Киллеры не признают никаких авторитетов

В субботу около 22 часов у входа в отель "Хендэ" был застрелен 47-летний авторитетный предприниматель Михаил Осипов (Михо), один из наиболее влиятельных приморских "донов". А днем позже, в воскресенье, на Военном шоссе был убит бывший директор 2-го горпищеторга, директор "Тихоокеанского торгового дома" Владимир Дмитриев.

7 окт. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №236 от 7 окт. 1997

В субботу около 22 часов у входа в отель "Хендэ" был застрелен 47-летний авторитетный предприниматель Михаил Осипов (Михо), один из наиболее влиятельных приморских "донов". А днем позже, в воскресенье, на Военном шоссе был убит бывший директор 2-го горпищеторга, директор "Тихоокеанского торгового дома" Владимир Дмитриев.

Справка "В" Михаил Борисович Осипов родился в 1950 году во Владивостоке и всю жизнь прожил в этом городе. В молодости активно занимался борьбой; учился в одном из владивостокских технических вузов; в 1983 году был осужден по статье 154 УК РСФСР за спекуляцию в крупных размерах. Срок (по информации "В" - 5 лет) отсидел полностью в одном из западных районов страны. В последнее время был женат вторым браком. Имел 18-летнюю дочь и 5-летнего сына.

Михаил Осипов - фигура в Приморье достаточно известная. В начале 90-х он был держателем городского общака, однако позже этой привилегии лишился. Видимо, с этого момента Михо и почувствовал себя приговоренным и жил в постоянном страхе.

По данным информированных источников, "дон" Михо осуществлял в столице Приморья ряд коммерческих проектов. Сообщается, что одно время он входил в состав учредителей нескольких ночных увеселительных заведений, а также предоставлял услуги "крыши" десяткам коммерческих компаний.

Также известно, что некоторое время Михо через подставных лиц участвовал в длинной цепочке, задействованной в поставке различных видов топлива в Приморский край.

(Все факты биографии Михаила Осипова получены корреспондентами "В" из неофициальных источников. Правоохранительные органы стремительно засекретили всю информацию, касающуюся погибшего.)

Михаил Осипов (Михо)

Роковым вечером Михаил Осипов подъехал к входу в гостиницу на “Круизере”, вышел из него, сделал несколько шагов к двери и был расстрелян практически в упор из трех видов оружия: на месте происшествия прибывшие оперативники обнаружили гильзы калибра 5,45 от автомата, предположительно АКМСУ (автомат Калашникова, модернизированный, складной, усовершенствованный), малокалиберные гильзы от пистолета системы ПСМ (пистолет самовзводный, малогабаритный) или пистолета Марголина, а также гильзы от пистолета ТТ. Более точный ответ на вопрос об оружии даст баллистическая экспертиза, так как стрелявшие унесли “стволы” с собой.

Михо умер на месте. По словам очевидцев, он получил около десятка ранений в жизненно важные органы и потерял много крови. Еще утром следующего дня в двух метрах от входа в отель были видны следы огромной лужи запекшейся крови.

Как стало известно корреспондентам “В”, отель “Хендэ” располагает собственной службой безопасности. Однако в момент убийства Осипова никого из “секьюрити” у входа в гостиницу не было. По словам сотрудников охраны, они патрулировали отель, ближайший из охранников находился в нескольких десятках метров от места трагедии внутри здания. Услышав выстрелы, он бросился к дверям, однако к тому моменту преступники уже успели скрыться.

Информированный источник в правоохранительных органах сообщает, что в помещении центра технического контроля службы безопасности гостиницы сотрудники следственной бригады изъяли видеокассету с технической записью сигнала скрытой видеокамеры внешнего наблюдения, расположенной непосредственно перед входом. Предполагается, что на этой видеопленке запечатлен момент расстрела Осипова. Тем не менее, по словам информированного источника, лица нападавших практически не видны. Один из преступников был в широкополой темной шляпе, другой - в темной кепке. У одного из “стрелков” на пленке отчетливо виден кавказский профиль лица. Третьего же киллера видеокамера не зафиксировала. Вследствие этого специалисты не исключают, что стрелявших было двое - по этой версии, один из преступников стрелял “по-македонски” - с двух рук.

В момент покушения преступники находились чуть впереди и справа от Михо. Это объясняет тот факт, что стеклянные витрины и входные двери отеля остались целы - в них не попала ни одна пуля. Не пострадали также и случайные прохожие и посетители гостиницы.

Как показывают свидетели, автомашина, подвозившая Михаила Осипова, сразу же после покушения на большой скорости скрылась в неизвестном направлении. По некоторым данным, этот джип принадлежит крупному бизнесмену, который ранее был тесно связан по делам бизнеса с погибшим в 1995 году Сергеем Бауло. Однако неизвестно, находился ли в момент убийства в автомашине сам предприниматель.

