке «Тойоту». Машины деловито передвигаются только по им известным правилам. Одновременно прямо у нас на глазах из ковшей бульдозеров рождаются свежие грунтовые дорожки.

Перпендикулярно магистрали Находка – Врангель раскинулась живописная падь Берёзовая. Здесь взору открывается грандиозная картина – огромная чаша, смутно напоминающая разработку алмазного месторождения, из которой экскаваторы черпают грунт и загружают им машины.

После того как отсюда вывезут полтора миллиона тонн грунта, за дело возьмутся укладчики рельсов. Дополнительная петля, которую кинут с Транссиба, разгрузит одноколейную магистраль (более того – построят ещё один железнодорожный мост).

Таким образом, нефть, поступающая стальной магистралью, не будет в тягость перенасыщенной грузами ветке на Восточный порт. Отсюда, с будущих эстакад, рассчитанных на разгрузку тысячи цистерн в сутки, рабочие протянут 23-километровую трубу до резервуаров в Козьмино. А далее – к пирсам нового порта. Данная технологическая цепочка будет действовать до тех пор, пока «Транснефть» не завершит второй этап путепровода – трубу, что соединит амурский посёлок Сковородино с посёлком Козьмино.

Итак, проектировщики убивают двух зайцев. Во-первых, экономят время, отведённое на прокладку трубы. Во-вторых, в будущем новый грузовой узел поможет нарастить движение грузов на станцию Находка-Восточная.

Партизанская «поляна» и житейский интерес

Эстакада строится на землях Партизанского района. Местная администрация договорилась с генеральным подрядчиком и субподрядчиками, чтобы здешние предприятия не остались в стороне. Так же поспешили сделать и в находкинском муниципалитете, территориально контролирующем объекты в Козьмино.

У главы Партизанского района Константина ЩЕРБАКОВА появились дополнительные хлопоты. Думается, приятные.

– Предприятие «БуреяГЭСстрой» взяло часть наших компаний под выполнение своего объёма работ. Так, «Капстрой» занимается погрузкой-вывозкой грунта. АО «Сергеевский леспромхоз» занят на вырубке просек под линии электропередачи. Вахтовые посёлки для жилья обустраивает компания «Луч». Дали в районной газете объявления, народ массово пошёл на эту стройку – водителями, механизаторами, – рассказывает Константин Константинович.

Для муниципальных образований, приютивших ударную стройку, это не только возможность устроить на работу людей, но и получить нелишние налоги, вдохнуть жизнь в «социалку». Да и вообще дать импульс всему вокруг.

Каждый из подрядчиков встал в районе на налоговый и статистический учёт. Более того, упомянутая компания «БурейГЭСстрой» вызвалась участвовать рублём в жизни территории. Первым делом амурские строители отремонтируют школу в селе Екатериновка.

Как мы уже сообщали, одновременно завершились общественные слушания по проекту ВСТО-2, подразумевающего прокладку трубопровода от Сковородино до Козьмино. Труба только в одном Партизанском районе займёт 53 километра.

– Трассировку в основном сделали, – делится глава района. – Правда есть некоторые нюансы: не все жители согласны отдать насиженные земельные участки, выставляя круглые суммы. При этом многие понимают, что программа государственная. Так что будем договариваться – и люди чтоб в накладе не остались, и застройщики.

Аборигенам пыль в глаза не пустишь, хотя первоначально проектировщики не учли их интересов. Грузовики, поднимая клубы пыли, сделали невыносимой жизнь посёлков, по которым изначально с чьей-то руки проложили трассы для вывоза грунта. Местные жители даже перекрывали дороги, жаловались в прокуратуру, пока местные власти не перенаправили потоки техники в безлюдные карьеры.

Работа кипит, посёлок молчит…

Далее держим путь в посёлок Козьмино. Гружёного транспорта меньше не становится. Работа кипит в море, где углубляют дно, на берегу, где расчищают площадки под будущие береговые сооружения и на высоте. Вершину одной сопки практически «спилили» – здесь готовят площадку под нефтебазу. Первое основание для резервуара, похожее на огромное блюдо, практически готово. И в этом гигантском «муравейнике» заправляют легионеры – выигравший тендер трест «Коксохиммонтаж». Однако в помощниках местные предприятия – находкинский «Комплекс», «Владморстрой», «Дальэнергомонтаж» и другие.

Удивительная картина: чтоб придать площадке нужный вид, бульдозеристы воюют с зенитными батареями советских времён. Бетонные твердыни впились в землю, как коренные зубы. Ничего удивительного в том, что эти места напичканы военными объектами, нет. Места близ стратегического мыса Поворотного всегда считались южным рубежом обороны, здесь издавна располагались зенитно-ракетные части.

