“Дальтехфлот” тянут на дно неплатежи

Как сообщал “В”, во Владивостоке предпринимаются попытки создать экологический флот. В планах предприятия “Эко-море” предусмотрены инвестиции иностранных компаний, которые при помощи новых технологий могут заняться устранением залежей мусора, грязи и металлолома в акваториях Приморья. Если так, то на закупку земснарядов и шаланд могут уйти астрономические суммы. Между тем в Находке на приколе стоит один из двух российских и единственный на Дальнем Востоке специализированный дноуглубительный флот.

8 окт. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №237 от 8 окт. 1997

Как сообщал “В”, во Владивостоке предпринимаются попытки создать экологический флот. В планах предприятия “Эко-море” предусмотрены инвестиции иностранных компаний, которые при помощи новых технологий могут заняться устранением залежей мусора, грязи и металлолома в акваториях Приморья. Если так, то на закупку земснарядов и шаланд могут уйти астрономические суммы. Между тем в Находке на приколе стоит один из двух российских и единственный на Дальнем Востоке специализированный дноуглубительный флот.

Созданный в 1943 году “Дальтехфлот” сейчас переживает самые худшие свои времена. В бухте Находка, расчищая подходной канал, работают всего 1 земснаряд и 3 шаланды. Заказ получен от морской администрации Находкинского торгового порта. По словам коммерческого директора предприятия Евгения Якубчика, бухта Золотой Рог не чистилась с середины 80-х. За 12 лет гласом вопиющего в пустыне являлись многочисленные выступления в печати экологов, приводящих устрашающие цифры о загрязнении акваторий Владивостока и Находки.

Почему “Дальтехфлот”, в составе которого имеются далеко не старые суда, оказался никому не нужным? До 1992 года он входил в состав треста “Дальморгидрострой”. После ликвидации Министерства строительства СССР перешел в прямое подчинение Минстроя России, который перестал обращать внимание на свое дальневосточное подразделение.

Став государственным, предприятие перестало получать оплачиваемые госзаказы по линии министерств обороны, морского флота, рыбной промышленности, пограничной службы. Из 90 судов у “Дальтехфлота” сегодня осталось 35, из полутора тысяч работников - 400. Три “сотни” зарплаты уникальным специалистам выплачивают с многомесячными задержками. За место держатся пенсионеры, молодые не соглашаются на столь низкие заработки и ожидание туманной перспективы. Не стоит ждать и новых командиров производства - единственное училище, которое готовило специалистов дноуглубительного флота, осталось за границей, в Одессе.

Руководство “Дальтехфлота” обращалось во все возможные инстанции - к правительству, президенту, в Госкомимущество, администрацию края. Спасти дноуглубительный флот, истоки которого идут от Петра Первого, власти не могут.

Ладно бы правительство - порты Дальнего Востока, за исключением Восточного, за прошедшие после акционирования 5 лет не провели даже текущее ремонтное черпание. После создания морских администраций в каждом порту (а в Находке она есть даже в нефтяном) в их ведение передали акватории и причальные линии, предусмотрев в портовых сборах средства на компенсацию захода и выхода судов из бухт, восстановление акватории. Целевые деньги с мест стройной “шеренгой” уходят в сухопутную Москву и растворяются там, как вода в песке.

С 1994 года с “Дальтехфлотом” не рассчитался бюджет - министерство обороны и Федеральная пограничная служба должны 4 миллиарда. Зато тот же бюджет не забыл о 5-миллиардном налоговом долге “Дальтехфлота”, и теперь госпредприятие должно своему родному “отцу” с учетом пени все 20. Рэкет по-государственному действует по известному принципу: у кого больше прав, тот и прав.

Не помогает и то, что имущество предприятия относится к мобилизационному резерву, зарегистрировано в министерстве по чрезвычайным ситуациям. Согласно указу президента на поддержание этого резерва должны выделяться соответствующие средства. “Дальтехфлот” сделал расчеты и назвал цифру - 7 миллиардов. Сверху ответили - выживайте сами.

- Если на Балтике есть государственная программа по развитию флота, то на Дальнем Востоке, в Находке он гибнет,- констатирует Евгений Якубчик.- Кто услышит наш крик? Если “Дальтехфлот” развалится, скоро по бухтам придется ходить пешком.

Автор: Валерий БЕЛЬЦОВ, “Владивосток”