Илья Лагутенко: Я должен стать будильником

После первого за долгое время клубного концерта в Москве Илья ЛАГУТЕНКО рассказал о новом альбоме, смысле творчества, интересе к архитектуре и намерении стать будильником для рок-музыки.

8 июль 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2365 от 8 июль 2008
338aece22f1bd688c245111bcb5e5964.jpg


После первого за долгое время клубного концерта в Москве Илья ЛАГУТЕНКО рассказал о новом альбоме, смысле творчества, интересе к архитектуре и намерении стать будильником для рок-музыки.

Известно, что два первых безоговорочных аншлага московскому клубу «Б1» обеспечили две российские группы из молодых. Однако даже этим коллективам стоило бы позавидовать группе «Мумий Тролль» - такое столпотворение на входе в клуб не всякий раз можно увидеть зимой, когда необходим гардероб, а уж летом и подавно. Все билеты были проданы ещё за неделю до концерта. Ажиотаж вокруг мероприятия имеет совершенно простое и понятное объяснение: это первый большой концерт группы за год и первый клубный концерт за очень долгое время.

Когда все желающие набились в немаленький ангар «Б1», музыканты вышли на сцену. Выступление началось с маршевого вступления, за которым последовала новая песня «Нормальный бизнес». Ряженный матросом Илья Лагутенко никоим образом не давал заподозрить группу в желании почивать на лаврах — он прыгал и вращал глазами, как и десять лет назад на первых концертах. Отличие было лишь в том, что в музыке группы, названной в своё время словечком «рокапопс», стало гораздо меньше этого самого попса.

«Мумий Тролль» сегодня звучит бодро и агрессивно, как настоящая рок-группа, и, быть может, даст фору иным западным гостям, если, конечно, кто-то пожелает сравнить одно с другим. Сет-лист вполне предсказуемо был длинным и состоял из песен всех альбомов, от самых свежих вроде впервые исполненного «Нашего времени» до всеми любимых «Владивостока-2000» и «Доли риска».

— Илья, расскажите о записи нового альбома. Насколько я знаю, вы писали его в Лос-Анджелесе. Почему там? Почему не в Африке, например, как в случае с альбомом «Амба»?

— А всё хочется менять места. На самом деле мы его написали буквально за несколько месяцев. Многие песни мы начали записывать в подвале собственного дома на Каширском шоссе в перерывах между концертами. А затем началась долгая и нудная зима, мы подумали, что часть работы мы можем сделать в Лос-Анджелесе. И так получилось, что хозяева студии Ocean предложили нам там поработать без всяких уплат неимоверных чеков, просто от любви к искусству. Шесть недель нам было предоставлено, как это по-американски - free of charge, для того, чтобы мы могли запечатлеть какие-то мысли. Для музыканта это, конечно, идеальная ситуация, когда не нужно торопиться, разрываться на какие-то там дела домашние, рутину, быт или концерты. И все эти идеи, которые мы, скажем так, зачали в Москве, смогли довести до логического конца. И уже в апреле весь альбом был готов. Лично с друзьями мы с 1 мая наслаждаемся новыми песнями (смеётся).

— Вы, значит, слушаете собственные песни? Многие музыканты говорят, что слышать их не могут…

— Да, действительно, слушаем. Многие музыканты, я знаю, говорят: «Ой, слушать своих песен не могу!». Но это лишний раз только подтверждает, насколько эти песни интересны. Потому что, честно признаюсь, собственное творчество всегда интересно переслушивать. Особенно со временем, потому что только время расставляет какие-то правильные акценты… Сначала, когда песня создаётся, ты думаешь, какая она замечательная и хорошая… Здесь важно не переборщить с самокритикой.

— А как вы хотите назвать новый альбом?

— Ой, вы знаете, с этим всегда самая большая сложность. Песни придумать – легко, записать – легко, а вот придумать название… Как-то уж повелось в старорежимном таком контексте представлять альбомы под названием. Думаю, что когда придёт время сдавать в тираж эти пластинки, то мне придётся… Можно назвать его «Мумий Тролль-8» — это наш восьмой альбом, сейчас 2008 год…

— Группе уже больше 10 лет. Вам – к сорока. Что вам интереснее? Как Мик ДЖАГГЕР, прыгать по сцене до старости или постепенно успокаиваться и прийти к чему-то вроде Эрика КЛЭПТОНА, к примеру?