Видеопленка и показания свидетелей легли в основу оперативных мероприятий, которые проводились правоохранительными органами в воскресенье утром. К активным мероприятиям были подключены группы захвата всех районных отделов и управлений милиции, оперативная группа ГУВД, а также бойцы спецотдела быстрого реагирования управления по борьбе с организованной преступностью краевого УВД. Руководили операцией заместитель начальника городского УВД, начальник службы криминальной милиции Сергей Пацюк и начальник управления по борьбе с организованной преступностью Владимир Чеченев.

Бригадой были проведены обыски и проверки документов (безрезультатные) на нескольких автостоянках в центре города, которые находились под контролем Михаила Осипова.

Вечером того же дня (в воскресенье) милицией был проведен целый ряд активных мероприятий в барах, ресторанах и ночных клубах. Однако заказчики Михо и киллеры в публичных местах успех своей операции не отмечали.

Из последних лет жизни Михо во Владивостоке известно, что он постоянно жил в страхе покушения, который порой приобретал форму мании преследования. Не секрет, что частенько он передвигался по городу в автомобиле с затемненными стеклами, который в свою очередь двигался в колонне таких же. Аналогичная ситуация складывалась и с его квартирами. Официально Михаил Осипов был прописан в доме на улице Посьетской, 23, однако на самом деле квартир было несколько, причем некоторые носили исключительно конспиративный характер.

Примечательно, что, когда после убийства Коваля в конце июня этого года Осипов, находившийся в момент убийства рядом с ним, допрашивался следственными органами, он активно выдвигал версию, что стреляли именно в него и погибнуть должен был он.

После этого случая Михо выехал в Москву подлечить глаза в знаменитом офтальмологическом центре Святослава Федорова.

Буквально несколько дней спустя в московской прессе появились сообщения, что сотрудники столичного РУОПа предотвратили покушение на Михо. Из показаний задержанных киллеров выходило, что заказ на ликвидацию Осипова пришел из Владивостока.

В последние годы Осипов неоднократно распространял слухи о том, что уезжает из города. Временами эти слухи находили подтверждение. Несколько лет назад он продал часть своих предприятий, выставил на торги собственную квартиру со всей обстановкой (вплоть до простыней и вилок с ложками) и на несколько месяцев исчез из Владивостока. Исчез, чтобы появиться снова. (“Засвеченная” квартира, к слову, так и не была никем куплена.)

...Известно и то, что Михо был одним из самых увлеченных охотников Приморского края. Его коллекции отечественного и зарубежного охотничьего оружия мог бы позавидовать иной стрелковый музей.

Владимир Дмитриев

Похоже, что убийство Михо стало сигналом к началу нового витка криминальной войны за передел собственности в краевом центре. Не прошло и суток после стрельбы возле отеля “Хендэ”, как в другом конце города, в районе гаражей на Военном шоссе (неподалеку от известного горожанам автомагазина) был застрелен 45-летний Владимир Дмитриев - бывший директор 2-го горпищеторга, а в последнее время - основатель и бессменный генеральный директор “Тихоокеанского торгового дома”. Его вряд ли можно отнести к числу криминальных авторитетов Владивостока, однако около 40 расположенных в Ленинском и Первомайском районах города магазинов (доставшихся в ходе приватизации практически даром, поскольку торговый дом - суть вчерашний горпищеторг) наверняка привлекали к себе внимание многих и многих. Ведь, как заявлял сам Владимир Дмитриев в интервью газете “Владивосток” вскоре после акционирования в январе 1993 года, “...Торговать продуктами, если делать это с умом, всегда очень выгодно”.

Как удалось выяснить корреспондентам “В”, около 19 часов 5 октября Дмитриев подъехал к своему гаражу, расположенному в означенном районе, поставил машину (“Волга” ГАЗ-31 серого цвета) и собирался направиться домой, причем его путь пролегал между гаражами и дворами рядом со зданием городского УВД. Ему надо было пройти всего несколько десятков метров до подъезда дома, где он жил, - на Военном шоссе, 19. Именно здесь - в закоулках - и поджидали его убийцы, которые, судя по всему, хорошо знали привычные маршруты Дмитриева. Из-за гаражей вынырнули 2 человека, открывшие стрельбу из пистолетов ТТ и ПМ. Несмотря на то, что преступники вели огонь на бегу (о чем свидетельствует разлет гильз), в теле погибшего позже насчитали 6 пулевых ранений, причем 2 выстрела (скорее всего - контрольные) были произведены в голову. Оперативной бригаде, прибывшей на место происшествия через 7 минут, осталось только зафиксировать смерть Дмитриева. Вместе с тем удалось найти свидетелей, которые видели убегавших преступников; один из них крепкого телосложения, в черной джинсовой (возможно кожаной) куртке и в кепке, второй - высокий, худощавый, среднего возраста. Больше не знают о них ничего...

Автор: Дмитрий КЛИМОВ, Александр МАЛЬЦЕВ, Андрей ОСТРОВСКИЙ, Дмитрий ХАБАЛОВ, "Владивосток"