Почему мост через Золотой Рог остался за нами?

КОГДА 19 июня 2008 года стало известно, что конкурс на строительство моста через бухту Золотой Рог выиграло ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» (ТМК) из Уссурийска, это вызвало, мягко говоря, неоднозначную реакцию - как специалистов, так и досу

1 июль 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2361 от 1 июль 2008
2a4dfc21ad6966fd5a72b7a086c6fe25.jpg

КОГДА 19 июня 2008 года стало известно, что конкурс на строительство моста через бухту Золотой Рог выиграло ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» (ТМК) из Уссурийска, это вызвало, мягко говоря, неоднозначную реакцию - как специалистов, так и досужих наблюдателей и горожан.

Подозрения в откатах

Масла в огонь подлил факт, что выбирать оказалось не из кого: все компании, изъявившие поначалу желание участвовать в большой стройке, вдруг забрали свои заявки. А это строители с мировыми именами, в том числе из Японии, Южной Кореи, Китая, Франции плюс ряд отечественных компаний. Осталась одна ТМК.

Руководитель департамента дорожного хозяйства Приморского края Леонид ВИЛЬЧИНСКИЙ сразу после подведения итогов заявил прессе, что конкурсную комиссию устроили предложенные ТМК условия.

А ТМК, очевидно, устроили условия заказчика: стоимость проекта 17,9 млрд. рублей, сроки строительства – 41 месяц.

Однако вот такой комментарий появился, например, в «Независимой газете»: «Очень часто конкурсы выигрывают либо некомпетентные компании, либо те, кто, не имея достаточного опыта, предлагает заниженную цену, либо те, кто имеет предварительную договорённость об обязательном откате», – отмечает гендиректор «2К Аудит – Деловые консультации» Тамара КАСЬЯНОВА». И это далеко не единственное скептическое замечание.

Экономика против экономики

Что же за компании хотели было предложить Приморью свои услуги и почему они резко передумали? Насколько реальны шансы ТМК справиться со сложнейшим и пока уникальным для Приморья объектом? С этими вопросами мы обратились к Леониду Вильчинскому, руководителю департамента дорожного хозяйства края (этот департамент выступает в качестве заказчика объекта).

«Торги были объявлены 29 апреля, и до 6 июня организации могли подавать свои заявки, - комментирует Леонид Платонович. – Действительно, целый ряд компаний, в том числе зарубежных, запросили у нас конкурсную документацию, чтобы оценить проект и принять решение.

Присылали немало вопросов, на которые мы отвечали, наши специалисты уточняли множество деталей – как в письмах, так и на сайте – для пользы других возможных участников. Однако по разным причинам до финиша дошла только Тихоокеанская мостостроительная компания».

Среди причин схода с дистанции Леонид Вильчинский называет такие. У «Китайской корпорации по строительству дорог и мостов» (это одна из крупнейших государственная корпорация КНР) не оказалось лицензии на право ведения строительных работ в России. И хотя китайцы очень хотели поучаствовать и надеялись получить такую лицензию в кратчайшие сроки – не успели.

Южнокорейская фирма не решилась претендовать на роль генподрядчика: корейцам оказалось интереснее участвовать в стройке в качестве субподрядчиков на отдельных участках, в том числе в поставках металлоконструкций и материалов.

Причины, отпугнувшие японские компании (а это «ИТОЧУ Корпорейшн» и «Токио Роне мег ко. Лтд»), предположительно связаны с экономической ситуацией в нашей стране. Дело в том, что, как объяснил Леонид Вильчинский, окончательная цена строительно-монтажных работ по объекту до 2011 года исчислялась с учётом инфляции – так называемого индекс-дефлятора, утверждённого Минэкономразвития. Однако, по мнению японских специалистов, этот официальный индекс не отражает реальных показателей инфляции в России. Предварительный прогноз японских экспертов показывает, что цены на материалы вырастут значительнее, чем это предусмотрено индекс-дефлятором. И, побоявшись не уложиться в контрактную сумму, что может привести к сбоям в работе и судебным тяжбам, извинились и забрали заявки.

Подобная причина заставила отказаться от участия в конкурсе и французскую компанию «Сосьетэ д’Экстрем Орьени»: так называемая закрытая цена контракта, то есть не подлежащая индексации и другим корректировкам. То есть контракт предполагает, что цена строительно-монтажных работ составит именно названную сумму – и не больше, тогда как французские эксперты полагают, что достаточно непредсказуемая ситуация на рынке России, рост цен на топливо, материалы и всё остальное могут значительно увеличить затраты. В мировой практике контрактную цену стороны могут индексировать в соответствии с реальными ценами на рынке. Российское законодательство такого не позволяет.

Нашим работы хватит

ОАО «Корпорация Трансстрой» (Москва) поздно увидело заявку и не успело подготовить документы. «Они просили перенести процедуру, но мы не сочли это возможным», - объясняет Леонид Платонович.

Ещё один претендент - ОАО «УСК «Мост» (Москва), одна из крупнейших отечественных мостостроительных компаний - собрался было участвовать в конкурсе, однако, когда на уровне правительства РФ практически было принято решение отдать компании контракт на строительство моста на остров Русский, «Мост» снял свою заявку с Золотого Рога. «Два моста мы не потянем», - примерно так была обозначена причина.

А вот ситуация с мостом на Русский теперь действительно выглядит довольно экзотически: по российскому законодательству, на выполнение госзаказа должен быть объявлен тендер, однако, в соответствии с указом президента и в силу особого отношения к объектам саммита во Владивостоке, строительство моста скорее всего специальным правительственным постановлением будет решено отдать в руки УСК «Мост». В качестве субподрядчика с высокой долей вероятности будет привлечёно НПО «Мостовик» из Омска, выступившее, кстати, автором проекта.

Кому горшки обжигать

- Возможности ЗАО «ТМК» я бы оценил высоко, - говорит Леонид Вильчинский. – Это старейшая строительная компания в крае с большим опытом. И хотя объектов такого масштаба и специфики у неё пока не было, но не боги горшки обжигают. ТМК оснащена новой техникой, в компании работает около 1000 специалистов. В планах – покупка современного цементного завода и другого оборудования. Идут переговоры, чтобы создать своего рода консорциум, куда в качестве субподрядчиков и партнёров войдут хабаровская компания ОАО «Дальмостострой» (с большим опытом мостостроения, в том числе крупнейшего моста через Амур) и ОАО «Примавтодор». К сооружению вантовых конструкций безусловно будут привлечены зарубежные компании – с их специалистами, технологиями, материалами.

Одной из самых сложных и больных проблем Леонид Вильчинский назвал предстоящее расселение людей из домов, которые попадают под снос. Одна из причин - постоянный рост цен на жильё. Но это – тема для отдельного, большого разговора, который «В» надеется продолжить в ближайшее время.

Автор: Марина Ивлева Сергеевна