— Не знаю… Мне иногда дома кажется, что я просто на диване сижу, а говорят, что я бегаю, как заведённый (смеётся). Поэтому… Сложно здесь что-то сказать… Буду выбирать свой путь по собственным ощущениям. Пока непонятно, каким он будет дальше. Если музыка мне надоест – есть список дел, которыми и помимо неё интересно заняться.

— Какими, например?

— Я очень люблю рисовать, я хочу научиться играть в маджонг (смеётся), я хочу обойти вокруг света под парусами, хочу построить много красивых домов, потому что мне не дают покоя мои гены архитектурные. Не могу смотреть, сколько грохается денег на какие-то новые строительства и как бездарно эти средства все расходятся. Я могу, наверное, много где приложиться и не всегда, что называется, богемно-творчески. Я могу делать какие-то конкретные вещи, я хочу выращивать деревья в конце концов!

— Вы говорили, что музыка – это ваш образ жизни. А каков он? Как всё это выглядит?

— Вот так вот, передвигаясь из города в город, от слушателя к слушателю, от приключения к приключению.

— А какие это приключения? В сознании рядового слушателя с образом рок-музыканта всё ещё плотно ассоциируются наркотики, толпы фанаток в гримёрке...

— А у нас – ознакомление с достопримечательностями родной страны. Я считаю, что все эти наркотики и фанатки — это большие стереотипы, которые были сложены когда-то очень давно людьми, которые в нашей стране даже не проживали (смеётся). Будучи недавно в Соединённых Штатах, я слышал несколько радиоинтервью людей, которые все эти мифы и легенды создавали. Участники группы «MC5» сидели, кажется, со Стивом ДЖОНСОМ из Sex Pistols в прямом эфире и рассказывали: «Да, мы вот даже некоторых наших туров и не помним физически. Но это ни в коем случае не скрасило нашу жизнь. И вот мы сейчас заново в туре, приезжаем в то же место и открываем его для себя заново, хотя могли бы сделать это давным-давно». Я не хочу таких вещей делать по десять раз.

— Вы все ваши туры помните?

— Очень хорошо причём! Даже когда приезжаешь в какой-то город, помнишь не только зал, где выступал, но и где что стояло в гостинице, каких-то людей. Десять последних лет мы уже этим занимаемся вот таким образом. Я помню, как ровно десять лет назад Константин КИНЧЕВ посетил наш концерт и поехал к нам в гости. Он говорил: «Ну ладно-ладно. Думаете, долго протянете? Сейчас начнётся! Винт… Вы ещё будете друг другу в коллективе глотки перегрызать!». А я говорил: «Кость, ну почему же так? У вас в коллективе своя история, почему мы должны её повторять? У нас же должна быть у каждого своя история». Всё-таки я оказался прав. Ни винт, ни СПИД нашу дорогу не перебежал. Все живы-здоровы, в замечательном психическом настроении. Выпускаем двойной альбом, что сейчас для музыканта редкость.

— Десять лет назад ролевой моделью для вас стали новые британские музыканты вроде группы Kula Shaker. А сейчас кто для вас является образцом для подражания?

— Тогда эта новая британская волна была самой интересной в мире музыки. Но время расставило свои акценты – немногие из тех музыкантов смогли существовать дольше нескольких лет и быть адекватны другому времени. А в случае с «Мумий Троллем» всё совершенно наоборот. И получается, что спустя 10 лет мы уже становимся для кого-то некой ролевой моделью. Что касается меня лично, то есть, конечно, определённые музыкальные пристрастия, но никак не ролевые модели. Это словечко вообще ввели в обиход пару лет назад. Я до сих пор уважаю исполнителей 70-80-х, на которых рос. В прошлом году я побывал на выступлении Рода СТЮАРТА. На фоне, понимаете, всех этих «эмтивишных» современных героев вышел Род Стюарт и расставил всё мигом на свои места.

Потому что он настоящий. Вот чему меня научили все эти исполнители. Меня раньше всё спрашивали, а сможете, как Rolling Stones, по сцене в 60 лет прыгать? Я недавно встретил того же Мика Джаггера и понял, что вот в этих глазах рок-н-ролл где-то и живёт, и сверкает.

— Этим глазам вы адресовали новую песню «Поспи, рок-н-ролл»? Или, может быть, себе?..

— Ну это колыбельная такая… Отдохнуть надо, а потом встать хорошим, добрым утром (смеётся). Да, наверное, всей этой музыке вообще. То есть я должен стать будильником, вероятно. Хотелось бы, по крайней мере.

Автор: gazeta.ru