Как страшно жить…

С некоторых пор эта фраза, произнесённая на манер Ренаты ЛИТВИНОВОЙ томным голосом, вытеснила в русской литературе бодро-бернесовское советское «я люблю тебя, жизнь!» и стала выполнять роль главной мысли…

8 июль 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2365 от 8 июль 2008
851da01e1d29fb3e6fb6448d851a93eb.jpg


С некоторых пор эта фраза, произнесённая на манер Ренаты ЛИТВИНОВОЙ томным голосом, вытеснила в русской литературе бодро-бернесовское советское «я люблю тебя, жизнь!» и стала выполнять роль главной мысли…

Если герой советского романа боролся с трудностями, то всегда во имя чего-то большего. Если он сражался с отрицательными персонажами, то в этом был всё тот же некий высший смысл: «плохие ребята» оказывались либо шпионами, либо кулаками, либо просто моральными разложенцами. В целом всё было ясно – ведь и читатель каждый день шёл на работу не просто так, а во имя. Мы все чего-то строили в перспективе, даже если не хотели…

В современной русской прозе герою, как и нам с вами, читатель, в обыденной жизни совсем не так весело. Сегодня герой пребывает в депрессии, его жизнь – отнюдь не пример для подражания. Собственно, он и не герой в высоком смысле этого слова. Он маленький человек, и беды у него маленькие. Но оттого не менее страшные. И негодяи, встающие на пути героя, тоже не глобальны. Они такие же мелкие, только что злее… В общем, жизнь муравейника под увеличительным стеклом.

И читать-то про такую жизнь как-то не очень хочется, верно? Нам этого в реальности хватает так, что расхлебать бы. И потому большинство современных романов – российских, во всяком случае – обречено на чтение по принципу «галопом по Европам». Но не «Покемонов день» Дениса ГУЦКО (серия «Самое время!», издательство «Время»). Казалось бы, что такого особенного в «Покемоновом дне»? Всё та же суета в муравейнике, маленький-маленький человек внутри своего маленького мирка: подруга-любовница-что-то вроде работы… И даже беда, настигшая его, так же банальна, как сводки криминальных новостей: сел в случайную машину, оказался жертвой бандитского нападения… Чувство сюрреализма не оставляет читателя ни на минуту во время чтения. Кажется, оно идёт из самой повести, из головы героя. Ну, правда, разве он живёт так, как мы? Нет, наша-то жизнь осмысленней, успокаивает себя читатель, чувствуя в груди предательский холодок. Но книжку, тем не менее, в сторону не откладывает. Почему? А всё очень просто. Несмотря на главную мысль «как страшно жить», «Покемонов день» - это хорошая литература. Великолепный слог. Отличный язык, богатый и очень авторский, индивидуальный. Динамичное повествование. И кроме того, несмотря на некую унылость, столь свойственную современной прозе, после прочтения не остаётся чувства, что автор просто взял и вылил на тебя свои проблемы. Герой, пусть он такой же муравьишка, как сотни других рядом, всё же живой человек. Такой, которому веришь. И сопереживаешь.

Хорошо сказал об этом Захар ПРИЛЕПИН в своём отзыве о книге Гуцко: «…дал нового героя: человека, идущего сквозь боль и непоследовательность времени и стремящегося сберечь то, о чём в современной русской литературе многие просто забыли: честь, совесть, рассудок».

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