В самом посёлке Козьмино, как и два года назад, когда бригада репортёров «В» приезжала сюда в первый раз, немногое поменялось. Грунтовая дорога, сопровождающая её ржавая труба теплотрассы (а мечтают-то, кажется, о другой!), магазинчик, который в лучших советских традициях закрывается в 2 часа на обеденный перерыв… Ещё есть клуб – единственный очаг культуры на всю округу, в нём работают настоящие энтузиасты, собирающие по крупицам историю здешних мест.

Собственной школы в посёлке давно нет, ребятню возят в посёлок Береговой (предполагается, что там же построят жильё для работников будущего спецнефтепорта). Зато выросли как грибы после дождя несколько коттеджей.

Недалеко пыхтит диковинная техника, а здесь деревенскую тишину нарушает лишь звук шансона, хотя напрашивается что-то вроде «Веселе-е-ей, ребята, выпало нам строить путь железный, а короче БАМ!».

Население словно вымерло или, возможно, погрузилось в длительный сон, чтоб, проснувшись, увидеть свою родину совершенно обновлённой. Лишь рабочие в спецодежде с зубодробильными названиями подрядных организаций деловито расхаживают по посёлку. Около моря они сваривают трубы – основу для будущих причальных свай.

Требуются местные. Да где ж их взять?

Наше внимание привлекла большая инструментальная площадка, покрытая щебнем, с которой открывался прекрасный вид на бухту Козьмина и весь залив Находка. Десятки мужчин погружены в работу. Одни мастерят беседку, другие на наших глазах из нескольких каркасов с оконными глазницами сооружают небольшое помещение. Это для временного проживания, поясняет бригадир. Третьи занимаются электрической проводкой. Вот одна группа, человек десять, присела на завалинку перевести дух. Здороваемся.

– Откуда вы, ребята?

– Мы местные, из Врангеля. Вон там, справа от нас, украинцы, поодаль молдаване, слева – чуваши. Весь Союз собрался!

Прозвучало это с какой-то ревностью. Тут же «местные» поспешили пожаловаться, что гастарбайтеров на стройке пруд пруди, а врангелевских взяли лишь 15 человек. Хотя желающих было очень много, поспешил добавить самый разговорчивый мужчина.

Через секунду он кивнул товарищам: «Работать надо».

Вопрос о «местных кадрах» – непростой. С одной стороны, власти чеканят лозунги о рабочих местах для приморцев, с другой – по-настоящему квалифицированных технических кадров для сложных работ у нас не так много. Вот к чему привело увлечение юристами-экономистами на рубеже веков. Хорошо, что сейчас началась подготовка специалистов для Восточного нефтепровода в ДВГТУ и профессиональных училищах.

Вот и куратор строительства, директор предприятия «Спецнефтепорт «Козьмино»» Лев ПАНЧЕНКО озабочен тем же:

– Испытываем острую необходимость в квалифицированных кадрах, профессионалах. Тех, кого мы бы подготовили для работы по эксплуатации уникального оборудования. Требуются молодые механики, электромеханики. Резюме можно высылать по факсу 66-55-81. Рассмотрим любые кандидатуры.

К слову, Лев Николаевич не разделяет нашего восхищения по поводу увиденного:

– Пока ничего конкретного нет, просто идёт планировка территории. Вот приезжайте через месячишко – в августе строители начнут фундаменты укладывать, технологическое оборудование подоспеет.

В минувшую пятницу стройплощадку посетил и губернатор края Сергей ДАРЬКИН, образно сравнивший трубопровод с веной, в которой вместо крови течёт нефть.

«На базе данного объекта будем строить перерабатывающие и нефтехимические заводы, что даст возможность получить более дешёвое топочное топливо, более дешёвый бензин, в котором край испытывает огромную необходимость».

…Вместо послесловия назовём несколько цифр, которые заложены в проекте.

50 миллиардов рублей – в такую сумму обойдётся строительство в бухте Козьмина и окрестностях. 15 миллионов тонн нефти в год – перевалочная мощность будущего порта на первом этапе эксплуатации Восточного нефтепровода. 420 метров – такова длина запроектированного пирса для швартовки танкеров грузоподъёмностью до 150 тысяч тонн. 900 человек будут постоянно заняты во время эксплуатации объекта, 30 тысяч квадратных метров жилья планируется построить для их расселения.

Впечатляет? Более чем. Посмотрим, выдержит ли стройка определение «ударной», поскольку уже в октябре 2009-го здесь должны отгрузить первый супертанкер.

Автор: Александр Сырцов Анатольевич