Приморье пытается завлечь Китай лесом и хлебом

НА МИНУВШЕЙ неделе в Китае завершилась 19-я Харбинская торгово-экономическая ярмарка. Свой потенциал продемонстрировали и приморские компании и организации. В чём мы можем выиграть конкуренцию у мощного Китая, попытался выяснить корреспондент «В», побывав

24 июнь 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2357 от 24 июнь 2008
d322642af84ce2e86eb87e63c8aceff0.jpg

НА МИНУВШЕЙ неделе в Китае завершилась 19-я Харбинская торгово-экономическая ярмарка. Свой потенциал продемонстрировали и приморские компании и организации. В чём мы можем выиграть конкуренцию у мощного Китая, попытался выяснить корреспондент «В», побывавший в эти дни в Харбине.

Давно не секрет, что российское правительство не совсем устраивает содержание торгово-экономических отношений России с Китаем.

- Основное назначение этой ярмарки для нас в том, чтобы в Китае видели, что Россия меняется, развивается, что у нас появился современный бизнес, - говорит заместитель начальника экономического отдела торгового представительства РФ в КНР Андрей ЗИЛЬЕВ. - И мы должны осваивать китайский рынок. Но нас как торгпредство не устраивает содержание российского экспорта в КНР. Основная часть продукции, которую мы продаём, - это энергоносители, круглый лес, некоторые наименования стальной продукции, удобрений и морепродуктов. На эти пять наименований приходится около 90 процентов российского экспорта в Китай. Доля машинотехнической продукции – всего 1,3 процента. Решение экспортной проблемы зависит от всех нас – начиная с правительства и заканчивая каждым из нас. России сейчас необходимо сконцентрироваться на производстве качественной, конкурентной машинотехнической продукции. Китай же сегодня в Россию поставляет буквально всё. Более 30 процентов китайского экспорта – это машинотехническое оборудование. Сейчас китайцы продают нам автомобили, станки, электронику, телевизоры, бытовую технику. Вот на Дальнем Востоке ездят в основном на японских бэушных автомобилях. Я думаю, что надо это прекращать: рынок бэушных автомобилей должен быть национальным. То есть нужно делать так, чтобы мы ездили на тех же самых «Тойотах», но только собранных в России.

Один из стереотипов, связанных с производством продукции в Китае, заключается в том, что многие уверены в некачественности китайских товаров.

- В Китае есть разный товар, - говорит Андрей Зильев. - Российские партнёры, которые хотят купить товар в Китае за 1 копейку, получают и качество на 1 копейку. Есть мнение, что китайцы хотят использовать российский рынок как рынок для продажи низкокачественного товара. Но в этом есть и вина российских бизнесменов, которые хотят купить товар как можно дешевле в Китае и продать его как можно дороже в России. А вот если посмотреть на американский рынок, то мы увидим, что он наводнён китайскими товарами и они вполне приличного качества.

Масштабы Харбинской ярмарки просто поражают. Сейчас у неё довольно представительное иностранное участие. Помимо соседей из Японии, Кореи сюда приехали бизнесмены из Голландии, Австралии, Бельгии. Но самым представительным стал, конечно, сам Китай. Вот уж где была продемонстрирована универсальность производства. Такое впечатление, что в Китае делают всё – от трусов до вертолётов. И всё-таки даже Приморью было что показать на этой выставке, хотя наши стенды были скорее самобытными…

- Мы представили на ярмарке выставку работ приморских звёзд – Евгения МАКЕЕВА, Марии ХОЛМОГОРОВОЙ и других, - говорит Виталий МЕДВЕДЕВ, представитель Дальневосточной академии искусств и Приморского союза художников. - Мы не ждём какой-то отдачи сразу. Выставка ценна тем, что налаживаются контакты, что потом, безусловно, выльется и в финансовую отдачу. Наша задача – найти зарубежных покупателей приморского искусства. И здесь живо интересуются приморскими работами. Сейчас Китай переживает бум развития изобразительного искусства, и китайцам очень интересно колоритное, яркое, самобытное приморское изобразительное искусство.

Честно говоря, удивило участие в ярмарке компании «Владхлеб». Неужели в Китае не умеют печь хлеб, поэтому им приходится обращаться за этим к российским коллегам?

- Сейчас у нас нет поставок продукции в КНР, - говорит коммерческий директор компании «Владхлеб» Валерий СИНЮХИН. - Процесс перехода продукции через границу достаточно сложный, поэтому мы рассматриваем варианты создания совместных производств. Дело в том, что традиционно наш ассортимент хлебобулочных изделий не принимается в Китае из-за потребительских предпочтений. Например, не устраивает кислотность продукции. Но сейчас линейка ассортимента сильно расширена, мы изучаем предпочтения, проводя дегустации, в результате чего ориентируемся, с какими продуктами нам стоит выходить на рынок. Что касается конкуренции по стоимости, то естественно, если плата за аренду, электричество, воду, заработная плата и прочие составляющие в Китае будут ниже, чем в России, то и цена хлеба, производимого по тем же технологиям, что и в России, здесь будет ниже, чем у нас на родине. Вопрос снижения цены хлеба в Приморье за счёт Китая интересный. Если мы найдём стратегических партнёров, которые бы поставляли нам зерно надлежащего качества, это, безусловно, скажется на ценовой политике предприятия. Хлеб – это скоропортящийся продукт. Везти готовую продукцию из Китая в Россию просто невозможно: по санитарным нормам хлеб необходимо реализовать в день выпечки.

Кроме таких нехарактерных Приморье представило и более традиционные свои товары и услуги: банковские технологии, транспортные услуги и, конечно, сырьё.

- Приморские предприятия поставляют на всю территорию Китая до 3 млн. кубометров лесной продукции ежегодно, - рассказывает начальник управления лесным комплексом администрации Приморского края Павел КОРЧАГИН. – На ярмарке Приморская ассоциация лесопромышленников и экспортёров леса (ПАЛЭКС) устанавливает отношения с китайскими фирмами и компаниями в основном по поставке оборудования и частично по реализации продукции. Нам сейчас важно показать себя. В свете последних реформ в России, которые касаются повышения экспортных пошлин на круглый лес, когда с 1 января будущего года экспорт кругляка станет нерентабельным, мы хотим привлечь китайских партнёров к совместной работе. Первое, чего мы хотим от китайских партнёров, это чтобы они покупали продукты переработки, пиломатериалы. Второе - это внедрение каких-то совместных технологий: соотношение цены и качества китайских станков сейчас отвечает нашим требованиям. Третье - это создание совместных предприятий на территории Приморского края.

Автор: Татьяна Куликова Анатольевна