Брат ты мне или не брат?

Однажды лауреат Нобелевской премии мира Вилли Брандт сказал: «Международные отношения настолько важны, что их нельзя отдавать на откуп только государственным органам». И действительно, всё больше развивается так называемая народная дипломатия, которая нап

18 июль 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2371 от 18 июль 2008
5d412f14843bebb3feb21f99de20fd40.jpg

Однажды лауреат Нобелевской премии мира Вилли Брандт сказал: «Международные отношения настолько важны, что их нельзя отдавать на откуп только государственным органам». И действительно, всё больше развивается так называемая народная дипломатия, которая направлена от человека к человеку.

Связи всякие нужны, связи всякие важны

Первыми городами-побратимами в мире стали в годы Второй мировой войны английский Ковентри и советский Сталинград. Через некоторое время движение приобрело такой размах, что в нашей стране создали даже Международную ассоциацию породнённых городов (МПАГ). А Всемирная федерация (ВФПГ), основанная в 1957 году, объединяет сейчас 3500 городов более чем 160 стран. Интересно, что «породниться» могут помочь многие организации, но при этом возьмут они за это приличную сумму: если в городе проживает больше миллиона человек, взнос составит около 2000 долларов, до миллиона – 1500 и т. д. Потом нужно платить членские взносы, принимать и посылать делегации за счёт администрации населённого пункта.

Безусловно, правы чиновники, утверждающие, что на базе официальных, культурных, молодёжных обменов возникают совместные проекты, а сами международные связи создают предпосылки для интеграции в мировое сообщество. И всё же многие жители краевого центра не знают даже, сколько «побратимов» у нашего города. Именно с этого вопроса и началась наша беседа с начальником управления внешних связей администрации Владивостока Андреем Сидоровым. Как оказалось, список «побратимов» у нас и в самом деле большой, но далеко не все связи Владивосток активно поддерживает. «Например, - рассказывает Андрей Юрьевич, – в своё время был заключён договор с американским городом Джуно. Кто сейчас об этом помнит? Когда-то кому-то из бывшей администрации захотелось там побывать, но на самом деле взаимного интереса у нас не было и нет».

~~Справка «В»
Города-побратимы Владивостока (в хронологическом порядке): Далянь, Пусан, Джуно, Сан-Диего, Такома, Акита, Ниигата, Хакодате. Кроме того, заключены договоры о дружбе и сотрудничестве ещё с несколькими городами КНР.~~

Как объяснил мой собеседник, процесс начала «побратимства» достаточно долгий. Мировая практика свидетельствует, что прежде всего между городами должна возникнуть экономическая заинтересованность. Кроме того, учитываются численность населения и его географическое положение. Как правило, управления внешних связей двух городов сначала обсуждают между собой взаимные интересы. Если они есть, организуются встречи мэров, которые и заключают договор о побратимстве. У «побратимов» должен быть примерно одинаковый статус, способствующий взаимовыгодным связям. Иначе все договорённости – пустышка. А вот с Ниигатой у нас всё получается прекрасно: мы заинтересованы друг в друге, у нас похожее географическое положение. Когда к числу побратимов Владивостока добавился корейский Пусан, он тоже сразу включился в культурную и экономическую жизнь нашего города.

Развивая международные связи, Владивосток втягивается в орбиту встреч, симпозиумов, конференций, проходящих в разных городах. Совсем недавно глава города Игорь Пушкарёв встречался с генеральным консулом Республики Корея во Владивостоке Ким Му Ёном. На встрече были затронуты вопросы не только торгово-экономических, но и побратимских отношений.

При этом Владивосток не считает нужным входить в какие-либо ассоциации и платить членские взносы. Все связи краевой центр налаживает сам, в интересах города. Как сказал Андрей Сидоров, городской бюджет надо беречь. Хоть международные связи и важны, однако у Владивостока нет представительских расходов. И не будет, пока он не станет столицей Приморского края. А обилие «побратимов», с одной стороны, дело хорошее, с другой – чрезвычайно затратное. Так, может, народную дипломатию переложить в основном на плечи самого народа?

Общественники работают «за свои»?

Международный туризм, между прочим, тоже народная дипломатия. Если, конечно, исключить из него «челночество». Хотя по большому счёту и такая связь может или сближать, или разъединять народы. Но есть и другой туризм – экскурсионный, познавательный, обмен делегациями всевозможных общественных организаций. Однако такая народная дипломатия может быть эффективной лишь в том случае, если ею занимаются люди и с душой, и с определёнными навыками и знаниями. К сожалению, так происходит не всегда.

Довелось мне недавно побывать на встрече школьников Владивостока и Суйфэньхэ, организованной Владивостокским городским советом женщин и таким же обществом соседнего китайского города. (Сразу оговорюсь, ездила не за счёт женских организаций.) Мероприятие было прекрасно срежиссировано «противоположной» стороной: детей и учителей поселили в хорошую гостиницу, их возили на экскурсии, кормили в ресторанах, с ними встречались первые лица города. На всё это нужны были деньги. Как объяснила председатель женской организации Суйфэньхэ Лю Пей-ли, собрать средства оказалось сложно, ведь в основном их давали частные предприниматели-женщины, которые надеялись провести в том числе и полезные встречи с нашими бизнес-вумен. Но среди членов российской делегации таких не было, а двое мужчин(?), оказавшихся среди детей и представительниц прекрасного пола, особого интереса к таким беседам не проявили.

Наталья Щербакова, возглавляющая Владивостокский городской совет женщин, произносила речи, принимала цветы, сидела рядом с мэром, а вот ответственность за детей вряд ли несла, ведь руководителями групп по документам проходили учителя школы № 25. Тем не менее именно ей пришлось задать вопрос: «На какие деньги с нашей стороны была организована поездка и откуда возьмутся средства для ответного приёма китайских школьников и педагогов?».

- В Китае всё было оплачено принимающей стороной, – пояснила Наталья Николаевна, – на дорогу же деньги собирали с самих участников. На приём у себя мы ищем деньги у потенциальных спонсоров. Собираюсь также обратиться в администрацию города за материальной помощью.

Начальник управления внешних связей администрации Владивостока недоумевает – почему город должен оплачивать инициативу женской организации? «Мы можем создать, к примеру, городской совет мужчин, - говорит Андрей Сидоров. – И тоже пойдём в администрацию с требованием денег? Нет уж, любишь кататься – люби и саночки возить».

Безусловно, народная дипломатия – дело великое. И общественные организации в этом направлении способны сделать многое. Однако все должны опираться прежде всего на свои возможности. Для того, чтобы не дискредитировать стоящее дело, необходимо рассчитать свои силы, что в общем-то и делают многие общественники. Прав Андрей Сидоров, когда говорит, что велик инфантилизм наших земляков, которые не хотят понять, что администрация города – орган местного самоуправления, у него далеко не на всё есть средства.

«Челночная» дипломатия не вечна, совсем скоро её полностью заменит народная дипломатия, при которой люди разных стран станут посланниками мира и добра. Поэтому всем, кто занимается столь важным делом, надо чётко понимать свои задачи, надо уметь достойно представлять свою страну и так же достойно принимать гостей. В конце концов именно от этого во многом зависит развитие гуманистического характера мировой политики.

Автор: Галина Кушнарева Михайловна