Бал на пять баллов!

«Приветствуются у дам бальные платья, строгие костюмы у мужчин» - таким был дресс-код первого городского исторического бала, что прошёл в субботу в залах международного выставочного центра музея имени Арсеньева. Это необычное действо было посвящено 120-ле

8 июль 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2365 от 8 июль 2008
f500dd171b346b32cf038ec1990dd340.jpg

«Приветствуются у дам бальные платья, строгие костюмы у мужчин» - таким был дресс-код первого городского исторического бала, что прошёл в субботу в залах международного выставочного центра музея имени Арсеньева. Это необычное действо было посвящено 120-летию закладки здания первого владивостокского музея и 125-летию газеты «Владивосток».

На четыре часа обычные мужчины и женщины XXI века стали почтенной публикой века XIX.

…Единственное, чего не было у меня после многочасовой подготовки к первому городскому историческому балу, – кареты. Платье, конечно, было не бальное – многие дамы предпочли вечерний вариант, – но всё равно длинное.

Даже причёска, одежда и макияж на балу не главное. Необходимо уметь танцевать. Хотя бы один танец. Ведь просто так стоять и наблюдать за танцующими парами не хочется. Подготовка к балу началась за несколько недель на мастер-классах студии исторического танца «Пажеский корпус». Всех желающих учили танцевать польку, велету, полонез, вальс. Корреспонденты «В» вместе со всеми познали и премудрости «бальных игр» - котильонов. Например, котильон «Вальс с цветком» предполагает, что дамы и кавалеры выстраиваются в две колонны – друг напротив друга по двое. Впереди – одна дама, в руках у неё цветок. Она подходит к двум представителям сильного пола, одному отдаёт цветок, а с другим танцует вальс. Второй таким же образом выбирает себе даму из двух – и так далее. Для балов XIX века, когда кавалер не мог просто так пригласить даму на танец - для этого требовались либо разрешение старшего родственника-мужчины, либо предварительная договорённость, - котильоны были просто «палочкой-выручалочкой»: ведь в этом случае есть хоть какой-то выбор, можно танцевать с «незапланированным» партнёром.

Подобные светские рауты во Владивостоке возродились стараниями первой леди Приморья Ларисы БЕЛОБРОВОЙ – именно она каждый год проводит благотворительные Губернаторские балы. Но их, если говорить откровенно, можно считать развлечением для узкого круга лиц. А вот нынешний бал, среди распорядителей которого студия «Пажеский корпус», музей Арсеньева, творческие объединения, свадебные и цветочные салоны, – мероприятие, открытое для всех и каждого. Собрало оно людей разных возрастов и профессий.

Незабудка и тюльпан

Почтенную публику встречали шампанским. Особый восторг вызвала салонная игра «Карты флирт». Молодые люди использовали их или для того, чтобы друг с другом пофлиртовать, как можно понять из названия, или для того, чтобы родители не узнали, о чём говорят их дети. На карте написано название цветков, напротив каждого – фраза типа «Вы молчите»?, «Никто вас не поймёт так, как я», «Вы очаровательны». Цветы на карточках не повторяются. Молодой человек должен был передать карту-флирт барышне и сказать, например: «Незабудка». А она, в свою очередь, прочтёт фразу и таким же образом ответит. Диалоги можно выстраивать самые разнообразные. Правда, общение идёт очень медленно.

Танец отлетевших каблуков

Кавалеры в костюмах, дамы в шикарных платьях, с веерами, живая музыка (целый вечер играл ансамбль скрипачей «Элегия» под управлением Леонида ВАЙМАНА) заставили перенестись в прошлое.

В последний раз я танцевала вальс на «последнем звонке». Конечно, трёхчасовой мастер-класс немного помог в процессе моего «превращения из обезьяны в человека», но, честно говоря, эволюция завершилась, едва начавшись. Полонез, в котором главное – просто правильно шагать вслед за впереди идущим, более-менее удался. Даже Гусарская полька с её «шагами вприпрыжку» и обеганиями вокруг партнёра оказалась нам с партнёром под силу. По крайней мере, мы были не хуже других пар. А вот вальс заставил призадуматься… Нет, конечно, мы с партнёром даже ни разу не наступили друг другу на ноги! Но пару медведей всё равно напоминали…

- У меня каблук отвалился, - шепчет знакомая. – Пришла в балетках, уйду в чешках, наверное.

И тогда стало понятно, для чего нужно бальное платье – стёртых набоек и сломанных каблуков не заметно. Протанцевать круг венского вальса, если очень постараться, можно и без двухсантиметрового каблука. А вот к наряду покороче даже туфли без каблуков обуть как-то «не комильфо». А если уж в этом случае каблук сломается - пиши пропало.

Гостям бала показали класс танцоры «Пажеского корпуса», они исполняли очень сложные танцы - «Большой фигурный вальс», контрданс «Пэмберли» и другие.

В конце первой части бала общественному жюри, состоящему из представителей власти, экспертов по танцам, сотрудников музея, предстояло выбрать даму и кавалера бала. С самой очаровательной барышней определиться было нелегко – но жюри «выкрутилось», объявив победительницами сразу двух девушек – Анастасию ОСОКИНУ и Наталью КУРЛЫШЕВУ. А кавалером бала стал Илья ПЕРЕПЁЛКИН, один из участников «Пажеского корпуса».

- Ну всё! Теперь только стреляться! – тихо перешучиваются его коллеги по студии.

«Кинематограф, три скамейки…»

Во время перерыва в саду разыгрывалась бальная лотерея – все, кто приобрёл лотерейный билет, мог выиграть эксклюзивную тарелку от дизайнера Жанны СЛАВИНСКОЙ. Некоторые покупали сразу несколько билетов – авось, повезёт. И везло же! Например, одна из гостий выиграла целых три тарелки. «Ещё бы купили билеты – сервиз бы был», - шутила публика.

А на втором этаже открылась «Синематека». Прямо как в стихотворении Осипа МАНДЕЛЬШТАМА: «Кинематограф, три скамейки, сантиментальная горячка…». Фильм 1918 года «Молчи, грусть, молчи» со звездой немого кино Верой ХОЛОДНОЙ в главной роли оказался интересен достаточно большому числу зрителей, даже несмотря на некоторую простоту сюжета. Организаторы сумели воссоздать атмосферу начала минувшего столетия, все 25 минут фильма для зрителей даже играл тапёр. В его роли выступил пианист-виртуоз, заслуженный артист России Леонид БУКИН.

Да, мы – обычные люди из XXI века. Да, мы разучились танцевать вальс, а тем более польку. Да, современные мужчины не всегда умеют быть учтивыми с дамами. Но, надеются авторы этого текста вместе с организаторами, такие балы помогут нам вновь приобрести утраченное. Кстати, следующий бал пройдёт уже в октябре.

Автор: Валерия Федоренко Павловна